Пока новое поколение сетевых технологий пробивает себе дорогу на телекоммуникационный рынок, отечественные операторы ищут пути увеличения доходов от действующих сетей.
МАРГАРИТА ЗОБНИНА: «Продажи мобильного контента могут вырасти в 2004 году на 130%»

Именно получение максимальной отдачи от капитальных вложений прошлых лет стимулирует их внедрять дополнительные информационные сервисы для абонентов. Проблемы реализации новых услуг в сетях SS7 обсуждались на специальной конференции, организованной компанией CompTek.

В ходе конференции были впервые обнародованы детальные оценки, связанные с предоставлением информационных услуг абонентам российских сотовых операторов. По данным аналитической компании J?son & Partners, в 2003 году объем внутреннего рынка мобильных приложений составил всего 98 млн долл., а число контент-провайдеров, которые взаимодействовали с сотовыми операторами на коммерческой основе, не превышало полусотни. Эксперты признают, что эти показатели не адекватны современному уровню проникновения услуг сотовой связи.

Основная часть выручки участников рынка пришлась на информационные сервисы, реализованные посредством технологии SMS. Иные способы доступа к информации, такие как GPRS, пока не принесли ощутимой коммерческой отдачи. Правда, исследования J?son & Partners свидетельствуют, что в 2004 году продажи услуг в сфере мобильного контента вырастут на 130%. Однако не будем забывать, что число абонентов мобильной связи в России уже перевалило за 40 млн, а концу года вырастет минимум до 65 млн. На этом фоне прогнозируемые темпы роста доходов на рынке контентных услуг выглядят удручающе.

Несложные расчеты показывают, что в 2004 году среднестатистический абонент сотовой компании потратит на информационные сервисы не более 3,5 долл. Таким образом, наблюдаемый в последнее время тренд повышения выручки сотовых операторов от неголосовых сервисов едва ли компенсирует болезненную тенденцию сокращения ARPU. По мнению консультанта J?son & Partners Маргариты Зобниной, основными сдерживающими факторами развития рынка информационных мобильных приложений в России являются слабые маркетинговые усилия самих контент-провайдеров, а также недостаточная гибкость операторов по отношению к потенциальным партнерам по бизнесу. Зобнина полагает, что интенсивный рост рынка мобильного контента в России будет сопряжен с появлением сетей третьего поколения и новейших типов сервиса на их основе.

Зададимся вопросом: исчерпан ли полностью потенциал сетей связи на современном этапе их развития? В CompTek справедливо отмечают, что технология сигнальных протоколов SS7, используемая операторами по всей стране, изначально разрабатывалась для предоставления широкого спектра информационных услуг, но далеко не все из них получили широкое распространение. В частности, сервисы определения местоположения абонентов только начинают продвижение в массы. И уж совсем большая редкость в сетях SS7 — услуги на основе технологии распознавания речи. По мнению руководителя отдела компьютерной телефонии CompTek Игоря Чижа, использование тонального донабора для навигации по обычному голосовому меню неудобно для абонентов и сильно ограничивает спектр предоставляемых информационных услуг. К примеру, в таких случаях практически невозможно организовать полноценную справочную службу авиакомпаний.

Использование систем распознавания речи может снять многие препятствия, тем более что на рынке уже есть достаточно проработанные решения, обеспечивающие приемлемое качество распознавания речи по телефону. Их применение открывает новые перспективы для внедрения дополнительных услуг для абонентов — развлекательных, справочных, образовательных, медицинских и т. п. «Кроме того, механизмы распознавания речи могут качественно изменить системы абонентского самообслуживания, — говорит Чиж. — Это отразится как на разнообразии интерактивных возможностей, так и на удобстве их использования». В подтверждение данного тезиса на конференции демонстрировалась работа средств распознавания русскоязычной речи на базе решения SpeechPearl в телефонном приложении для заказа авиабилетов.

Организация новых информационных сервисов одинаково актуальна для операторов мобильной и фиксированной телефонной связи. Активная региональная экспансия федеральных сотовых компаний заставила местных монополистов услуг электросвязи погрузиться в принципиально новую для них конкурентную среду. Как сообщил представитель регионального филиала «СибирьТелеком» в Кемеровской области Александр Кудрявцев, в 2003 году сотовые операторы «отняли» у его предприятия значительную долю местного телефонного трафика — около 160 тыс. мин. в сутки, что сопоставимо с полной загрузкой одной АТС на 10 тыс. абонентов. А в Кемерово насчитывается лишь 200 тыс. клиентов фиксированной телефонии. Потеря местного трафика особенно болезненна в связи с тем, что оператор внедрил повременную тарификацию за пользование городским телефоном (без абонентской платы) — 23 коп. за минуту.

Правда, местному «телекому» удалось компенсировать упущенную выгоду за счет внедрения новых информационных услуг с расширенными интерактивными сценариями. Среди них — такие оригинальные разработки, как «Виртуальный госпиталь», «Налоговый консультант» и даже «Православный собеседник». А основная масса дополнительных доходов приходится на популярный инфосервис «Прогноз погоды»: в 2003 году обращения горожан за справкой о погоде принесли Кемеровскому филиалу «СибирьТелекома» 1,3 млн руб. чистой прибыли.

Сейчас кемеровский оператор совместно с коммунальными службами города разрабатывает новую информационную службу «Твои долги». Предполагается, что с ее помощью каждый абонент сможет узнать о размерах своей задолженности перед ЖКХ. Кроме того, в тестовом режиме запущен ряд сервисов, основанных на технологии распознавания речи. В частности, телефонная компания пытается предоставить абонентам доступ к компьютерным базам данных с помощью обычного телефона. Для этого используется следующий сценарий обслуживания вызова: устный запрос с телефонного аппарата с городским номером инициирует соединение с сервером распознавания речи и автоматическое обращение системы к соответствующей Web-странице в Internet (преобразование Speech-to-Text). Затем выполняется обратная процедура: на основе полученного текста синтезируется новостной аудиоблок, и сервер воспроизводит его ожидающему на линии абоненту (Text-to-Speech).

«Голосовые информационные сервисы, основанные на технологиях распознавания речи, могут обеспечить телефонным абонентам доступ к самым разным ресурсам Internet, а следовательно, являются своеобразной альтернативой 3G», — убежден Кудрявцев. Он также считает, что выживание операторов фиксированной связи в условиях жесточайшей конкуренции будет обусловлено политикой «открытых дверей» по отношению к контент-провайдерам и игрокам сотового рынка. Традиционная телефония должна сделать свои информационные сервисы настолько привлекательными, чтобы к ним стремились обращаться абоненты мобильных сетей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями