Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), находясь с марта этого года в состоянии перманентной административной реформы, нашло время и силы для осмысления содеянного и планирования будущих свершений

В июле МЭРТ обнародовало некоторые итоги экономического развития страны, согласно которым за I квартал 2004 года ВВП вырос на 7,4% (по сравнению с показателями соответствующего периода прошлого года), как и промышленное производство. Позитивные макроэкономические тенденции первой половины года во многом предопределялись опережающим ростом экспорта продукции, и прежде всего энергоресурсов. Темпы роста импорта существенно снизились по сравнению с прошлогодними.

В настоящее время высокая динамика потребительского спроса опирается на быстрый рост реальных денежных доходов населения. В январе—апреле они увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 11,5%. В частности, значительно вырос объем продаж средств и услуг мобильной связи. С начала года рост заработной платы вновь стал опережать рост производительности труда, что в условиях укрепления курса рубля приводит к снижению конкурентоспособности отечественных производителей.

Среднесрочный прогноз

Итоги социально-экономического развития за январь—апрель позволили МЭРТ спрогнозировать достаточно высокие темпы роста за 2004 год в целом, хотя по большинству макроэкономических показателей они будут, скорее всего, несколько ниже, чем в 2003 году. Ожидается, что объем ВВП увеличится на 6,6% (7,3% в 2003 году), а производство промышленных продуктов — на 6,3% (7% в прошлом году). Объем экспорта составит за 2004 год почти 154 млрд долл., более чем на 13% превысив уровень 2003 года. Сальдо торгового баланса увеличится и составит около 63—64 млрд долл. (60,5 млрд долл. в 2003 году). Вместе с тем темпы роста экспорта во втором полугодии снизятся по сравнению с достигнутыми в первом полугодии.

Прогноз развития экономики России в среднесрочной перспективе зависит от внутренних и внешних условий развития в этот период. Влияние внешних факторов определяется прежде всего изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики, основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса нашей страны и рядом других условий. Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка.

По оценкам МЭРТ, объем ВВП увеличится относительно предыдущего года на 6,6%, а промышленное производство — на 6,3%. Инфляция продолжит плавное снижение с 12% в 2003 году до 4—6 % в 2007 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено главным образом за счет ограничения роста тарифов естественных монополий. При определении уровня цен естественных монополий правительство учитывает их влияние не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих предприятий-монополистов, но и на конкурентоспособность отечественной промышленности. Планируется, что параметры повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий будут соответствовать возможностям экономики.

Приватизация федерального имущества в 2005 году

В июле стали известны предварительные планы приватизации, подготовленные ведомством Германа Грефа. Ныне в федеральной собственности остается свыше 9 тыс. государственных унитарных предприятий, акции почти 4 тыс. открытых акционерных обществ и около 38 тыс. федеральных государственных учреждений. МЭРТ считает, что это число организаций и предприятий госсектора (не превышающее 4% общего количества хозяйствующих в стране субъектов) по-прежнему весьма значительно. На 2005 год планируется приватизация 1324 ФГУП и 566 госпакетов акций открытых акционерных обществ. Процессы приватизации должны затронуть практически все отрасли экономики, включая ИТ и телекоммуникации.

Приватизация в России сейчас в значительной мере идеологически и структурно направлена на освобождение государства от многих функций и передачу соответствующего имущества и проблем в частный сектор. Адресатами этой инициативы являются предприятия малого и среднего бизнеса. Между тем основные доходы федерального бюджета от приватизации формируются от продаж нескольких высоколиквидных предприятий. Это вполне соответствует мировой практике, в которой объектами приватизации становятся крупные предприятия, обслуживающие инфраструктуру целых отраслей (монополисты).

В то же время планы правительства относительно некоторых из них, например ОАО «Связьинвест», не ясны. С одной стороны, МЭРТ хотело бы получить в федеральный бюджет средства от приватизации акций «Связьинвеста». Если 25% акций этого предприятия стоят сегодня 25,5 млрд руб., то за 75% акций можно выручить порядка 85 млрд руб. С другой стороны, «Связьинвест» остается на 2005 год в перечне стратегических предприятий, судьба которых может быть решена только Президентом РФ. Поэтому в программе приватизации МЭРТ особо оговорено, что условия, сроки приватизации и размер пакета акций «Связьинвеста», который может быть предложен к продаже, будут определяться отдельным решением Правительства РФ.

Реформаторы признают, что многие органы исполнительной власти отраслевого блока проявили противодействие подготовке программы приватизации. Например, по ряду объектов, предложенных МЭРТ для включения в приватизационный перечень, поступили возражения отраслевых министерств. Работе МЭРТ в этом направлении мешает и отсутствие отраслевых концепций, обосновывающих цели участия государства в тех отраслях экономики, в которых созданы и действуют ФГУП и акционерных обществ, чьи акции находятся в федеральной собственности.

Сегодня часто говорится, что порядок планирования приватизации, при котором требуется согласие отраслевого органа на приватизацию каждого хозяйствующего субъекта, был изначально несовершенен с точки зрения тотального разгосударствления. Поэтому реформаторы из МЭРТ настаивают на смене идеологии планирования приватизации. В частности, они предлагают, чтобы все имущество, не подведомственное отраслевым органам власти и не подлежащее передаче субъектам РФ или муниципальным образованиям, было включено в программу приватизации без согласования с отраслевыми органами. Эта идеология в настоящее время изучается Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

Стимуляторы и ограничители

Помимо административных мер, позволяющих ускорить приватизацию унитарных предприятий, МЭРТ РФ разрабатывает меры стимулирующего характера. Данное ведомство предлагает правительству рассмотреть возможность наделения отраслевых органов исполнительной власти полномочиями по управлению 100-процентными пакетами акций акционерных обществ, созданных начиная с 2005 года в результате приватизации унитарных предприятий. Отраслевым органам власти предлагается предоставить следующие полномочия по управлению акционерными обществами, которые будут образованы в процессе приватизации:

  • определять позицию акционера по вопросам общих собраний;
  • выдавать директивы, определяющие голосование лиц, которые представляют интересы государства на заседаниях совета директоров.

Указанные полномочия отраслевые органы власти будут осуществлять по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Последнее станет контролировать имущественные вопросы и соблюдение правил корпоративного управления.

МЭРТ выступает также за сохранение имеющихся полномочий собственника имущества ФГУП за отраслевыми органами власти. Решения отраслевых органов власти будут подлежать согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом только в ряде случаев, связанных с распоряжением имуществом унитарного предприятия и контролем за его деятельностью. Для обеспечения исполнения приватизационных решений предлагается закрепить за Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом право назначать и освобождать от должности директоров предприятий, не исполняющих соответствующих решений. Разработанная МЭРТ концепция направлена на интенсификацию превращения унитарных предприятий в акционерные общества. В итоге большая часть бюджетных средств будет распределяться на конкурсах — в пользу рыночных организаций.

Приватизация, по мнению МЭРТ, ограничена целым рядом факторов.

Во-первых, в программе приватизации федерального имущества на 2005 год стратегические акционерные общества упоминаются в качестве потенциальных объектов приватизации с оговоркой, что приватизация их акций возможна после принятия Президентом РФ решения об исключении их из числа стратегических. МЭРТ считает, что в последний перечень стратегических предприятий и акционерных обществ включены акционерные общества, деятельность которых осуществляется в рыночном секторе экономики и не связана с обеспечением стратегических интересов государства. Вместе с тем в предлагаемом перечне отсутствует ряд предприятий, подведомственных силовым министерствам и ведомствам и решающих задачи противодействия техническим средствам разведки, изготовления спецоборудования, обеспечения общественной безопасности и защиты стратегических интересов РФ.

Во-вторых, МЭРТ настаивает на необходимости расширения возможностей приватизации государственных и муниципальных предприятий посредством их продажи в качестве имущественных комплексов. Сейчас в акционерное общество может быть преобразовано даже такое унитарное предприятие, которое фактически не ведет хозяйственную деятельность и представляет ценность исключительно как объект недвижимого имущества.

В-третьих, МЭРТ считает, что необходимо внести коррективы в порядок использования специализированных аукционов по продаже акций.

В прилагаемых нами таблицах указана лишь небольшая часть хозяйствующих субъектов, которые Минэкономразвития хотело бы вывести из государственной собственности и передать в руки частных инвесторов. Как видно, выборка была произведена по отраслевому принципу. Понятно, что один из самых лакомых кусков приватизационного «пирога» 2005 года, ОАО «Связьинвест», правительство постарается продать с максимальной выгодой для федерального бюджета, то есть на пике стоимости акций. Но когда именно этот пик будет достигнут, по-прежнему неясно, поскольку рост экономических показателей во всех сферах деятельности поддерживает тенденцию роста рыночной стоимости отдельных компаний.

Андрей Баутов (anb_main@mail.ru) — независимый автор