К концу апреля 2004 года численность абонентской базы оператора «МегаФон» превысила отметку в 1 млн человек.
ИГОРЬ ПАРФЕНОВ: «По темпу прироста пользователей ?МегаФону? нет равных в столице»

Два с половиной года назад в московской сотовой сети «Соник Дуо» (в настоящее время — дочернее предприятие федерального оператора «МегаФон») был сделан первый телефонный звонок. Сегодня компания «МегаФон-Москва» уверенно удерживает третью строчку в рейтинге сильнейших игроков столичного рынка мобильной связи. К концу апреля 2004 года численность абонентской базы оператора превысила отметку в 1 млн человек.

«Если сравнивать количество клиентов компании с абонентской базой конкурентов, то миллион подписчиков — это не так уж и много, — признается глава «МегаФон-Москва» Игорь Парфенов, — зато по темпам прироста пользователей «МегаФону» нет равных в столице». За прошедшие 12 месяцев аудитория пользователей сети увеличилась на 150% (к концу апреля 2003 года «МегаФон» обслуживал 400 тыс. абонентов). Таким образом, среднемесячный прирост клиентской базы оператора за истекший год составил 50 тыс. человек.

Данные опросов свидетельствуют, что 75% абонентов, подписавших контракт с «МегаФоном», мотивируют свой выбор соображениями экономии. Они убеждены, что услуги связи в сети «МегаФон-Москва» дешевле, чем, например, в МТС или «Би Лайн GSM». Действительно, с момента своего основания «МегаФону» удается понижать стоимость обслуживания и при этом удерживать стабильно высокий показатель доходности в пересчете на одного абонента (ARPU). По словам Парфенова, в 2003 году среднемесячный счет абонентов в его сети составил примерно 20 долл., и это без учета роуминговых услуг. Среди пользователей тарифов pre-paid величина ARPU оказалась равной 15 долл. По нынешним меркам это хороший результат.

В I квартале 2004 года ситуация стала еще лучше: клиенты платили столичному «МегаФону» за услуги в среднем 22 долл. в месяц (без учета расходов на роуминг). Средняя продолжительность разговоров у абонентов московской сети этого оператора (MoU) оказалась примерно в два раза выше, чем у конкурентов, и достигла 300 минут в месяц. В чем же причины успеха: вероятно, не только в правильном маркетинге услуг? Бесспорно, коммерческому успеху способствовала маркетинговая политика. Рекламную кампанию «МегаФона» отличает агрессивный характер, но бизнес оператора поддерживается не столько денежными вливаниями в продвижение торговой марки, сколько умелым позиционированием рыночных предложений. В I квартале 2004 года показатель затрат «МегаФона» на привлечение новых абонентов (SAC) был зафиксирован на уровне 14 долл., что на 5 долл. меньше, чем у некоторых других операторов мобильной связи. Весь секрет в том, что тарифные планы «МегаФона» всегда несли в себе новаторский дух и даже немного шокировали аудиторию своей оригинальностью. Достаточно вспомнить революционный тариф «Прием» с бесплатными входящими звонками или первый в Москве рублевый тариф «Просто».

Результаты опросов абонентов показали также, что 25% респондентов заключили контракт с московским «МегаФоном» из-за широкого спектра инновационных сервисов, развернутых оператором. Информационные сервисы принесли «МегаФону» немалые дивиденды. К примеру, в I квартале доходы компании от дополнительных (неголосовых) услуг выросли с 12 до 15%. Их список необычайно широк и постоянно пополняется новыми предложениями. В частности, «МегаФон» анонсировал запуск службы мобильного телевидения, мобильной системы обмена сообщениями ICQ и сервиса, связанного с определением местоположения абонентов. Все эти новшества будут доступны подписчикам всех групп тарифных планов.

Еще одна составляющая успеха московского «МегаФона» — интенсивное развитие инфраструктуры сети. Сегодня компания эксплуатирует в Москве и области 850 базовых станций, а к концу 2004 года их число должно увеличиться до 1 тыс. Учитывая сравнительно небольшую плотность абонентов «МегаФона», этого количества почти достаточно, чтобы оператор смог заявить о полном покрытии московской лицензионной территории. Если провести исторические параллели, то можно заметить, что по техническому оснащению «МегаФон-Москва» постепенно приближается к уровню развития сети МТС трехлетней давности. Напомним, что в конце 2001 года московский фрагмент «Мобильных ТелеСистем» располагал 1144 базовыми станциями, и особых нареканий к качеству связи у его абонентов тогда не возникало. А вот по численности абонентской базы «МегаФон» отстает, ему еще предстоит сложное восхождение на вершину, покоренную МТС в далеком 2001 году. В то время лидер сотового рынка России обслуживал в столичном регионе чуть более 2 млн клиентов. Руководство сети «МегаФон-Москва» планирует взять эту планку в течение следующих 12 месяцев, то есть к концу апреля 2005 года.


Факты и комментарии

Успехи столичного «МегаФона» несомненны, но нельзя не заметить того, что официальные лица компании немного лукавят, сравнивая свой показатель доходности ARPU с таковым у конкурентов. В последние годы МТС и «ВымпелКом» уже не публикуют отдельно данные по Москве и по всей России, предоставляя только консолидированную отчетность по всем регионам своего присутствия. У младшего члена «большой тройки» пока нет нужды вести отчетность по тем правилам, которых придерживаются его «старшие сотоварищи», поскольку его акции не котируются на NYSE. Руководство, пользуясь таким положением, оперирует цифрами по личному усмотрению.

Известно, что за прошлый год МТС заявила свой ARPU равным 17,1 долл. (в российском сегменте сети), а «Би Лайн» — 13,6 долл. Однако эти цифры являются усредненными по стране, включая столицу. Если бы конкуренты «МегаФона» объявляли отдельные показатели доходности по Москве, то картина наверняка была бы иной. К слову, средний ежемесячный доход с одного абонента у операторов Ассоциации СМАРТС (которые работают только в регионах) составляет всего около 13 долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями