В течение двух недель я проверял совместимость оборудования VoIP для выставки NetWorld+Interop. Это подтолкнуло меня изложить свои краткие замечания, чтобы привлечь интерес к данной тематике.

Итак, Н.323 скончался — это свершившийся факт. В прошлые годы мы боролись за совместимость устройств Н.323. Она достигалась с большим трудом, и, что еще хуже, настройка оборудования занимала массу времени и была под силу только квалифицированным специалистам.

Другое дело — телефония, управляемая с помощью протокола SIP. Мы буквально за минуты получали совместимость на уровне базовых функций между SIP-телефонами разных производителей. Когда мы хотели устранить какие-либо проблемы, вывод всех контрольных сообщений в формате простого текста сильно облегчал нам задачу, чего с оборудованием Н.323 никогда не было. Для отладки систем мы применяли VoIP-анализаторы от ClearSight Networks и WildPackets, но редко когда нам требовалось использовать всю мощь и передовые функции этих инструментов.

Если вы желаете развернуть IP-телефонию с помощью продуктов одного вендора, вас не должно волновать, какой протокол лежит в основе всего. Начинайте и делайте, что хотите, вместе с Avaya, Cisco, Nortel или другим своим любимым производителем. Но если требуется массовая совместимость устройств в смешанной сети, где используются телефоны, шлюзы и коммутаторы разных вендоров, протокол SIP становится единственно возможным средством.

В сетевом мире мы привыкли обращаться с оборудованием как с потребительским товаром. Вы можете спорить с поставщиком по отдельным позициям, но для большинства компаний зачастую неважно, какова марка сетевой интерфейсной карты, коммутатора или сервера. Совсем иначе обстоит дело с телефонами. Мы увидели огромную разницу в качестве передачи голоса и функционировании разных продуктов. Контроль флуктуаций задержки, кодирование и декодирование речи, да и просто качество звучания — по этим критериям устройства сильно различаются. В телефонах определенно проявляется «человеческий фактор», незнакомый большинству ИТ-служащих.

Мы обнаружили сильный разнобой в возможностях конфигурирования и гибкости продуктов. О зрелости устройства отчасти позволяет судить количество размещенных на нем кнопок. Базовые модели позволяют подключиться к сети и кое-что еще, но «закаленные в боях» ветераны рынка носят на себе 50—100 кнопок, чтобы настроиться для оптимального функционирования в сети. Достоинством SIP является то, что даже без дополнительных настроек мы получали отличные результаты по совместимости.

Отныне переходить на технологии VoIP достаточно легко. Если даже вы не хотите, чтобы ваша компания использовала свободно распространяемое ПО на основе Linux, то наверняка можете себе позволить инсталлировать серверы SIP. Я боролся за то, чтобы заставить свободно распространяемое и коммерческое ПО на основе Н.323 «понимать» друг друга, но никогда не видел чего-то более легкого, чем взаимодействие продукта с открытым исходным кодом SIP Express Router от iptel.org и Asterisk от Digium. Наша небольшая команда инсталлировала оба продукта и маршрутизировала вызовы между ними всего за два часа. Добавьте сюда пару недорогих телефонов, таких как Grandstream BudgeTone по 75 долл., и вы почти даром построите сеть IP-телефонии. Так чего же вы ждете?

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями