Рынок оборудования для организации корпоративных видеоконференций был в мире высоких технологий чем-то вроде островка спокойствия в океане бурь

До недавних пор он не удосуживался внимания таких грандов ИТ-индустрии, как Microsoft и IBM, Cisco Systems и Nortel. В этом обособленном сегменте существовали свои лидеры и аутсайдеры, но их число всегда было невелико, а стратегия и тактика — вполне предсказуемы. Так продолжалось до конца прошлого года, когда несколько событий показали, что для «островка» наступают более интересные времена.

В декабре 2003 года сразу два ведущих телекоммуникационных производителя, Cisco Systems и Avaya, объявили о притязаниях на рынок продуктов для организации корпоративной видеоконференц-связи. Первый из вендоров в подтверждение сказанного сразу же продемонстрировал комплект готовых решений, созданных совместно с компанией Tandberg.

технологические альянсы

Альянс Cisco и Tandberg стал одной из горячих тем мартовской выставки CeBIT 2004, на которой демонстрировалась работа первого в отрасли интегрированного решения для организации видеотелефонии с элементами конференц-связи в корпоративной сети IP-телефонии. Главенствующая роль в проекте отводится новой версии управляющего сервера обработки вызовов (программного коммутатора) Cisco CallManager 4.0, который по желанию клиента дополняется комплектом Video Telephony Advantage (настольное клиентское приложение и специальная USB-видеокамера). Софтверное приложение легко стыкуется с IP-телефоном Cisco, но вместо него в конечных точках подключения к сети могут применяться и аппаратные терминалы Tandberg серий 550 и 1000. Таким образом, с помощью последних разработок Cisco рабочее место пользователя легко превращается в систему видеосвязи с поддержкой режима видеоконференций.

Оба терминала Tandberg могут работать по SCCP — фирменному протоколу IP-телефонии компании Cisco. Благодаря этому видеоабонентам в корпоративных сетях доступны те же сервисы, которые предлагаются обычным пользователям IP-телефонов, в том числе голосовая почта и корпоративный справочник. Кроме того, устройства Tandberg способны взаимодействовать по протоколу H.323 с сетевыми продуктами Cisco — шлюзами, контроллером зоны и многоточечным сервером конференц-связи (MCU) IP/VC 3540. По заверениям Tandberg, к концу 2004 года все оконечные терминалы будут поддерживать и видеотелефонию Cisco, и стандарт H.323.

Как сообщил руководитель направления корпоративной телефонии российской компании «АМТ Групп» Максим Мамаев, в рамках ряда проектов его фирмы уже проводится интеграция средств IP-телефонии и видеосистем Tandberg. В планах этого системного интегратора — осуществить стыковку терминалов Tandberg и Polycom с оборудованием программной коммутации NetCentrеx.

Хотя со времени появления официальных анонсов прошел почти год, о конкретных результатах совместной деятельности другого альянса, Avaya и Polycom, нам ничего не известно. Между тем в декабре 2003 года партнеры обещали выпустить первые изделия в середине 2004 года. К предполагаемым новинкам относились настольное ПО Avaya Softphone, дополненное видеокодеком от Polycom, и доработанные аппаратные IP-телефоны Avaya, оснащенные функциями поддержки видеосоединений. В перспективе Avaya обещала модернизировать свое центральное ПО Communication Manager для IP-телефонии, чтобы обеспечить управление групповыми и персональными видеотерминалами Polycom, а также унифицированными мостами многоточечных серверов MCU. Совместные разработки должны были вестись на базе открытых стандартов, таких как TCP/IP и H.323, поэтому с технической точки зрения реализация проекта не должна была вызвать особых проблем. По-видимому, сотрудничество не заладилось по другой причине.

Вообще говоря, Avaya следует рассматривать как классического телекоммуникационного вендора, история которого началась в недрах телефонной корпорации AT&T. И значит, в багаже корпоративных знаний Avaya должен быть сосредоточен огромный арсенал ноу-хау в области видеотелефонии и ВКС, который она, равно как и другие производители телефонных станций, реализовывала раньше в системах TDM-коммутации. По этой причине принципиальная позиция Avaya в отношении систем видеоконференц-связи должна перекликаться с воззрениями других членов «лагеря телефонистов», в частности корпорации Siemens, которая вроде совсем не стремится занять место под солнцем в сегменте корпоративных ВКС.

Менеджер по продукции подразделения «Корпоративные сети связи» (EN) компании Siemens Денис Давыдов сказал, что идея организации ВКС пришла 15-20 лет назад с появлением ISDN-технологии, которая изначально была рассчитана на передачу видео и голоса конечным пользователям. «Мы всегда предлагали различные решения ВКС на базе ISDN и убедились, что только очень небольшой процент бизнес-клиентов в России реально готов пользоваться услугами видеоконференций. Переход с TDM- на IP-коммутацию кардинально не меняет восприятие клиентами данной услуги».

Представитель Siemens добавил, что самым распространенным сценарием применения ВКС в корпоративной среде остается оснащение оборудованием групповой связи специальных переговорных комнат, где сотрудники могут общаться с коллегами из другого города в режиме телемоста. Установку персональных комплектов видеотелефонии на рабочие места пользователей бизнес-клиенты считают нецелесообразной, поскольку обычные сотрудники чувствуют себя гораздо комфортнее, если абоненты их только слышат, но не видят.

Психологическую особенность того или иного способа коммуникаций нельзя сбрасывать со счетов, но самым весомым аргументом в пользу любого телекоммуникационного проекта являются деньги. Разработчики систем ВКС и провайдеры соответствующих услуг потратили годы, чтобы убедить бизнес-клиентов внедрить технологии аудиовизуального взаимодействия, позволяющие экономить на командировочных расходах и выигрывать за счет оперативности принятия решений. Повсеместное внедрение IP-сетей, более дешевых, чем выделенные каналы ISDN или frame relay, «катализирует» этот процесс. Производители, в свою очередь, постарались сделать персональные и групповые терминалы максимально доступными по цене. Напрашивается вывод, что период ренессанса корпоративных сетей видеотелефонии и ВКС не за горами.

В российском офисе Cisco с удовлетворением отметили растущий интерес к решениям видеотелефонии. «В этой технологии заложен несомненный потенциал, — считает системный инженер Cisco Екатерина Феоктистова. — Кроме того, сложились необходимые предпосылки для развития таких решений, в том числе распространенность IP-сетей. Какие решения будут доминировать на рынке в дальнейшем, зависит от того, кто из игроков уже сейчас серьезно отнесется к разработке своей стратегии в области видеотелефонии».

Одним из перспективных направлений развития в Cisco считают интеграцию средств видеосвязи с телефонной сетью. Основная задача такой интеграции — сделать использование видеосвязи простой как для абонентов, так и для администраторов сети. «Чтобы добавить поддержку видео к телефонному звонку, абоненту не придется переучиваться и менять привычки, а сетевой администратор получит в распоряжение интегрированную платформу оказания услуг с единым управлением и механизмами настройки», — утверждает Феоктистова. Схожее видение своей миссии в развитии корпоративных коммуникаций имеет и Avaya. Многие эксперты отмечают, что в том же направлении движется корпорация Nortel, хотя официальные подтверждения на сей счет пока отсутствуют.

ВКС в коллективной работе

Создание альянсов крупных телекоммуникационных вендоров с поставщиками «классических» технологий ВКС стало лишь одним шагом к изменению привычного ландшафта этого рыночного сегмента. Однако первую попытку изменить ситуацию предприняли вовсе не сетевые производители: персональными средствами организации ВКС как эффективным механизмом реализации приложений совместной работы заинтересовались корпорации Microsoft, Oracle и IBM.

После приобретения за 200 млн долл. фирмы PlaceWare корпорация Microsoft учредила в начале 2003 года собственное подразделение, занимающееся разработками систем для организации медиаконференций реального времени. Первым продуктом этого департамента стал Microsoft Office Live Communication Server, объединивший в себе функциональность сервера мгновенной передачи сообщений (IM) и возможности определения присутствия пользователя.

Выход софтверного гиганта на рынок систем конференц-связи с расширенными возможностями обещает включение средств аудио-, видео- и Web-конференций в линейку его основных программных продуктов для поддержки внутрикорпоративных бизнес-процессов. Кроме того, вступление в игру компании такого масштаба гарантирует изменение конкурентной среды в любом сегменте ИТ-рынка.

Независимое агентство Wainhouse Research, занимающееся анализом состояния рынка видеоконференц-связи, признало, что за последние 16 месяцев он подвергся существенной трансформации. На сегмент, считавшийся уделом нишевых вендоров, обратили внимание крупнейшие ИТ-компании, которые увидели в нем источник будущих доходов. За симпатии пользователей систем медиаконференций и приложений совместной работы развернется борьба между тремя основными группами вендоров — производителями ПО для бизнеса (Microsoft, IBM, Oracle), разработчиками систем IP-телефонии (Cisco, Avaya, Nortel) и поставщиками групповых видеотерминалов (Polycom, Tandberg, WebEx, Genesys). Современные комплексные решения для коллективной работы уже проектируются с учетом поддержки приложений присутствия, IM и интегрируются с продуктами или сервисами аудио-, видео- и Web-конференций в рамках универсального рабочего места пользователя.

Очередной годовой отчет агентства Wainhouse Research (Rich Media Conferencing 2004) посвящен анализу всех аспектов развития технологий коллективной работы с расширенными медийными возможностями. В нем даются среднесрочные прогнозы, посвященные изменениям структуры рынка оборудования для конференц-связи. Кроме того, указываются ключевые тенденции развития инфраструктурных продуктов для организации всех типов медиаконференций, к которым относятся системы аудиоконференц-связи, серверы Web-конференций, видеошлюзы и контроллеры доменов, многоточечные серверы MCU, приложения IM и многое другое (кроме пользовательских терминалов).

Рис. 1. Прогноз роста продаж инфраструктурного оборудования для коллективных коммуникаций

Итоговые прогнозы WR по объемам мирового рынка инфраструктурного оборудования класса Сollaborative Communications предсказывают среднегодовой рост на уровне 12,6% с 2003 по 2006 год. Суммарная выручка вендоров инфраструктурного оборудования для конференц-связи и средств совместной работы увеличится с 475 до 675 млн долл., невзирая на драматическое падение отпускных цен. Затем начнется период замедления роста и даже стагнации рынка (рис. 1). Ожидается, что за тот же период (с 2003 по 2008 год) доля систем для организации Web-конференций, приложений присутствия и IM а также систем аудиоконференц-связи в общей структуре продаж вырастет в ущерб инфраструктурному оборудованию для ВКС, включая MCU, видеошлюзы и контроллеры доменов (рис. 2).

Рис. 2. Прогнозируемое изменение структуры мирового рынка оборудования для мультимедийных конференций

Оптимистичное будущее для систем аудиоконференц-связи обрисовал и менеджер Siemens EN Денис Давыдов. «В корпоративных приложениях аудиоконференции используются очень широко, — говорит Давыдов. — Типичный пример применения их российскими заказчиками — проведение утренней планерки. На больших предприятиях существует необходимость устраивать конференции на 30-50 человек в режиме онлайн, когда сотрудники находятся на своих рабочих местах и могут высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу».

Давыдов обращает внимание на то, что голосовые конференции менее требовательны к сетевым ресурсам, чем видеоприложения, поэтому заказчику не составит труда одновременно подключить к сеансу десяток пользователей в одной точке без угрозы перегрузить магистральный канал. Никаких особенных дополнительных требований к сети, кроме известных механизмов QoS, в случае проведения аудиоконференций предъявлять не нужно.

В то время как софтверные компании пытаются освоить несвойственные для них области аудио- и видеоконференц-связи, Cisco Systems приготовила «симметричный» ответ. В портфеле этого производителя менее года назад появилось решение для организации коллективных коммуникаций MeetingPlace, права на которое были куплены вместе с его разработчиком Latitude Communications за 80 млн долл. По словам Екатерины Феоктистовой, по итогам независимого исследования Miercom приложению MeetingPlace присуждено звание «лучшее средство для коллективной работы». Данное решение совмещает в себе возможности проведения телефонных совещаний, совместного доступа пользователей к данным (файлам и презентациям) и легко интегрируется с видеоконференциями.

громкий дебют SIP

Картина сращивания прежде обособленных технологических областей, приводящего к появлению рынка продуктов для мультимедийных конференций, будет неполной, если не вспомнить о многочисленных азиатских производителях, которые активно поддержали введение стандарта SIP в конвергентных системах. Этот протокол управления сеансовыми соединениями в сетях IP проще в реализации, нежели более ранний стандарт голосовых IP-коммуникаций H.323, рекомендации которого были заимствованы из мира ISDN. Следовательно, добиться полной совместимости SIP-решений удалось быстрее, чем в случае применения систем H.323.

Множество тайваньских, китайских и малазийских вендоров взялись за разработку телефонных SIP-аппаратов, оснащенных VGA-дисплеем и видеокамерой. Прошедшей весной на некоторых экспозициях выставки CeBIT уже были представлены готовые изделия для организации видеотелефонии в корпоративных IP-сетях.

Преимущества SIP-решений состоят в том, что они просты в эксплуатации и при изготовлении обходятся довольно дешево, а массовый интерес азиатских вендоров к соответствующей технологии обеспечит еще больший ценовой отрыв от терминалов H.323. Пока доступные на рынке SIP-терминалы можно использовать лишь для поддержки услуг видеотелефонии, но недалек тот день, когда азиатские производители научатся смешивать несколько RTP-потоков, что позволит им создавать решения для организации ВКС.

Растущий интерес производителей к протоколу SIP приветствуют в корпорации Cisco. «Сейчас на рынке телефонных и видеорешений, базирующихся на IP, наблюдается смещение акцентов на использование стандартных протоколов, и в среднесрочной перспективе поддержка протокола SIP нам представляется очень перспективной», — заявила Екатерина Феоктистова.

Популяризация SIP-решений представляет собой наибольшую угрозу «классической» индустрии ВКС, выпускающей довольно дорогое многофункциональное оборудование и все больше тяготеющей к IP-технологиям. По признанию Сергея Капцова, генерального директора компании «Авикон», поставляющей в Россию системы ВКС производства Polycom и Tandberg, более 90% продаваемых портов серверного оборудования работают по протоколу IP.

«ISDN остается технологией межкорпоративного общения, хотя и в этой области она теряет свои позиции, — констатирует Капцов. — В нашей стране действуют национальные сервис-провайдеры, такие как «РТКом» и «ТрансТелеКом», которые прокладывают IP-каналы в самые отдаленные уголки и надежно шлюзуются с зарубежными коллегами. Когда в рамках Всемирного информационного конгресса в Женеве мы организовывали видеосвязь между Швейцарией и одним из киргизских аулов, мы были удивлены: в Киргизии есть IP-сеть, но нет ISDN».

Преобладание IP-решений над ISDN в современных системах для организации аудио- и видеоконференций отмечается в уже упоминавшемся отчете WR. Аналитики Wainhouse подтверждают, что производители систем аудиоконференц-связи завершили переход к IP-архитектуре, добавив порты VoIP как в мультисервисные, так и в двухмодовые (то есть основанные на TDM и IP) продукты. До сих пор рынок продуктов для многоточечных IP-аудиоконференций формировался медленнее, чем ожидалось, но теперь стимулировать его рост станут развернутые сервис-провайдерами службы аудио- и видеоконференций, которые потребуют от конечных клиентов наличия портов IP для подключения клиентского оборудования. Согласно данным того же агентства WR, в глобальном масштабе разрыв между количеством поставленных IP- и ISDN-совместимых портов на серверах MCU составляет шесть раз. То, что в России (если судить по сведениям «Авикона») этот показатель еще выше, свидетельствует лишь о недостаточной развитости сетей ISDN, вместо которых операторы связи сразу же выстраивают инфраструктуру IP.

Поскольку технологии видеоконференц-связи мигрируют из области TDM-телефонии в сферу IP, услуги автоматически удешевляются и переходят в категорию массовых сервисов. Соответственно, первоначальные затраты на оборудование для конечных пользователей должны быть невелики. Это правило относится как к инфраструктурному оборудованию, обеспечивающему саму возможность предоставления подобных услуг в корпоративной сети, так и к пользовательским терминалам. Самым очевидным способом убить сразу двух зайцев является более тесная интеграция персональных и групповых видеотерминалов с программными коммутаторами на основе протокола SIP.

Менеджер по направлению Video-over-IP компании CTI Павел Ребров полагает, что сейчас можно говорить о тенденции полного замещения классических серверов ВКС программными коммутаторами. «Любое оборудование MCU, которое работает с IP-потоками и реализует видеоконференции по протоколу H.323 или SIP, является программным решением, — подчеркивает он. — Но если классические решения (например, Polycom) работают на основе рекомендаций H.323, то новые рыночные игроки ориентируются на SIP. Так, система BroadWorks позволяет проводить видеоконференции средствами протокола SIP, более простого и понятного «нетелефонистам».

Генеральный директор CTI Игорь Масленников согласен с тем, что сейчас наблюдается сращивание технологий пакетной телефонии и ВКС. «Насколько мне известно, почти все вендоры программных коммутаторов класса 5 анонсировали или уже реализовали поддержку видеоконференций», — говорит он. И такая перспектива особенно радует корпорацию Cisco. «Слияние видеотелефонии с телефонными системами кажется нам очень логичным шагом, поскольку позволяет преодолеть традиционные трудности организации ВКС, связанные с дороговизной и трудоемкостью в эксплуатации соответствующих решений», — считает Екатерина Феоктистова.

В Cisco хотят заранее подстраховаться от наплыва дешевой техники азиатских производителей. Специалисты корпорации предостерегают серьезных заказчиков от покупки множества разрозненных устройств, которые не дадут синергетического эффекта сквозного решения с единым механизмом обеспечения QoS в корпоративной сети, общим планом нумерации и управления сетевыми ресурсами. Гарантировать построение сквозного управляемого решения можно лишь при использовании видеопродуктов партнерских компаний, таких как Tandberg.

простота или функциональность

Традиционные «телефонисты», например Siemens, к идее полной интеграции своих коммутаторов с системами организации видеоконференций относятся прагматично. Как считает Денис Давыдов, проблема совместной работы видеотерминалов и коммутаторов IP-телефонии, поддерживающих стандарт H.323 или SIP, несколько надуманна: любая УАТС Siemens может обслуживать терминальные видеосистемы точно так же, как и других телефонных клиентов, и аналогично обрабатывать для них соединения. У «нетелефонистов» еще не прошел азарт внедрения новых сервисных функций в решения IP-УАТС, которые уже давно реализованы в TDM-коммутаторах. Иными словами, перед новичками телефонного бизнеса, включая Cisco, стоит актуальная задача нарастить некую критическую массу поддерживаемых функций, тогда как «телефонистам» необходимо лишь перевести имеющиеся наработки в IP-среду.

Реализовать присущее TDM-коммутаторам многообразие функций по управлению вызовами на базе стандартных инструментальных средств H.323 или SIP практически невозможно, поэтому телефонные производители создают новые версии собственных сервисных протоколов, адаптированные к сетям IP. Ярким примером реализации подобной стратегии служит готовящийся к выпуску программный клиент Siemens optiClient 130 версии 5.0 — универсальный программный телефон с возможностью передачи видео. По заявлению производителя, он может быть присоединен к любым системам видеотелефонии сторонних производителей, поддерживающим стандартный протокол SIP, но с «родными» коммутаторами линейки HiPath он будет взаимодействовать по фирменному протоколу CorNet-IP, обеспечивающему функциональность самого высокого уровня.

У дистрибьюторов и интеграторов однозначной позиции по поводу преимуществ перехода на более дешевые системы SIP-видеоконференц-связи пока не существует. По словам Сергея Капцова из «Авикона», у серьезных игроков рынка ВКС бытует мнение, что у этого протокола существенно меньше возможностей, чем у H.323, да и сам протокол по-настоящему не стандартизован. «Крупные вендоры боятся приступать к реализации SIP в коммерческих изделиях, но уже приглядываются к нему, — сообщил директор «Авикона». — А продукты азиатских производителей дешевы не потому, что в них используется SIP, а потому, что в них устанавливаются дешевые видеопроцессоры и не уделяется должного внимания разработке софта».

Игорю Масленникову «классические» системы видеоконференц-связи представляются существенно более узким рыночным сегментом, чем SIP-видео. Впрочем, как отметил он, эти системы не конкурируют напрямую друг с другом: маленькая дешевая SIP-камера всегда останется средством персональной видеотелефонии или конференц-связи, а обычные технологии ВСК сохранят за собой нишу групповых видеоконференций. Групповые сервисы более сложно организованы, а потому менее востребованы, чем персональные. В частности, «классические» терминалы обеспечивают возможность «слежения» за говорящим путем автоматического переключения камеры. Естественно, ориентированные на массового пользователя китайские терминалы таких функций не поддерживают и, вероятно, от них стоит ожидать худшего качества передачи видео- и аудиосигнала из-за применения дешевых микрофонов, объективов и оцифровывающих матриц.

Сергей Капцов придерживается мнения, что групповые системы ВКС (вроде Polycom или Tandberg) всегда будут довольно дорогими и относиться к несколько иному сегменту рынка, чем общедоступные персональные устройства. Вместе с тем почти все опрошенные эксперты согласны, что инфраструктурное оборудование видеоконференц-связи в связи с усилением доминанты IP-телехнологий прекратит самостоятельное существование. Представитель «АМТ Групп» Максим Мамаев выразился по этому поводу так: «Когда речь идет об использовании в качестве транспортной сети протокола IP, оборудование ВКС автоматически «вливается» в корпоративные решения по интеграции голоса, данных и видео, поскольку строить отдельную инфраструктуру для поддержки видеосервисов — неоправданное расточительство».

Действительно, корпоративные сети вступают на новый виток конвергенции технологий и услуг. Если несколько лет назад передача речи по сетям Ethernet или IP VPN воспринималась как экзотика, то сейчас этим трудно кого-то удивить. Большинство прежних сетей, построенных для передачи данных и голоса, в настоящее время оснащены средствами ВКС, а проектируемые ныне сети изначально рассчитаны на поддержку видеосвязи. На повестку дня все активнее выходят видеокоммуникации, которые призваны не столько экономить расходы предприятий, сколько оптимизировать бизнес-процессы и повышать производительность труда.

Объем рынка ВКС-оборудования все еще слишком мал (около 800 млн долл. с учетом стоимости инфраструктуры и терминалов), чтобы стать по-настоящему интересным для крупных компаний типа Cisco или Siemens. Однако уже понятно, что все «старшие братья» готовят плацдармы для наступления на него и оценивают, какую пользу из этого можно извлечь. Ближайшие два-три года должны до основания потрясти, казалось бы, спокойный консервативный мир корпоративных видеоконференций и вовлечь его в череду постоянных конвергентных превращений.