Объединенный цифровой оператор столицы озвучил поставленные перед ним бизнес-задачи.
СЕМЕН РАБОВСКИЙ: «Скорее всего, объединенной компании удастся сохранить доходы на прежнем уровне»

Процесс интеграции столичных компаний «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос» практически завершен. На их основе создается оператор «Комстар — Объединенные Телесистемы» (КОТ). Презентация нового игрока на столичном телекоммуникационном рынке стала ключевым мероприятием холдинга «Система Телеком» в рамках выставки «Связь-Экспокомм 2004».

Юридическое слияние ранее независимых компаний пока не закончено. К сегодняшнему дню завершен лишь первый этап объединения их операционной деятельности. Сформирована новая организационная структура, созданы общая сервисная служба и центр продаж, введен единый каталог услуг, интегрируются технологические ресурсы, утверждена торговая марка, под которой в дальнейшем будут предоставляться все услуги. До окончания процесса юридического слияния управление всеми операциями передано ЗАО «Комстар», которое располагает полным набором лицензий для операторской деятельности. Кроме того, это предприятие обслуживало самых высокодоходных корпоративных клиентов, которых унаследует КОТ.

Комментируя причины образования нового оператора, генеральный директор холдинга «Система Телеком» Владимир Лагутин заявил, что объединение было продиктовано исключительно рациональными соображениями. Все три компании набрали изрядный вес и стали активно конкурировать между собой. Это вызвало частичное удорожание тарифов и путаницу в оплате однотипных услуг. При параллельном инвестировании в развитие трех компаний, действующих на такой незначительной территории, как Москва, ощутимо сокращается эффективность денежных вложений, — считает Лагутин. Недавно назначенный генеральный директор ЗАО «Комстар» Семен Рабовский также убежден, что у акционеров ЗАО «Система Телеком» не было альтернативы созданию объединенного оператора. Консолидация активов проводных операторов позволит оптимизировать большинство бизнес-процессов и улучшить показатели рентабельности операций, в том числе за счет предложения новых услуг, объединения маркетинговой активности и реализации общей технической политики.

Основа технической стратегии «Комстар — Объединенные Телесистемы» — создание единой цифровой сети. Радикальная модернизация сетевой инфраструктуры обеспечит вновь образованному оператору значительный запас прочности в конкурентной борьбе на столичном рынке связи. Теперь в его распоряжении имеется мультипротокольная транспортная сеть Next Generation Network на базе гигабитной технологии передачи данных. Кроме того, компания имеет транспортную сеть SDH, являющуюся основой комплекса наложенных цифровых служб различного назначения (цифровая телефония, передача данных, интеллектуальные услуги, широкополосный и беспроводной доступ).

В общей сложности на балансе КОТ будет 12 различных сетей, требующих централизованного управления. В настоящее время оператор уже создал единый технический центр управления сетью (ЦУС). Но на начальном этапе интеграции для обеспечения бесперебойного обслуживания абонентов функции управления будут распределены между ЦУС и специализированными системами управления каждой сети.

Помимо совершенствования технологической инфраструктуры, объединенная компания планирует реализовать ряд крупных проектов вне традиционного для нее московского рынка. Иными словами, ее деятельность будет направлена в регионы России и даже за пределы нашей страны. По словам Лагутина, КОТ пойдет по стопам МТС, которая активно стремится закрепиться на рынках других стран СНГ. Опустив детали предстоящих сделок, глава «Системы Телеком» сообщил лишь о том, что руководство холдинга рассматривает возможность приобретения активов фиксированных операторов в некоторых государствах ближнего зарубежья. А в недалекой перспективе перед «Комстар — Объединенные Телесистемы» стоит задача совсем иного рода. Дело в том, что неумолимая статистика свидетельствует не в пользу консолидации сложившихся бизнесов. Поэтому акционеры ставят перед новым оператором задачу-минимум — сохранить объем доходов на уровне, зафиксированном до объединения. Задача-максимум состоит в том, чтобы стать лидирующим альтернативным оператором Московского региона.

По прогнозам экономистов «Комстара», только за счет сокращения закупок дублирующего оборудования и ПО коммерческий эффект от консолидации должен составить 45 млн долл. в течение пяти следующих лет. «Скорее всего, компании удастся сохранить доходы на сегодняшнем уровне, — рассуждает Рабовский. — Даже если предприятие, вовлеченное в интеграционный процесс, проваливает план на 10-15%, это считается допустимой потерей на этапе слияния».

«В присоединении к КОТ компании «МТУ-Интел» и принадлежащей ей «Голден Лайн» (этот вариант широко обсуждался в СМИ) пока нет никакой необходимости», — отметил Лагутин. Зато, по его словам, происходит плавная интеграция (но не консолидация!) «МТУ-Интел» и МГТС, которые успешно работают на рынке широкополосных услуг. Функции между этими двумя компаниями были разделены изначально: МГТС является владельцем широкополосной сети, а «МТУ-Интел» выполняет задачу поставщика услуг этой сети для конечных клиентов. В свою очередь, «Комстар — Объединенные Телесистемы» предоставляет услуги фиксированной цифровой связи и высокоскоростного доступа в Internet для корпоративных пользователей. Очевидно, что роль фирмы «МТУ-Интел» в объединенной компании оказалась бы незначительной. Тем не менее участие «МТУ-Интел» в деятельности МГТС вполне обоснованно, так как в этом случае все услуги Internet оказываются городской телефонной сетью через своего эксклюзивного агента. Если говорить о «Голден Лайн», то этот оператор выполняет обособленные задачи — предоставляет в аренду выделенные каналы связи. Компания сформировала пул постоянных клиентов и имеет устойчивые финансовые результаты.

Объединение альтернативных операторов фиксированной связи является составной частью общей политики консолидации активов холдинга «Система Телеком». Еще одна сторона этой же медали — укрупнение игроков сотового рынка. Как известно, оператор «Мобильные ТелеСистемы» проводит корпоративную реформу для улучшения управляемости своими региональными активами. Вскоре процесс консолидации начнется в компании «Скайлинк», где «Системе Телеком» принадлежит 50% акций. До конца 2004 года под зонтичным брэндом SkyLink услуги мобильной связи будут предоставляться рядом операторов стандарта CDMA, в их числе «Дельта Телеком», МСС, «Персональные коммуникации» и некоторые региональные операторы, использующие стандарт NMT-450.


только цифры

Сводные операционные показатели и основные параметры деятельности предприятия «Комстар — Объединенные Телесистемы» в первоначальном варианте, подготовленном к пресс-конференции, были приведены в соответствие с тем, что Internet-оператор «МТУ-Интел» с принадлежащей ему фирмой «Голден Лайн» станет дочерней структурой КОТ. Позднее, уже перед самой презентацией объединенного оператора, эта формулировка была изъята из материалов для СМИ, однако консолидированные операционные показатели компании «Комстар — Объединенные Телесистемы» даны по всем пяти операторам.

Основные параметры сети
  • Общая протяженность волоконно-оптических линий превышает 6 тыс. км.
  • В сети установлено более 500 узлов доступа, равномерно распределенных по всей территории Москвы. Расстояние от любого объекта в черте города до ближайшего узла доступа не превышает 1,5 км.
  • Монтированная емкость телефонной сети "Комстар - Объединенные Телесистемы" составляет 560 тыс. номеров.
  • С ТфОП сеть КОТ соединяют более 70 тыс. линий связи.
  • Суммарная емкость международных Internet-магистралей - более 1 Гбит/c.
  • Модемный пул "Комстар - Объединенные Телесистемы" для коммутируемого доступа в Internet насчитывает более 13 тыс. портов и является крупнейшим в России.
  • Для организации постоянного доступа в Internet используются 15 тыс. выделенных каналов, что позволяет КОТ контролировать более 42% этого сегмента рынка.
  • Таксофонная сеть КОТ насчитывает свыше 400 таксофонов и обеспечивает карточный роуминг с таксофонами МГТС.
Операционные и финансовые показатели
  • В 2003 году объединяющиеся компании обслуживали более 26 тыс. клиентов в корпоративном секторе и почти 500 тыс. индивидуальных пользователей.
  • Совокупный доход от продажи телекоммуникационных услуг в 2003 году превысил 244 млн долл.
  • Показатель EBITDA равен 96 млн долл.
  • Общий объем капитальных вложений за год составил 45 млн долл.
  • Чистая прибыль достигла 55 млн долл.