НА ОТКРЫТИИ ежегодной конференции «Беспроводная связь в России, бизнес-модели будущего», организованной редакцией газеты «Ведомости», выступил генеральный директор компании «Система Телеком» Владимир Лагутин. Он подвел некоторые итоги деятельности мобильных операторов связи в нашей стране и обрисовал собственное видение развития отрасли.

«Ожидаемое насыщение рынка мобильной связи справедливо только для голоса, но не для услуг передачи данных», — подчеркнул Лагутин, и эта мысль стала лейтмотивом всего выступления главы столичного холдинга. В подтверждение сказанному он привел данные Ассоциации GSM, согласно которым доля передачи голоса в доходах мировых мобильных операторов неуклонно снижается, уступая место доступу к Internet и корпоративным данным, но все еще остается главным источником прибыли. Так, в 2004 году глобальное соотношение доходов, полученных от этих двух категорий услуг, составит 60:40 в пользу голоса.

Лагутин заявил, что отставание России от Западной Европы по технологиям мобильной связи второго поколения практически преодолено, а о развитии следующего поколения сотовых сетей рано делать выводы даже за рубежом. Исключение составляет Япония, где оператор NTT DoCoMo (сеть 3G) привлек уже несколько миллионов абонентов, но менталитет жителей Страны восходящего солнца сильно отличается от европейского. И это сказывается в том числе на потребительском спросе на услуги связи. Так, в действующих сетях GPRS самым популярным приложением в Европе является передача MMS, а в Японии и Южной Корее — мобильный доступ к Internet.

Европейским, североамериканским и российским сотовым операторам предстоит найти собственные killed-application (дословно — «убийственные» приложения), которые поднимут интерес конечных пользователей к службам передачи данных. По словам Владимира Лагутина, в России следует ожидать спроса на мультимедийные информационно-справочные услуги и на сервисы, обеспечивающие безотлагательную покупку цифровых продуктов (лицензий на ПО, аудиозаписей, PIN-кодов для доступа к услугам), проведение банковских операций, определение местоположения абонента, мобильное бронирование мест в гостиницах, билетов на транспорт и культурно-массовые мероприятия. Одновременно увеличится объем рекламы, передаваемой на мобильные терминалы.

В связи с изменившейся общественно-политической обстановкой большие перспективы ожидают новое направление мобильных услуг — обеспечения безопасности граждан и охраны их имущества. Кстати, компания «МТС-П», дочернее предприятие федерального оператора МТС, успешно предлагает сервис отслеживания местонахождения автомашин в Московском регионе.

Особая роль в развитии сетей в нашей стране отводится технологии CDMA-450. По словам Лагутина, технология CDMA-450 дешевле стандартного GSM (900 и 1800 МГц), поэтому развертывание федеральной сети на ее основе происходит быстрее, чем это было раньше.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями