Компания Check Point пытается изменить свою продуктовую стратегию, но рискует столкнуться с недовольством прежних партнеров

Внешне может показаться, что компания Check Point Software Technologies скоро достигнет пика своего успеха, поскольку сетевая безопасность становится приоритетом большинства предприятий. Но в действительности этот производитель межсетевых экранов и средств VPN сталкивается с серьезными стратегическими проблемами.

На Check Point оказывают давление корпорации Alcatel, Cisco и Enterasys, которые внедрили новые принципы защиты корпоративных сетей путем встраивания механизмов безопасности в маршрутизаторы и коммутаторы. Вдобавок Juniper Networks потратила 4 млрд долл. на приобретение NetScreen, одного из главных соперников Check Point. Тем временем разработчики программных средств обеспечения безопасности, в частности Internet Security Systems (ISS) и Symantec, предлагают межсетевые экраны и VPN-шлюзы в комплекте с приложениями предотвращения и обнаружения вторжений, антивирусной защиты и спам-фильтрами.

Разумеется, когда конкуренты наращивали свой потенциал, Check Point не отсиживалась в сторонке. Отойдя от своих традиций софтверной компании, Check Point выпустила серию устройств, призванных удовлетворить спрос на универсальные, но облегченные решения по обеспечению безопасности. Она расширила свой технологический ассортимент двумя устройствами, чтобы можно было защищать не только периметр корпоративной сети и соединения с внешними магистралями, но и трафик Web, а также данные внутри локальных сетей. Ранее в этом году Check Point приобрела фирму Zone Labs за 205 млн долл. с целью заполучить технологии защиты терминалов, используемые для проверки настроек удаленных компьютеров перед разрешением им доступа к сети.

«Однако компания медленно осваивала новые концепции обеспечения безопасности и заплатила за это, — говорит Джейсон Райт, руководитель направления технологий информационной защиты исследовательской фирмы Frost & Sullivan. — В 2002 и 2003 годах она, в сущности, не представила пользователям ни одного нового продукта. И хотя в течение последних 12 месяцев фирма восполнила этот пробел, потеря определенной рыночной доли была неизбежна».

Доля Check Point на рынке межсетевых экранов/шлюзов VPN упала с 27% в 2001 году до 19% в прошлом. Правда, компания настроена оптимистично относительно своего возвращения на лидирующие позиции. Она прогнозирует опережающий рост доходов по сравнению с 19-процентным ежегодным увеличением глобального рынка средств VPN и межсетевых экранов.

С момента своего основания в 1993 году Check Point всегда находилась близко к вершине рынка межсетевых экранов, а затем и межсетевых экранов/VPN. Агентство Infonetics констатирует, что по объему продаж в последнем финансовом квартале она является третьим в мире производителем такого рода средств, вслед за Cisco и Juniper. Компания продавала свое ПО напрямую заказчикам, которые устанавливали его на аппаратных средствах по своему выбору, и независимым производителям сетевого оборудования, таким как Nokia.

Чтобы удержаться в лидерах индустрии, Check Point ежегодно выделяла по меньшей мере 6% своего дохода на исследования и разработки, что, по словам Райта, ставит фирму по размаху инновационной деятельности на один уровень с ближайшими конкурентами. Именно разработка серии новых аппаратных решений в прошлом году сигнализирует, возможно, о самых больших переменах в продуктовой стратегии Check Point за прошедшие пять лет. Новые предложения включают в себя устройство защищенного удаленного доступа по протоколу SSL, систему межсетевого экранирования и построения виртуальных ЛВС и комбинированное решение, реализующее функции межсетевого экрана/VPN для малых и домашних офисов.

Но проблемы у компании все равно остаются. Продавая аппаратные средства и ПО, она кардинально меняет устоявшиеся правила своего бизнеса, что влияет на ее глобальную партнерскую программу открытой платформы информационной безопасности (OPSEC). К партнерам по OPSEC относятся корпорации 3Com, NEC, Nortel и Symantec, чьи продукты либо содержат в себе технологию Check Point, либо сертифицированы для совместной работы с ней.

Наиболее успешным партнером в рамках OPSEC считается Nokia, продающая достаточно средств зашиты, чтобы стать четвертой в мире среди вендоров межсетевых экранов/VPN. Таковы данные IDC. Но сейчас, когда Check Point сама продает оконечные устройства, она конкурирует с Nokia. «Партнерские взаимоотношения сторон немного пошатнулись», — полагает Райт.

«Поначалу новые устройства Check Point не конкурировали напрямую с продукцией ее основных партнеров по аппаратным средствам безопасности, но это неизбежно произойдет в будущем», — заявляет Джеф Уилсон, директор по исследованиям компании Infonetics. Таким образом, Check Point потребуется изрядно потрудиться над сохранением партнерских связей, приносивших ей раньше неплохую прибыль. Более того, компания нуждается в усилении партнерства с вендорами сетевого оборудования перед лицом возросшей угрозы бизнесу со стороны Cisco Systems, Enterasys и Juniper. Аналитик Зевс Керравала считает, что Check Point должна придумать способ, который обеспечит ключевую роль ее программных технологий в системах комплексной защиты информации ведущих вендоров сетевого оборудования.

Когда Check Point начнет объединять свои технологии с решениями сторонних производителей, ей придется задуматься над приданием им простоты и функциональности. «Средства VPN-1/Firewall-1 от Check Point все еще остаются одними из самых сильных продуктов в своей области, но я не позволил себе роскоши опираться на них в дальнейшем», — сообщил Джоел Лакаламита, менеджер по ИТ Американского института физики, который недавно переключился на оборудование Juniper. Решение технических проблем стало слишком сложным для заказчика, поскольку теперь в этот процесс вовлечены производитель ПО, вендор аппаратных платформ и компания-реселлер. Если Check Point сможет решить вопросы поддержки пользователей, она продолжит свой путь к вершине рынка, как утверждает Керравала.

Но инвесторы не дают компании пространства для маневров. В августе Check Point объявила о достижении запланированных объемов дохода за II квартал, но стоимость ее акций все же упала до 17,70 долл. за штуку, что стало самым низким показателем в текущем календарном году. Почему? Check Point включила в свою отчетность и заслуги приобретенной ею Zone Labs. Кроме того, она прогнозировала немного меньший доход в III квартал 2004 года, чем тот, который хотели бы услышать финансовые аналитики с Уолл-стрит.

Невзирая на жесткую конкуренцию, Chek Point имеет шансы достичь того объема выручки, какой был зафиксирован в 2001 году