Британский оператор стремится расширить свои «восточные владения», но пока не ясно, попадет ли туда Россия

Крупнейшая в мире сотовая компания Vodafone Group сообщила о 10%-м увеличении своего дохода в 2004 финансовом году и снижении потерь за вычетом особых статей на 8%. Объявляя предварительные итоги года, закончившегося 31 марта, руководство Vodafone заявило, что прибыль группы компаний от операций до вычета амортизации основных средств и учета особых статей расходов возросла на 17%. Достигнутый результат в компании объясняют сильным приростом клиентской базы и увеличением использования сервисов передачи данных.

Годовой доход группы вырос до 33,6 млрд фунтов стерлингов (61,3 млрд долл.) по сравнению с 30,4 млрд фунтов, заработанных годом ранее. За минувший отчетный период 16,1% дохода поступило от продажи услуг, основанных на передаче данных. Год назад эти сервисы формировали только 14,6% денежных поступлений.

Чистые потери Vodafone сократились с 9,8 млрд фунтов в 2003 финансовом году до 9 млрд. фунтов в 2004 году. Доход от операций до вычета средств на амортизацию и особых статей (EBITDA) возрос до 10,7 млрд фунтов (19,5 млрд долл.) с 9,2 млрд. фунтов в 2003 финансовом году.

За истекший год общее количество подписчиков возросло на 13,7 млн. человек, составив фантастическую цифру в 133,4 млн. абонентов.

В течение последнего года абоненты совершили звонков в общей сложности на 154,8 млрд минут. Объем использованного абонентами голосового трафика увеличился в 2004 финансовом году на 11%.

Средний доход от одного пользователя (ARPU) возрос в Великобритании (на 6%) и в Италии (на 4%), однако он упал в Японии почти на 7%. Кроме того, доходность в пересчете на одного подписчика снизилась в Германии. По словам исполнительного директора группы Джулиана Хорн-Смита, это произошло вследствие вялости немецкой экономики и того факта, что новые клиенты стараются тратить денег на связь гораздо меньше существующих. С целью выравнивания ситуации на германском рынке Vodafone постепенно отходит от практики предварительной оплаты за услуги; теперь почти 49% ее немецких клиентов обслуживаются по контрактам.

В США, где Vodafone владеет миноритарной долей уставного капитала оператора Verizon Wireless, ее ARPU возрос на 3% в результате увеличения объемов голосового трафика и особенно — благодаря популяризации сервисов передачи данных и мультимедийных сообщений.

Япония по-прежнему остается «сложной территорией» для Vodafone, где недостаток телефонов для мобильных сервисов третьего поколения оказывает негативный эффект на способность компании конкурировать на местном рынке. В этой стране Vodafone контролирует всего 18% рынка мобильных услуг и встречает яростную конкуренцию со стороны главного соперника, компании NTT DoCoMo. Хорн-Смит ждет наступления 2005 года, когда, как предполагается, производители выпустят достаточное количество мобильных аппаратов 3G, что поможет Vodafone воспользоваться преимуществами своего сотового покрытия. В Японии оно теперь сравнимо с зоной обслуживания NTT DoCoMo.

Кроме того, по словам исполнительного директора группы компаний Vodafone Аруна Сарина руководство фирмы планирует расширить владения во Франции и Италии. Кроме того, они не прочь увеличить свое участие в ряде проектов по Восточной Европе.