Основными темами второго дня конференции GSM Russia — 2004 стали услуги передачи данных в сетях сотовой связи и перспективы развития сетей 3G.

Несмотря на огромный прогресс технологий для сетей мобильной связи третьего поколения, вопрос о наиболее перспективных услугах, которые развернутся на их основе, по-прежнему остается открытым. Поиск эффективных сервисов, которые будут востребованы абонентами и существенно повысят доходы операторов, ведется уже много лет. Назвать его безрезультатным было бы несправедливо, но ключевой сервис, способный дать мощный импульс развитию сетей 3G, до сих пор не изобретен.

На языке сообщений

По данным Марике Эффтинг, менеджера по маркетингу продуктов фирмы LogicaCMG, сейчас на услуги передачи данных приходятся 10—20% оборота большинства европейских операторов мобильной связи. Заметно выше этот показатель в Азии: например, на Филиппинах он достигает 40%. Однако гораздо важнее то, что указанные услуги сводятся преимущественно к традиционному сервису SMS, который со временем должен уступить место MMS (рис. 1).

Дальнейшую рыночную траекторию этих двух видов услуг будут определять их доступность с помощью предоплаченных карт, организация роуминга SMS/MMS и, главное, поддержка SMS/MMS средствами межсетевого взаимодействия, которая обеспечит обмен короткими и мультимедиа-сообщениями между абонентами разных сетей и даже стран. Показательным примером может служить американский рынок. Согласно данным, которые привел генеральный директор российского представительства Nokia Джонатан Спэрроу, подписание сотовыми операторами США соглашений о поддержке обмена сообщениями привело к росту в этой стране рынка услуг SMS на 300—400%, а услуг MMS — более чем вдвое.

Судя по всему, организация роуминга SMS/MMS не является делом отдаленного будущего даже в нашей стране. Как сообщил на конференции Александр Есиков, заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ), его компания намерена реализовать возможность обмена MMS-сообщениями между абонентами разных сетей мобильной связи. По крайней мере, в Москве подобный обмен станет возможным уже в конце года. Одновременно МТТ занимается организацией роуминга между сетями мобильной связи и WLAN общего пользования, что также приведет к расширению спектра услуг для владельцев сотовых телефонов.

Распространение сервиса MMS определяется и другими факторами, не последнее место среди которых занимают тарифы. По мнению и операторов, и рыночных аналитиков, обмен мультимедиа-сообщениями изначально должен позиционироваться как дорогой сервис — в отличие от SMS. Так, сегодня стоимость отправки одного мультимедиа-сообщения в странах Западной Европы доходит до 0,51 евро, в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона — до 0,25 евро. И это только стоимость базовой услуги. В случае дополнительных сервисов, основанных на технологии MMS, верхняя планка составляет четыре евро!

Надо ли объяснять, что при таких тарифах рассчитывать на массовое распространение новой услуги не стоит. Операторы, сделавшие ставку на MMS, рискуют попасть в замкнутый круг: стремление резко повысить показатель ARPU за счет нового сервиса, вроде, заставляет удерживать высокие тарифы, но одновременно сдерживает дальнейшее увеличение числа пользователей.

Впрочем, вопрос о том, должна ли стоимость отправки одного MMS-сообщения быть существенно снижена, не так прост. Скажем, применительно к услуге SMS, на которую в подавляющем большинстве сетей установлены весьма демократичные цены, их дальнейшее падение не даст практически никакого эффекта: эксперты полагают, что абоненты мало интересуются стоимостью отправки одного SMS-сообщения (естественно, пока она остается в пределах разумного). Сервису MMS до этого еще далеко.

Стимулы к росту числа сообщений SMS и MMS порой бывают самыми неожиданными. Так, фирма Eudemol начала в Германии трансляцию MMS-версии популярного сериала Jong-Zuid, что привлекло внимание многих владельцев сотовых терминалов. Попытки внедрения сервиса MMS-TV и потоковой передачи видео на мобильные терминалы предпринимаются в Норвегии, Великобритании и других странах. Германский телеканал RTL совместно с одним из операторов сотовой связи организовал интерактивное голосование и опросы телезрителей. Участие в них поощрялось розыгрышем призов, среди которых были автомобиль и 1 млн (!) бесплатных минут (на всякий случай напомню, что в году 525,6 тыс. минут). Их счастливыми обладателями могли стать только авторы SMS-сообщений. В результате интенсивность таких сообщений достигла рекордного уровня: 2,4 млн сообщений каждые 100 мин.

Услуги по мегафону

На российском рынке наибольшую активность в реализации дополнительных сервисов предпринимает «Соник Дуо». В московском регионе принадлежащая ему сеть «МегаФон», по признанию представителей самой компании, не может конкурировать c сетями двух более крупных операторов ни по покрытию, ни по качеству связи. Весьма ограничены возможности для ценового маневра. В этих условиях два года назад руководство фирмы сделало ставку на развитие дополнительных услуг. Так в сети «МегаФон» появились информационный сервис «Ближайшие», несколько развлекательных каналов, сервис SMS-знакомств, WebLocator и т. д. В результате к концу II квартала около 16% своего дохода оператор получал от неголосовых служб.

По словам Сергея Езыка, специалиста по продуктам «МегаФон Москва», с точки зрения бизнеса, двухлетний опыт позволил компании сделать два важных вывода. Во-первых, новые услуги далеко не всегда требуют значительных затрат на стадии внедрения, а во вторых, они довольно быстро окупаются (см. таблицу). Именно этими обстоятельствами объясняется намерение оператора продолжать движение в выбранном направлении.

Как мы уже писали (см. Сети, 2004, № 7, с. 8), на последней выставке «Связь-Экспокомм» компания анонсировала сервис трансляции на сотовые телефоны телепрограмм и видеоматериалов из специального архива, а также мобильный вариант популярного Internet-приложения ICQ. Кроме того, в апреле в сети «МегаФон Москва» была установлена новая платформа для определения местоположения абонентов (LBS), на базе которой можно реализовать целую гамму новых сервисов. Их наполнение частично апробировано в сетях зарубежных операторов, но младший член «большой тройки», кажется, готов пойти намного дальше, например, реализовав услугу автоматического определения местоположения запрашиваемого абонента.

Основную проблему, которая может возникнуть на этом пути, предсказать несложно: «определяемые» абоненты могут воспротивиться вторжению в их частную жизнь. По словам г-на Езыка, чтобы обойти данное препятствие, оператор предоставит пользователям возможность самостоятельно задавать степень своей «открытости» для других абонентов сети. Рискну предположить, однако, что по мере распространения таких услуг взаимоотношения между абонентом и оператором потребуется регламентировать на законодательном уровне.

Тем не менее руководители «МегаФона» констатируют невысокий (ниже ожидаемого) уровень проникновения неголосовых услуг: 2/3 абонентов компании вообще не пользуются ими. Лишь информационный сервис «Ближайшие» за два года своего существования привлек более 26% абонентской базы. Что же до остальных услуг «МегаФона», уровень их проникновения не дотягивает и до 6,5%.

Заветное 3G

Положение дел должно измениться с активным внедрением технологий мобильной связи третьего поколения. Согласно данным, приведенным на конференции Андреем Скородумовым, исполнительным директором Ассоциации операторов сетей 3G, в мае 2004 года число абонентов таких сетей во всем мире превысило 90 млн человек. Правда, из них только 3 млн обслуживались по технологии UMTS (в 16 странах). Ожидается, что в текущем году будет выпущено около 10 млн многомодовых терминалов, поддерживающих технологии GSM, GPRS и UMTS.

Ряд факторов диктует необходимость скорейшего развертывания таких сетей и в России, но этот процесс тормозится промедлением с выдачей лицензий, сохраняющейся неопределенностью в отношении процедуры и сроков лицензирования, проблемами с выделением необходимого частотного ресурса, отсутствием четкой программы высвобождения диапазона 2 ГГц, отставанием в разработке нормативной базы. И все же г-н Скородумов высказал предположение, что коммерческая эксплуатация сетей 3G в России может начаться уже в следующем году. Он опирался на результаты исследований сетевых и радиочастотных аспектов развертывания сетей 3G в нашей стране, проведенных ассоциацией, и состоявшиеся в прошлом году частотные присвоения для развертывания опытных зон IMT-MC компаниями «Дельта Телеком» и МСС.

Небезынтересны итоги работы петербургской сети SkyLink за полтора года ее существования, представленные Константином Коломенским, руководителем сетевого подразделения «Дельты Телеком». Из трех миллионов абонентов сотовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области на SkyLink приходятся всего 120 тыс., половина которых работают по стандарту CDMA 2000 1x, а остальные обслуживаются инфраструктурой NMT-450. При этом число NMT-абонентов ежемесячно сокращается на 2—4%. К концу года оператор намерен довести число абонентов своей CDMA-сети до 150 тыс. (при благоприятном развитии событий).

Хотя абоненты «Дельты Телеком» поровну распределены между двумя стандартами, в апреле 2003 года доходы оператора от абонентов SkyLink сравнялись с таковыми от абонентов NMT-450, а в марте текущего года уже превышали их на порядок. Причина заключается в том, что большинство абонентов питерской сети SkyLink выбирают безлимитные тарифные планы, и 60% из них пользуются сервисом пакетной передачи HSPD. Причем каждый из них не укладывается в предоплаченный объем передачи данных (5 Мбайт) и в среднем дополнительно приносит оператору 16 долл. ежемесячно.

Абонент сети SkyLink в среднем разговаривает 1800 мин в месяц, т. е. как минимум в десять раз больше, чем среднестатистический абонент сети GSM. Декларируемая компанией величина ARPU в сети SkyLink составляет 70 долл. Однако из этой суммы на передачу данных приходятся лишь 6%.

Хотя в сегодняшней сети SkyLink используется первая версия стандарта CDMA 2000, приведенные цифры не оставляют сомнений в том, что услуги 3G привлекут достаточную абонентскую базу. Как считает Шагит Резников, возглавляющий в Ассоциации 3G рабочую группу по продвижению услуг связи третьего поколения, по мере развертывания таких сервисов отечественные операторы неизбежно столкнутся с проблемой малочисленности поставщиков специализированного контента. Хотя их число в нашей стране растет довольно динамично, в абсолютном выражении 89 компаний для такого рынка — величина бесконечно малая. Для сравнения: в Японии контент для сетей мобильной связи разрабатывают около 50 тыс. фирм, а в западноевропейской стране среднего размера — не менее 1,5 тыс.

Причина отставания вполне типична для России: до недавнего времени операторы мобильной связи предпочитали иметь дело только с «придворными» поставщиками контента, что полностью блокировало выход новичков на этот рынок. Ситуация стала меняться лишь в последнее время. Интересно, сколько нам понадобится лет, чтобы догнать Японию?


к слову

На второй день работы конференции представители ЗАО «СМАРТС» и российского отделения Tele2 объявили о подписании меморандума о намерениях. В соответствии с ним до 31 июля эти операторы планируют зарегистрировать совместное предприятие с целью получения лицензии и последующего предоставления коммерческих услуг 3G.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями