Компания «ТрансТелеКом» (ТТК), улан-баторская железная дорога Mongolian Railway и один из крупнейших игроков китайского рынка электросвязи China Unicom провели в Москве международный телекоммуникационный форум «Россия — Азия: новые возможности для корпораций»

Эта совместная инициатива стала продолжением череды крупномасштабных презентаций трансконтинентального волоконно-оптического соединения ERMC («Европа — Россия — Монголия — Китай»). Первые презентации амбициозного проекта состоялись (сначала в монгольской столице, а затем в Пекине) сразу после ввода в эксплуатацию в апреле 2004 года нового маршрута передачи данных.

Предпосылки создания ERMC

ЛИ ЖЕНГМАО и ВИКТОР РАТНИКОВ высоко оценивают потенциал кратчайшего пути передачи данных из Европы в Азию

Государства Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют высочайшие темпы экономического развития, стремительно растет торговый и транспортный обмен между Россией и азиатскими странами. По данным Госкомстата, в 2003 году внешнеторговый оборот между Россией и ее дальневосточными соседями увеличился до 40 млрд долл., а это почти на 13 млрд больше, чем в предыдущем году. За бурным развитием деловых связей неизбежно последовало увеличение спроса на транзитные телекоммуникационные услуги.

Сегодня большая часть информационного потока из Европы направляется в Азию по подводным кабелям через Средиземное и Красное моря, затем — через акваторию Индийского океана и по трансатлантическим соединениям из Европы через территорию США, а далее — по дну Тихого океана. Протяженность обоих маршрутов превышает 20 тыс. км и неизбежно «конвертируется» в задержку сигнала. Как отмечают специалисты по оптической связи, каждая дополнительная тысяча километров увеличивает задержку на 10 мс.

Высокие показатели временной задержки не отвечают требованиям современных телекоммуникационных приложений — видеоконференц-связи, пакетной телефонии. Например, при передаче голоса по технологии VoIP критичная задержка пакета составляет 160 мс. Кроме того, подводные кабели обходятся дороже наземных как при строительстве, так и при эксплуатации, а на их восстановление требуется больше времени.

По сравнению с традиционными путями передачи трафика маршрут ERMC имеет определенные преимущества. Протяженность данной магистрали почти вдвое меньше, чем у подводных соединений. Это позволяет сократить время задержки оптического сигнала между телекоммуникационными центрами Лондона и Гонконга до 200 мс и менее. Так, в ходе видеоконференции между Москвой и Пекином, организованной в рамках форума, задержка не превышала 100 мс, а качество изображения соответствовало телевизионному. Надежность соединения обеспечивается кольцевым резервированием самых ответственных участков сетей ТТК, Mongolian Railway и China Unicom. Скажем, на российской территории сигнал может быть направлен по двум географически разнесенным маршрутам: вдоль БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали. В случае повреждения кабеля на его ремонт и восстановление потребуется минимум времени и затрат.

Однако насколько очевидны географические и технические преимущества ERMC перед подводными межконтинентальными соединениями, настолько же туманны его коммерческие перспективы. Он является отнюдь не первым и, вероятно, не последним «сухопутным» телекоммуникационным трактом из Европы в Азию. Это же транзитное направление уже освоил «Ростелеком» совместно с крупнейшими операторами Казахстана и КНР. Вдобавок примерно два года назад о начале строительства собственных трансконтинентальных магистралей заявили еще несколько компаний. Таким образом, потенциал проекта ERMC находится в прямой зависимости от конкурентных позиций на национальных рынках каждого из участников альянса ТТК — MongolianRailway — Unicom.

«Тройственный союз»

Напомним: ТТК была основана в 1997 году как строительная фирма, которая брала подряды на создание телекоммуникационной инфраструктуры российских железных дорог. Впоследствии она превратилась в провайдера услуг связи оптической сети, переданной на баланс ОАО РЖД. Этот бизнес-план, в свое время разработанный Ernst & Young, оказался чрезвычайно эффективным как для ОАО РЖД, так и для его дочерней компании ТТК. Как выяснилось, подобная модель широко использовалась и в большинстве развитых стран. По тому же сценарию развивались, например, третий крупнейший оператор Японии Japan Telecom и американский SPRINT (South Pacific Railway Network Technology).

Но вернемся к ТТК. Только за шесть месяцев 2004 года его выплаты железнодорожникам за аренду магистральной сети связи составили 3 млрд рублей. По словам Елены Черновой, начальника отдела ТТК по связям со СМИ, эта сумма сопоставима с годовыми затратами отечественных железнодорожников на технологическую связь. В свою очередь, оборот ТТК за первые шесть месяцев 2004 года составил примерно 4,2 млрд руб. (без учета взаиморасчетов с ОАО РЖД), что в 1,8 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Основу доходов оператора (до 60%) составляет передача в аренду магистральной емкости. Остальная часть выручки приходится на новейшие услуги связи, включая обеспечение доступа в Internet и организацию виртуальных частных сетей (VPN).

Как сообщил первый вице-президент компании Виктор Ратников, ТТК занимает первое место в России по числу подключений IP-VPN по технологии MPLS, является вторым магистральным Internet-оператором в регионах по объему трафика и третьим альтернативным оператором в стране по общему объему доходов (без учета сотовых компаний).

За три года работы ТТК построил транспортную сеть SDH длиной 46 тыс. км. Пропускная способность участков сети ТТК составляет от 622 Мбит/с до 2,5 Гбит/с. Почти 90% ресурсов транзитных магистралей ТТК уже задействовано внутри страны, поэтому для пропуска транзитного трафика в рамках проекта ERMC оператор выделил лишь два канала STM-1 емкостью по 155 Мбит/с.

Дальнейшее развитие проекта ERMC сопряжено с внедрением на магистралях технологии DWDM. Российский оператор планирует завершить модернизацию магистральной сети в два этапа: к концу второго квартала 2005 года будет проложена первая нерезервированная линия DWDM до китайской границы, а в четвертом квартале следующего года завершится строительство полностью резервированного канала. Стартовая емкость будущей линии составит 40 Гбит/с, а верхний предел последующих расширений — 400 Гбит/с. Суммарные инвестиции в модернизацию оптической сети оцениваются в 100 млн долл.

Транзитная волоконно-оптическая сеть второго участника проекта, Mongolian Railway, имеет общую протяженность 1402 км. Включившись в строительство нового евроазиатского «коридора», монгольская компания провела работы по увеличению мощности соединений до уровня STM-4 и обеспечила возможность расширения канала до STM-16.

Монгольские партнеры не скрывают, что в большей степени рассчитывают на доходы от транзита трафика на участке Россия — Китай, нежели на увеличение спроса на дальнюю связь внутри страны. «Хотя внутренний спрос на емкость нашей сети растет, большая часть пропускной способности канала все же будет использоваться для организации транзитных соединений», — подчеркнул заместитель председателя Монгольской железной дороги Ванчигдорж Отгондэмбэрэл.

Иное дело — китайский участник альянса. Компания China Unicom способна направить в новое телекоммуникационное русло как собственные потоки международного трафика, так и трафик своих южных и восточных соседей. Этот мультисервисный оператор эксплуатирует более 120 тыс. км оптоволоконных соединений и обслуживает свыше 100 млн абонентов сотовой связи.

По словам вице-президента China Unicom Ли Женгмао, через сети его компании ежегодно проходит более 20 млрд мин голосового трафика дальней связи, в том числе в направлении России и стран Европы. Голосовой трафик мог бы проходить и по маршруту ERMC, но этому мешает отсутствие у ТТК лицензии на голосовой транзит. Поэтому, как отметил Ли Женгмао, China Unicom продолжит передавать голосовой трафик своих абонентов с использованием других транзитных маршрутов.

Об услугах и конкуренции

КАК ВИДНО из рисунка, маршрут ERMC вдвое короче подводных кабельных соединений вокруг евразийского материка

Имеющиеся у ТТК лицензии дают оператору право обслуживать международные голосовые вызовы только собственных корпоративных заказчиков, располагающих выделенными каналами связи. Другими словами, он способен осуществлять транзит вызовов без выхода в сети общего пользования. Кроме того, ТТК вправе передавать транзитные голосовые вызовы с использованием технологии VoIP. Как заявил Ратников, «мы прекрасно осознаем, что сегодня ТТК не может стать главным игроком на рынке транзитных услуг, поэтому новый евроазиатский маршрут не конкурирует с трансконтинентальными каналами «Ростелекома».

Однако магистраль ERMC (за счет снижения временной задержки и полного резервирования) позволяет реализовать IP-услуги на качественно ином технологическом уровне, соответствующем требованиям наиболее критичных бизнес-приложений. Поэтому проект ТТК ориентирован на предоставление корпоративным клиентам услуг видеоконференц-связи, обеспечение бесперебойной работы распределенных баз данных, создание коммуникационной среды для объединенных вычислений в крупных научных центрах и организацию доступа к системам электронных торгов на международных биржах. Сегодня на базе ERMC можно предлагать нишевые продукты, ориентированные на самых требовательных клиентов.

В рамках трехстороннего партнерства операторы планируют обеспечить сквозное качество обслуживания конечных заказчиков, подкрепленное договорными обязательствами SLA. Согласованная стратегия продажи услуг предусматривает использование модели «единой точки входа».

В свою очередь, «Ростелеком» является традиционным игроком, занимающимся передачей голосового трафика по сетям общего пользования. Хотя отечественный монополист также сдает каналы в аренду и обслуживает корпоративных заказчиков, для него это не является главным направлением деятельности. «Передавать голосовой трафик через территорию страны не имеет смысла даже в случае получения необходимой лицензии. Чтобы терминировать трафик конечным абонентам, нужно обладать «последней милей», сопоставимой по размерам с сетями доступа «Связьинвеста». Поэтому наша компания конкурирует прежде всего с владельцами подводных кабелей», — подчеркнул Ратников.

Между тем «Ростелеком» уже имеет два международных сопряжения российской и азиатской сетей, а сейчас строит третье. Первая линия, Хабаровск — Харбин, имеет пропускную способность 622 Мбит/с. Вторая, эксплуатируемая совместно с «Казахтелеком» и China Telecom, проходит по территории Казахстана и характеризуется пропускной способностью 2,5 Гбит/с. «Строительство нового транзитного канала Благовещенск — Хэйхэ, который должен быть сдан в эксплуатацию в конце 2004 года, ведется исходя из растущих потребностей рынка в передаче международного транзитного трафика между Европой, Россией и Азией», — отмечает пресс-служба «Ростелекома». Кроме того, наличие нескольких переходов позволяет полностью разнести маршруты передачи, повысив надежность сквозных соединений. Линия же Россия — Казахстан интенсивно используется для удовлетворения потребности в канальной емкости между этими странами.

Ранее о намерении построить собственные телекоммуникационные тракты Европа — Азия, проходящие через российскую территорию, сообщали FTA Enterprises, «Поларнет Проект» и «Евразия Телеком». Руководство последней компании, по-видимому, уже пересмотрело эти планы. Как заявил заместитель генерального директора по стратегическому планированию «Евразия Телеком» Владислав Коромысличенко, сегодня его фирма не занимается созданием транзитной магистрали, сконцентрировавшись на развитии широкополосной сети для российских регионов.

В 2001 году РАО «ЕЭС России» вынашивало собственные планы строительства магистральной сети на территории России с использованием опор энергетических линий. Российские энергетики заключили соответствующий контракт с кипрской FTA, по которому последняя получила право прохода по ЛЭП. С тех пор о развитии проекта энергетиков практически не упоминалось, а наш запрос директору «ЕЭС Телеком» Владимиру Купцову остался без ответа.

Практически ничего не известно и о результатах деятельности еще одного строителя трансконтинентального соединения «Европа — Азия», компании «Поларнет Проект». Два года назад она заявила о намерении проложить подводный кабель вдоль российских берегов Северного Ледовитого океана. Сообщалось даже о начале морских разведочных работ, но сейчас в московском офисе «Поларнет Проект» отказались рассказать о развитии заполярного маршрута, сославшись на период отпусков.

Итак, можно сделать некоторые выводы. Новая линия ERMC вряд ли будет воспринята европейскими и азиатскими операторами как основная трансконтинентальная магистраль «Запад — Восток». Скорее всего, она послужит лишь привлекательным альтернативным маршрутом для корпоративных заказчиков. Но конечный результат внедрения проекта зависит, конечно же, от взвешенной тарифной политики и профессионального маркетинга услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями