Четвертый с момента основания Intel глава корпорации в четвертый раз побывал в Москве.

Главный исполнительный директор Intel Крейг Барретт питает явную симпатию к нашей стране. Это проявляется не только в числе официальных визитов Барретта в Россию за последние семь лет, но и в размахе той деятельности, которую проводит здесь Intel с 1997 года, когда Барретт был избран президентом корпорации.

Первый визит Барретта в Москву (сразу после избрания на должность президента Intel) был весьма закономерным, поскольку к этому времени он уже снискал себе репутацию убежденного сторонника идеи ускоренного развития компьютерного бизнеса на новых рынках. Выступая перед студентами и преподавателями МГУ, Барретт объявил о решении руководства Intel распространить на Россию и другие страны СНГ корпоративную программу «Новаторство в образовании».

В 2002 году при поддержке Министерства образования в России была введена в действие всемирная благотворительная программа Intel «Обучение для будущего», направленная на повышение уровня подготовки школьных преподавателей за счет использования компьютерных технологий в учебном процессе. На сегодняшний день по этой программе прошли обучение более 55 тыс. российских учителей и студентов педагогических вузов.

Во второй раз Крейг Барретт приехал в Россию в июне 2000 года. Тогда он объявил об открытии центра Intel по разработке программного обеспечения в Нижегородской области (первого такого объекта корпорации на территории Восточной Европы). Сейчас нижегородский центр превратился в одно из крупнейших научно-исследовательских подразделений Intel. В русле развития научно-исследовательской деятельности силиконовый гигант заключил в мае сего года договоры с компаниями «Эльбрус» и «УниПро», спроектировавшими некоторое время назад отечественные RISC-процессоры с уникальной архитектурой. Согласно достигнутым соглашениям, программисты этих фирм были зачислены в штат Intel. В результате общая численность российских сотрудников американской корпорации должна как минимум удвоиться.

Третье посещение Барреттом Москвы совпало с открытием в октябре 2002 года Первого российского форума Intel для разработчиков аппаратного оборудования и программного обеспечения (IDF). В пленарном докладе на Первом российском IDF Барретт призвал правительство, лидеров бизнеса и технологических отраслей страны создавать и внедрять технологии нового поколения для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке.

Кроме того, он объявил, что Intel создает в нашей стране четыре новые учебные и образовательные лаборатории. Они будут специализироваться на телекоммуникационных технологиях и позволят повысить уровень подготовки российских студентов в эпоху конвергенции вычислительных и коммуникационных сетей. Вскоре две лаборатории, предназначенные для исследования беспроводных средства связи, были открыты в Нижнем Новгороде — на базе Нижегородского государственного университета им. Лобачевского и Нижегородского государственного технического университета. Еще две лаборатории появились при Московском техническом университете связи и информатики и Санкт-Петербургском университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.

Как видим, каждый предыдущий визит главы Intel в Россию оставлял далеко идущий след, и, по всей видимости, последнее посещение российской столицы не станет исключением. Однако пока неясно, что же привело сюда Барретта на сей раз. Бизнес-форум по информационным и коммуникационным технологиям, на котором выступил 17 июня глава Intel, можно рассматривать скорее как «информационный повод», а не как основную цель поездки. Сам Барретт не слишком прояснил ситуацию, сказав лишь, что в программе визита намечена встреча с премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым, министром экономического развития Германом Грефом и руководителями Министерства образования и науки России.

Последние два пункта программы переговоров не вызывают удивления: Герман Греф известен как активный сторонник внедрения информационных технологий в процессы государственного управления, а с Минобразования у американской корпорации существуют давние деловые отношения. Аудиенция Барретта с Фрадковым похожа на чисто политический жест, что вполне укладывается в нынешнюю имиджевую стратегию Intel: корпорация пытается влиять на векторы экономического развития многих стран через правящую элиту. Кроме того, встречи на высшем уровне уже стали традиционными для первых лиц ведущих мировых ИТ-компаний, посещающих Россию.

Удивляет одно — Барретт даже не упомянул о личных контактах с руководителем «профильного» ведомства, которое теперь именуется Министерством по информационным технологиям и связи РФ (МИТС). Диалог Intel с бывшим Минсвязи и раньше не отличался особым взаимопониманием: все призывы Барретта либерализовать выдачу операторских лицензий и дать «зеленый свет» технологии WiMAX натыкались на стену официального молчания. Теперь восстановившийся в прежнем статусе Леонид Рейман обозначил наконец примерные сроки выдачи разрешений на строительство сетей 3G — первый квартал 2005 года. Эта новость, которую уже несколько лет ждало российское телекоммуникационное сообщество, способна заметно повлиять на ход событий в связной отрасли. Может, именно поэтому Барретт оказался в нужное время в нужном месте?

Если вернуться из области предположений в реальную плоскость, то нужно сказать, что ключевой доклад Крейга Барретта на московском бизнес-форуме Intel не содержал принципиально новых тезисов. Стоит лишь отметить аллегорическое сравнение информационных технологий еще с одним, почти не разведанным «природным ресурсом» нашей страны. При поддержке российского правительства Intel берет на себя нелегкую задачу «добыть» этот ресурс и заставить его служить обществу. Именно поэтому образовательные программы, направленные на улучшение доступа студентов к знаниям через Internet и расширение инструментальных возможностей обучения, стали отправной точкой благотворительной деятельности Intel. А повсеместную доступность информации сейчас могут обеспечить только беспроводные средства связи, в частности сети Wi-Fi и WiMAX, которые усиленно пропагандирует Intel.

В подтверждение справедливости своего сравнения ИТ и природных ископаемых Барретт продемонстрировал видеоролик, в котором мощные серверы на платформе Intel и современное ПО визуализации помогают геологам значительно экономить деньги и время при разведке и оценке запасов нефтяных месторождений. Все-таки у обычного россиянина ничто другое не ассоциируется с «природными ресурсами» лучше, чем нефть.


Вне конкуренции

Отметив, что информационные технологии способны помочь России в разработке природных ресурсов, Крейг Барретт предупредил: целый ряд факторов может помешать экономическому росту страны и укреплению ее конкурентоспособности. Он сослался на опубликованный недавно доклад Economist Intelligence Unit и корпорации IBM, из которого явствует, что за прошедший год по состоянию готовности к использованию информационных технологий Россия скатилась с 48-го на 55-е место в списке 64 крупнейших в экономическом отношении государств.

Барретт также сфокусировался на таких показателях, как распространенность широкополосного доступа в Internet (всего 2% российских семей), ассигнования на научные исследования и разработки (1% валового национального продукта России) и насыщенность населения страны персональными компьютерами (13%). По его убеждению, эти факторы имеют жизненно важное значение для России, поскольку они могут привести к увеличению эффективности национальной экономики.

Уровень развития ИТ в разных странах определяется также в отчете за 2003—2004 годы в рамках программы INSEAD Всемирного экономического форума и программы InfoDev Всемирного банка. В нем указываются 102 страны, готовые к использованию компьютерных сетей, и анализируется взаимосвязь производительности основных национальных экономик (в пересчете на душу населения) и уровня проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в государственное управление и общественную жизнь.

Результаты исследования показали, что такой список возглавляют США и Сингапур, а в число наиболее экономически эффективных 25 стран входят 14 государств Западной Европы. С точки зрения готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в первую десятку рейтинга входят шесть стран Западной Европы. Наконец, с учетом степени использования информационных и телекоммуникационных технологий правительствами, организациями и частными лицами в первую десятку вошли семь стран Западной Европы.

Хотя в недавно вступивших в ЕС странах информационные и коммуникационные технологии развиваются достаточно быстро, почти все эти государства по-прежнему отстают от западноевропейских. Для преодоления «цифрового неравенства» Чехия, Венгрия и Эстония вкладывают более 3% своего ВНП в развитие информационных технологий, тогда как старые члены ЕС тратят на такие цели не более 2,8% валового продукта. В 2003 году Чехия вложила в создание ИТ-служб, приобретение аппаратного и программного обеспечения более 2,5 млрд долл., а Польша — почти 3,5 млрд долл.