Одним из ключевых моментов участия в выставке «Связь-Экспокомм 2004» корпорации Nortel Networks стало официальное представление в России новой платформы Multimedia Communications Server 5100 Release 2.
АЗИЗ ХАДБАЙ отказался сообщать, в какую сумму обойдется разработка отечественным заказчикам, добавив, что в любом случае ее цена будет на 5% ниже аналогичного решения 3Com

Строго говоря, поставки этого продукта за океаном начались в феврале нынешнего года, а пользователям из региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) он был впервые продемонстрирован на выставке CeBIT 2004. Продвижению этой новинки в компании придают столь большое значение, что за пару недель до московского смотра телекоммуникационной индустрии российских журналистов с ней специально познакомили генеральный менеджер по развитию линии конвергентных решений для малого/среднего бизнеса Азиз Хадбай, и директор по управлению разработкой таких решений Яцек Ярмок.

Необходимо сразу пояснить, что, хотя в названии продукта содержится указание на вторую версию (Release 2), речь идет о совершенно новой разработке. Предыдущая, первая версия увидела свет в сентябре прошлого года и была предназначена исключительно для тестовых испытаний.

MCS 5100 — мультимедийная программная платформа для предприятий, поддерживающая различные коммуникационные сервисы прикладного уровня и ПО коллективной работы. В информационных материалах Nortel особо подчеркивается, что MCS 5100 не относится к классу учрежденческих АТС или IP-УАТС, а представляет собой сервер приложений, знаменующий эволюционный переход от сетей, обслуживаемых современными системами корпоративной телефонии, к сетям мультимедийных коммуникаций. Поскольку MCS 5100 работает на открытых серверных платформах (в настоящее время к ним относятся SunFire V100, Sun Netra 1405 и IBM e-series x335), новая разработка Nortel позволяет реализовать мультимедиа-сервисы в любой среде УАТС или Centrex, поддерживающей стандартные протоколы голосовых шлюзов (H.323, SIP) и наиболее распространенные SIP-приложения на клиентских станциях.

В позиционировании данного продукта корпорация Nortel основной упор делает на поддержку мобильных пользователей и обработку смешанного трафика. Так, организациям, в штате которых имеется большой процент активно перемещающихся сотрудников, адресованы различные персонализированные коммуникационные функции, доступные пользователю независимо от его текущего местонахождения. Речь идет о возможности переадресации вызовов не только на заданные телефонные номера (мобильный, домашний, рабочий и т.д.), но и на разные типы терминальных устройств, о средствах фильтрации входящих вызовов по различным критериям (при помощи программы Personal Agent), о возможности организации конференций без обращения к внешнему провайдеру. Инсталлировав на своем портативном компьютере программу удаленного доступа (например, ПО Contivity VPN Client производства той же Nortel), пользователь сможет установить безопасное соединение с платформой MCS 5100 практически из любой сети, поддерживающей протокол IP.

Компаниям, стремящимся перевести системы корпоративной телефонии на новый функциональный уровень, повысить продуктивность персонала и поднять эффективность бизнес-коммуникаций, производитель предлагает переводить сотрудников на технологию IP-телефонии постепенно, сохраняя существующие функции голосовой связи и дополняя их новыми мультимедиа-возможностями. Если верить оценкам, которые сделали эксперты фирмы Nortel, при определенных условиях внедрение MCS 5100 дает возможность наполовину сократить эксплуатационные расходы, относящиеся к организации связи на предприятии, повысив при этом на 8% продуктивность работы сотрудников.

В MCS 5100 Rls 2 реализованы многочисленные функции, позволяющие оптимизировать каждодневное общение пользователей с коллегами, партнерами и клиентами по различным коммуникационным каналам. При этом настольный компьютер на рабочем месте пользователя превращается в полностью конвергентное коммуникационное устройство. Сочетание стандартных офисных телефонов с реализованными в MCS 5100 средствами коллективной работы обеспечивает полную синхронизацию голосовых вызовов, потоков видео и данных, с которыми приходится иметь дело пользователю. Как следствие, у него появляется возможность формировать собственные аудио- и видеоконференции, обмениваться файлами с коллегами практически в режиме реального времени, работать над проектом, используя разделяемое экранное пространство, обращаться к сервису мгновенной передачи сообщений (Instant Messaging).

Если основываться на стандартной статистике обработки вызовов, то при установке на сервере SunFire V100 платформа MCS 5100 Rls 2 способна одновременно обслуживать 6 тыс. активных пользователей, а в случае инсталляции на сервере Sun Netra 1405 — до 20 тыс. активных пользователей (общее число поддерживаемых клиентских мест, разумеется, будет значительно больше). Дальнейшее увеличение этого показателя может быть достигнуто путем объединения нескольких серверов MCS 5100 в отказоустойчивый кластер.

Как ни странно это звучит, но на апрельской пресс-конференции, посвященной предварительному представлению платформы MCS 5100 на российском рынке, Хадбай отказался сообщить, в какую сумму обойдется новейшая разработка отечественным заказчикам. От руководителей Nortel можно было услышать лишь, что в любом случае решение окажется на 5% дешевле аналогичного продукта фирмы 3Com (судя по всему, имелась в виду система SuperStack 3 NBX). Тем интереснее покажется оценка стоимости платформы MCS 5100, приведенная на официальном сайте производителя, для североамериканского рынка. В конфигурации на 500 пользователей типичная стоимость MCS 5100 Rls 2 в пересчете на одно рабочее место лежит в диапазоне от 260 долл. (серверы и клиентские мультимедиа-ПК) до 700 долл. (те же аппаратные средства плюс IP-телефоны i2004). Стоит оговориться, что приведенные цифры базируются на рекомендованных розничных ценах; и в каждом конкретном случае они будут зависеть от специфики проекта.

Новый коммуникационный сервер удачно дополнил решение MCS 5200, появившееся в продуктовом портфеле Nortel несколько ранее. Коренное отличие между этими двумя платформами состоит в их ориентации. Как известно, MCS 5200 представляет собой решение операторского класса, поддерживающее современные приложения телефонии и мультимедиа и адресованное провайдерам услуг связи. MCS 5100 имеет аналогичную функциональность, однако разработана в целях удовлетворения потребностей корпоративных клиентов. Эта разница нашла отражение в цене, производительности и удобстве развертывания данной платформы в существующей среде корпоративной телефонии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями