При упоминании торговой марки SkyLink невольно приходит на ум бессмертная сага о Терминаторе и глобальной сети SkyNet, которая управляла оборонными системами без участия человека. Однако в данном случае речь идет лишь о высокоскоростной системе связи человека с компьютерами и серверами в Internet, где все подчинено интеллекту людей.

Мне захотелось проверить сервисы оператора «Скайлинк» в реальных (полевых) условиях, поставив себя на место обычного пользователя, купившего телефон не только для голосовой связи, но и для передачи данных. Все сложности, с которыми пришлось столкнуться в течение недели тестирования телефона CDMA-450, шаги по их преодолению и результаты описаны в настоящем материале.

Установка и запуск сервисов

В целом установить сервис передачи данных просто: достаточно соединить телефон с компьютером при помощи USB-шнура, инсталлировать драйверы. Однако я решил пройти эту процедуру вместе с абонентской службой, набрал «заветный» для каждого абонента «Скайлинка» номер 000 и в течение одной (!) минуты получил доступ к специалисту службы поддержки. Быстрый доступ к оператору абонентской службы, несмотря на вечернее время (около 23 часов) меня порадовал, так как ожидание ответа на линии у GSM-операторов может продлиться более 15 минут. На установку всех драйверов и проверку работоспособности связки «телефон-компьютер» ушло 25 минут.

Общее впечатление от сервиса передачи данных осталось довольно сносным. Тем не менее следует отметить, что при использовании телефона возникали определенные неудобства. Например, если аппарат на 5-10 минут оставался включенным в сеть, то скачивание данных сильно замедлялось. Проще было прервать текущий сеанс и создать новое подключение. Иногда телефон самопроизвольно выключался, а потом таким же образом включался. Ближе к ночи хуже работала сеть. В первый день моего эксперимента в 23 часа при объеме скачанных данных более 1 Мбайт система останавливалась и передача данных прекращалась.

Видимо, эта проблема носила временный характер, поскольку на следующий день сеть работала стабильно. Максимальная скорость передачи данных, заявленная оператором, составляет 153 Кбит/с. В моем эксперименте пиковая производительность сети была зафиксирована на уровне 40 Кбит/с (для измерения этого показателя использовалась программа DU Meter). По уверениям технических специалистов «Скайлинка», средняя скорость передачи данных должна варьироваться в диапазоне 70-80 Кбит/с. Однако таких результатов мне достичь не удалось. Безусловно, на то есть объяснение: скорость передачи данных сильно зависит от удаленности базовой станции от пользователя и нагрузки на сеть в каждый конкретный момент. Сегодня, по официальным данным, у «Скайлинка» в Москве и области насчитывается порядка 150 БС.

Обнаружился любопытный факт — данные хуже передавались с европейских и американских серверов, особенно музыкальных. Сразу оговорюсь, что файлы загружались по платному тарифу, где нет ограничений на скорость канала — все зависит только от пропускной способности сети оператора в данный момент времени и в данном месте. «Русский» же трафик передавался почти без задержек и «подвисаний» в ходе сеанса связи. В процессе тестирования я работал с сервисом SkyTurbo, который предполагает сжатие потока данных со стороны сервера «Скайлинка». Сжатие должно значительно увеличивать скорость трансляции файлов (скорость порта в таком соединении декларируется на уровне 230 Кбит/с). На самом же деле сервис оказался быстрым, но не таким, как ожидалось.

Голосовая связь

Проверка качества голосового сервиса выявила некоторые особенности. При вызовах на городские спаренные телефоны сеть зачастую выдавала отказ в соединении, а при удачных попытках в трубке возникало эхо (при этом не было никакого передвижения абонента). Достаточно непредсказуемо вел себя такой параметр, как громкость: то собеседника было еле слышно, то вдруг связь становилась качественной и четкой. Проблема, видимо, заключалась не в громкости динамика (которая была заранее отрегулирована), а в «возрасте» той АТС, на которую приходился звонок. Кроме того, связь становилась чуть хуже при звонке на офисную АТС, если требовалось набирать персональный номер сотрудника в тоновом режиме. Время от времени при звонках на городские телефоны происходили задержки связи. Казалось, что пользуешься не мобильным телефоном, а сервисом IP-телефонии, в котором передача речи немного замедлена. А вот при звонках на мобильные телефоны федеральных операторов качество голосовых соединений было стабильно средним.

Стоит упомянуть и о том, что вызвало приятные ощущения. В трубке почти не слышно коротких металлических звуков во время звонка из движущегося автомобиля. Удивительным было также то, что на экране телефона высветилось пять единиц мощности сигнала при звонке, сделанном с терминала «Скайлинка» из лифтовой шахты в центре железобетонного здания, тогда как GSM-телефоны в этом же месте показывали надпись «Поиск сети».

Кстати, прямо на дисплее телефона CDMA-450 от «Скайлинка» можно просматривать Internet-сайты, правда, в уменьшенном виде. Лучше всего отображаются ресурсы, которые имеют простой дизайн «в одну колонку». А сайты со множеством полей воспроизводятся не всегда корректно, Java-апплеты не исполняются. Да и маленький размер дисплея не способствует активному Web-серфингу с помощью телефона.

Ко всему прочему следует указать на то, что при работе в режиме передачи данных телефон сильно нагревается. Если после одного-двух часов пребывания в Сети вам захочется поговорить, то не стоит прижимать аппарат к щеке — можно обжечься. Причина в том, что USB-кабель не только связывает телефон с компьютером, но и выполняет функцию подзарядки аккумулятора. Для регулирования заряда на кабеле есть специальная кнопка, так что если у вас есть телефон и ноутбук, то зарядное устройство может не понадобиться.

Легенда о свободном рынке

Одна из самых больших проблем абонентов «Скайлинка» — ограниченный модельный ряд телефонов, поставляемых в Россию. А привезти их из другой страны и подключить к сети не так-то просто. С 1 марта компания «Московская Сотовая Связь» (оператор сети SkyLink) начала осуществлять подключение собственных телефонов клиентов, однако оно производится при соблюдении некоторых условий. Среди них — соответствие абонентского оборудования перечню разрешенных моделей (в настоящий момент в него входят сотовые телефоны Synertek S200 и Curitel HX-510B); проведение процедуры проверки технической возможности подключения; отсутствие задолженности на лицевом счете, за которым раньше числился данный телефон. Стоимость услуги подключения собственного аппарата — 200 долл. для телефонов, зарегистрированных ранее в сети SkyLink оператора «Дельта Телеком». Если же телефон обслуживался в сети МСС, то подключение нового абонента производится бесплатно.

Надо полагать, что свободный рынок телефонов CDMA в России вряд ли возникнет даже с появлением RUIM-карт. Совершенно непонятно, какие именно услуги стоят 200 долл. Многие пользователи разрешенных аппаратов вполне справедливо задаются вопросами о технических возможностях таких телефонов. Скажем, почему подключение телефона к компьютеру осуществляется только через USB-провод? Почему ни в одном аппарате нет ни инфракрасного порта, ни Bluetooth? Планируются какие-либо шаги в этом направлении? К сожалению, на последний вопрос наиболее вероятен отрицательный ответ. Процесс согласования ввоза новых моделей в Россию затягивается из-за смены правительства и перераспределения ролей в администрации связи. Зато модели телефонов, которые доступны в Белоруссии или Румынии, можно нелегально подключить и в России — «специалисты» уже предлагают такие услуги.

Кстати, в апреле в нашей стране появилась еще одна доступная пользователям «Скайлинка» модель — HW668 производства Huawei. Пока она предлагается абонентам «Дельта-Телеком» в Санкт-Петербурге. В прошлом году представители «Скайлинка» утверждали, что высокая стоимость телефонов обусловлена наличием встроенных высокоскоростных модемов и сложностью стандарта IMT-MC 450. При этом говорилось, что постоянно ведется работа по снижению цен до уровня, сопоставимого с GSM-терминалами. Приятным сюрпризом для абонентов «Скайлинка» стала цена телефона HW668, равная 199 долл., включая налоги. Сегодня процедуру сертификации и тестирования проходят следующие модели телефонов: Ubiquam U-100 и UM-100, Giga Z710 и Z510, Huawei ETS-388, Synertek S500, Curitel HX-550C и HX-560C, AnyData AMC-450. Возможно, скоро они пополнят ряды «свободно конвертируемых» телефонов CDMA-450.

Пейзаж после битвы

Выводы по итогам тестирования, на мой взгляд, достаточно очевидны. Во-первых, главным отличием услуг IMT-MC-450 от привычного набора сервисов в GSМ-сетях является возможность скоростной мобильной передачи данных. Между тем качество соединения и скорость передачи позволяют абоненту рассчитывать на то, что без проблем можно пользоваться только электронной почтой. Для полноценного доступа к Internet оператору желательно установить гарантированную полосу пропускания. Без этого сервис следующего поколения будет интересовать лишь узкую категорию энтузиастов.

Во-вторых, дата-сервис в «Скайлинке» все же лучше GPRS-служб в сетях федеральных операторов как по быстродействию, так и по предсказуемости. Находясь в Москве или в Санкт-Петербурге с телефоном «Скайлинка», абоненту можно быть уверенным, что мобильный доступ в Internet получить удастся.

В-третьих, стало заметно, что «Скайлинк» пошел по пути, проторенному операторами GSM, сконцентрировавшись на продаже голосового трафика. Опираясь на высокую емкость своей сети, компания вышла на рынок с безлимитными тарифами, которые оказались втрое дешевле, чем у конкурентов. Если дело пойдет так и дальше, «Скайлинк» ожидает участь нишевого игрока, обслуживающего абонентов с нестандартными требованиями и высоким ARPU.

И наконец, если вы думаете о смене своего оператора, чтобы воспользоваться более доступным сервисом передачи данных, то переходить на «Скайлинк» еще рановато. Сеть находится в процессе отладки, а высокие тарифы являются естественным барьером от наплыва желающих. Сигналом для начала массового наступления операторов CDMA-450 на рынок станет снижение тарифов, а также удешевление или же дотирование телефонов при заключении абонентских контрактов.

Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями