В Москве прошла пятая конференция CiscoExpo

Так получилось, что применительно к деятельности в России нынешний год оказался для Cisco Systems юбилейным «в кубе». Отметившая в мае свое 20-летие фирма уже десять лет работает на отечественном рынке и в пятый раз проводит конференцию CiscoExpo.

НИК ЭРЛ: «На реализацию стратегии интеллектуальных информационных систем в Cisco отводят от трех до пяти лет»

Как и в прошлом году, техническая часть конференции состояла из четырех потоков, посвященных разным аспектам организации современной телекоммуникационной инфраструктуры. На них обсуждались системы IP-телефонии и средства защиты сетей передачи данных, методы построения сетей с интегрированными услугами и решения для систем хранения, корпоративные сети высокой готовности и оптическое оборудование, протоколы мультимедиа и беспроводные устройства.

На бизнес-семинарах рассматривались проблемы построения и эксплуатации корпоративных сетей на предприятиях разных отраслей экономики. Специальный акцент был сделан на решения для представителей среднего и малого бизнеса — гостиниц, сетей розничной торговли, учебных заведений, риэлторских компаний, медицинских учреждений. Наконец, прикладные аспекты использования современных технологий, будь то пакетная телефония или системы сетевой безопасности, наряду с сотрудниками самой Cisco Systems представили специалисты российских партнеров фирмы — AMT, CTI, IBS, Inline Technologies, «Микротест», NVision, Plus Communications, «Крок» и др.

План на пятилетку

По мнению Ника Эрла, вице-президента Cisco по маркетингу и планированию в регионе EMEA, в последнее время практически для любой организации сеть стала стратегическим активом. Ее восприятие руководством компаний изменилось в связи с общей трансформацией бизнеса, произошедшей под влиянием информационных технологий.

Сетевая и телекоммуникационная инфраструктура играет в этом процессе далеко не последнюю роль, поскольку выводит на качественно новый уровень взаимодействие сотрудников, поставщиков, партнеров и клиентов фирмы, а значит, позволяет повысить продуктивность работы персонала, снизить операционные издержки и улучшить финансовые показатели в целом. Современные телекоммуникационные технологии перестали быть уделом избранных и основанные на них решения оказались доступными организациям практически любого масштаба.

В этой связи в Cisco заговорили о наступлении «сетевой эры». Широкое распространение сетей обеспечивает разнообразие и повсеместную доступность контента, успехи беспроводных технологий заставляют переосмыслить само понятие сетевого подключения, большинство сетевых процессов осуществляются прозрачно для пользователя, а их выполнение в режиме реального времени рассматривается как единственно возможный вариант.

Вместе с тем попытки бизнеса извлечь максимальные выгоды из изменившегося положения дел до последнего времени наталкивались на ряд серьезных препятствий. В их числе руководители Cisco называют проблемы предоставления пользователям сервисов требуемого качества, параметры которых фиксируются в контрактах SLA, невозможность достичь полной виртуализации ресурсов, разрыв между архитектурой сетевых сервисов и запросами бизнес-приложений. По мнению Эрла, лишь сравнительно недавно ИТТ-индустрия приблизилась к возможности преодоления упомянутых барьеров. И произойдет это благодаря появлению интеллектуальных информационных сетей (Intelligent Information Network, IIN).

На реализацию IIN-стратегии Cisco отводит от трех до пяти лет, причем речь идет о трех ключевых этапах. Первый подразумевает тотальную сетевую интеграцию, передачу по сетям смешанного трафика (данные, голос, видео) и подключение корпоративных пользователей к «сети сетей», какими бы средствами доступа они ни располагали. Второй этап предполагает значительное упрощение сетевой архитектуры. На практике это эквивалентно конвергенции разнородных сред и виртуализации всех без исключения сетевых ресурсов (в том числе сетевых сервисов), которыми клиенты сети смогут пользоваться по своему усмотрению. Наконец, третий этап характеризуется появлением нового прикладного ПО и сервис-ориентированной сетевой инфраструктуры, оптимизированной для удовлетворения потребностей бизнес-приложений. Это означает, что функции интеллектуальной обработки трафика предстоит реализовать на сетевом уровне эталонной модели OSI, а не поддерживать их с помощью ПО промежуточного слоя.

Справедливости ради отметим, что в своих прогнозах эволюции информационных сетей в сторону все большей интеллектуальности Cisco Systems не одинока.

Во-первых, все крупнейшие игроки ИТТ-рынка сегодня придерживаются стратегии, нацеленной на поддержку в своих продуктах смешанного трафика, виртуализацию ресурсов и удовлетворение запросов бизнес-приложений. Среди таких компаний — не только производители телекоммуникационного оборудования, но и Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и SAP.

Во-вторых, экономические выгоды от интеллектуализации сетей сулят аналитические компании. Согласно оценкам Sage Research, переход на интеллектуальные сети позволит организациям на 29% снизить совокупную стоимость владения инфраструктурой. В гетерогенной среде совокупные расходы на корпоративную сеть составляют 904 долл. в год в пересчете на один подключенный к ней компьютер (298 долл. — капитальные затраты, 606 долл. — текущие расходы). При системном подходе, предполагающем ориентацию на решения преимущественно одного производителя, сумма уменьшится до 642 долл. (219 и 423 долл. соответственно). Если же говорить о затратах на внедрение новых приложений и технологий, то экономия еще более впечатляет. По данным той же Sage Research, более чем вдвое (с 455 до 203 долл. в год в пересчете на одно рабочее место) снизятся расходы на телефонию и на 43% — на сеть передачи данных.

Курсом IP

Неудивительно, что руководители Cisco охотно ссылаются на приведенные оценки Sage и им подобные. По сути, речь идет о пересмотре заказчиками политики закупок в пользу одного стратегического поставщика конвергентных решений. Надо ли объяснять, что Cisco активно претендует на это место. Между тем еще не так давно агрессивный маркетинг компании давал сбои, приводя к результатам, прямо противоположным ожидавшимся. По мнению западных аналитиков, Cisco чересчур активно напирала на преимущества IP-телефонии, противопоставляя ее традиционным или гибридным системам. Организация фирмой на CeBIT 2000 свалки телефонных аппаратов и установка ею памятника аналоговому телефону в Москве, как говорится, в комментариях не нуждаются.

На сегодняшний день семейство CISR представлено 11 моделями маршрутизаторов серий 1800, 2800 и 3800

Судя по всему, компания усвоила кое-какие уроки и в последнее время занимает более «умеренную» позицию. Тезис о постепенной эволюции средств телефонии, столь приятный уху заказчиков, теперь взят на вооружение и Cisco. Вместо призывов выбросить имеющиеся системы «на свалку истории» представители корпорации рассуждают о внедрении ее решений в существующую инфраструктуру корпоративных сетей.

Результат метаморфозы не заставил себя ждать. Общее число отгруженных вендором IP-телефонов приблизилось к 3,5 млн, причем 1 млн аппаратов продан за последние восемь месяцев 2004 финансового года, который завершился 31 июля. По состоянию на конец июля около 1 млн IP-телефонов поставлено только в регион EMEA. Если верить словам Эрла, во всем мире развернуто около 1700 виртуальных мультимедийных операторских центров на базе продуктов Cisco.

Компания не преминула использовать проведенный в рамках CiscoExpo пресс-брифинг, чтобы рассказать о последних крупных проектах в этой области. Один из них — сентябрьское подписание контракта с Bank of America о внедрении системы IP-телефонии.

Парадокс заключается в том, что одна из крупнейших финансово-кредитных организаций США эволюционному «врастанию» в мир пакетной телефонии предпочла революционный подход. Полной замене подлежат не только традиционные телефонные аппараты на рабочих местах сотрудников банка, но и 362 учрежденческие АТС, обслуживающие примерно 5800 его американских филиалов. Их заменят на IP-УАТС на базе программных коммутаторов Cisco CallManager.

Общая стоимость контракта не сообщается, но о его масштабах свидетельствует уже тот факт, что Bank of America закупит у Cisco 180 тыс. IP-телефонов.

Аналогичный контракт компания подписала двумя месяцами раньше с фирмой Boeing, которая решила приобрести у Cisco 150 тыс. IP-телефонов. В середине сентября стало известно, что 50 тыс. IP-телефонов Cisco готова установить у себя компания Ford Motor. В этом случае о полном отказе от традиционных УАТС не сообщается. Тем не менее передача голосового трафика между офисами автомобильного гиганта будет осуществляться не по его собственной сети передачи данных, а по IP-каналам общего пользования, строительством которой сегодня занимается один из четырех американских региональных операторов SBC Communications.

Сервисы в маршрутизаторах

По словам Криса Хаггета, старшего директора Cisco по работе на вертикальных рынках в регионе EMEA, последние крупные контракты компании в области корпоративной телефонии (с некоторых пор в Cisco вместо привычного термина «IP-телефония» используют именно эти слова) следует рассматривать как примеры виртуализации телекоммуникационных ресурсов, которую предусматривает второй этап реализации IIN. Но чтобы двигаться дальше, к построению сервис-ориентированной сетевой инфраструктуры, требуется переосмыслить роль маршрутизаторов в сетевой среде.

То, что фирма делает упор именно на маршрутизаторы, вряд ли кого-то удивит. Как известно, именно этой категории продуктов Cisco Systems обязана своему стремительному взлету.

На необходимость кардинального изменения портрета маршрутизаторов недвусмысленно указывают и результаты опроса заказчиков, организованного Cisco Systems в июне прошлого года. Более половины респондентов высказались за интеграцию в маршрутизаторы функций брандмауэров, виртуальных частных сетей (VPN) и выявления сетевых атак. За ними в списке приоритетов следовали антивирусное ПО и средства IP-телефонии, опередившие кэширование и фильтрацию контента, приоритизацию трафика и поддержку многоадресной передачи.

Подобная расстановка акцентов в интересах заказчиков не стала для Cisco Systems откровением. Разработку маршрутизаторов нового поколения компания начала почти четыре года назад, т. е. как раз в ту пору, когда телекоммуникационная индустрия стремительно входила в штопор тяжелейшего кризиса. Результаты этой деятельности, потребовавшей свыше 1 млн человеко-часов, были представлены 16 сентября текущего года в виде семейства маршрутизаторов с интегрированными сервисами передачи данных, голоса и видео (Cisco Integrated Services Routers, CISR).

Сегодня в семейство CISR уже входят 11 моделей. Они объединены в серии 1800, 2800 и 3800, которые пришли на смену хорошо знакомым 1700, 2700 и 3700. Хотя в новых изделиях большинство функций реализованы на уровне материнских плат, до 90% модулей, разработанных для маршрутизаторов предыдущего поколения, могут быть установлены в «свежие» продукты.

Маршрутизаторы CISR являются одним из компонентов разработанной Cisco концепции безопасности Self-Defending Network. Они поставляются со встроенными аппаратными средствами поддержки IP-телефонии и организации сетей VPN, второй версией ПО Cisco Router and Security Device Manager, обеспечивающей управление программными средствами безопасности, а также брандмауэром на базе операционной системы IOS. Кроме того, впервые в составе маршрутизаторов появилась система предотвращения сетевых атак (Intrusion Prevention System). Заказчикам предлагаются и дополнительные модули сетевых услуг, которые позволяют, например, обеспечить повышенную производительность сетей VPN или реализовать более сложную схему фильтрации адресов URL.

В модели Cisco 2800 Series и Cisco 3800 Series интегрированы последние версии ПО Cisco CallManager Express и Cisco Unity Express. Установка дополнительных модулей в интегрированные высокоскоростные разъемы позволит использовать эти устройства для защиты голосовых данных, организации голосовых шлюзов, реализации функций конференц-вызовов, голосовой почты и автоответчика, преобразования трафика из одного формата в другой. Маршрутизаторы CISR могут также использоваться для хранения видеоконтента в целях его последующей трансляции по сети.

Представители Cisco особо подчеркивают: реализация в одном устройстве нескольких функций, для получения которых раньше приходилось приобретать три-четыре отдельных продукта, не привела к снижению быстродействия собственно маршрутизации. Более того, утверждается, что, по сравнению с возможностями предыдущих моделей производительность отдельных маршрутизаторов выросла в семь раз, а объем их памяти увеличился в четыре раза. Так, производительность 1841, пока единственного представителя линейки Cisco 1800, впятеро превосходит таковую у представителей семейства 1700. Такой результат достигнут благодаря разделению базовых функций обработки трафика, за которые отвечает центральный процессор маршрутизатора, и интегрированных сервисных функций, реализованных на уровне специализированных микросхем (ASIC).

Новые продукты Cisco адресованы разным категориям клиентов — от представителей сегмента SOHO до пользователей крупных региональных офисов транснациональных компаний. Об их потенциальном месте в структуре сети можно судить по поддерживаемым интерфейсам: модели серии 1800 имеют один порт для линии T1/E1, 2800 — способны работать с несколькими такими линиями, а 3800 — поддерживают каналы T3/E3. Стоимость маршрутизаторов серии 1800 начинается от 1395 долл., устройств 2800 — от 1995 долл., а 3800 — от 9500 долл. Насколько известно автору, первые партии маршрутизаторов Cisco 1841 уже поступили в Россию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями