ВАЛЕНТИН МАКАРОВ: «Коллективный стенд разработчиков ПО появился благодаря деятельному участию спонсоров»

Участие в CeBIT дает отечественным ИТ-компаниям реальную возможность выхода на международные рынки, но «входной билет» на шоу высоких технологий в Ганновере явно не по карману начинающим игрокам.

По оценкам компании ABBYY, организационные расходы на самостоятельное участие российской фирмы в CeBIT варьируются в пределах 100 тыс. долл. Сумма складывается из затрат на аренду выставочного модуля, постройку собственного демонстрационного стенда, доставку образцов продукции, проезд и проживание сотрудников, маркетинговые мероприятия и т. д. Расходы такого уровня оставляют «за бортом» всемирной выставки немало средних (по нашим меркам) ИТ-компаний с годовым оборотом 1—2 млн долл. «Поэтому Россия была представлена на CeBIT недостаточно, хотя и достойно», — считает руководитель службы информации, рекламы и PR ABBYY Настасья Савина.

В этом году российская экспозиция включала в себя стенды традиционных участников выставки — Минпромнауки и Мин-образования РФ, а также крупных игроков отечественного телекоммуникационного рынка. Из компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения, профинансировать самостоятельное участие в CeBIT смогли лишь четыре — ABBYY, «Лаборатория Касперского», ПроМТ и «Центр речевых технологий».

Не менее существенным является и вопрос: стоит ли отечественным разработчикам со скромными по ганноверским масштабам бюджетами показывать себя на престижных международных форумах? Как утверждает Савина, несомненно, стоит. Она напомнила, что первые зарубежные контракты ABBYY были подписаны именно на CeBIT. Поэтому перспективным российским компаниям, решившим продемонстрировать свои разработки иностранным партнерам и инвесторам, необходима государственная и отраслевая поддержка.

В 2004 году несколько российских фирм получили такую поддержку. Как сообщил президент консорциума «Форт-Росс» и член правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Валентин Макаров, благодаря деятельному участию спонсоров — администрации Санкт-Петербурга и самого АП КИТ — на CeBIT-2004 был организован коллективный стенд разработчиков программного обеспечения Russian Software Pavilion. Под его крышей разместились экспозиции 21 компании из России, Белоруссии и Украины. Объединенная делегация отечественных разработчиков ПО принимала участие в обширной программе выставочных мероприятий. Основным из них стал Второй российско-германский ИТ-форум, в котором приняли участие более 130 делегатов из обеих стран.

«Организация коллективного стенда на CeBIT помогла перспективным российским новичкам сделать первые шаги на зарубежный рынок, — полагает руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского» Денис Зенкин, — но поддержка государства не должна ограничиваться спонсорством их участия в международных выставках». Необходимо, чтобы правительство страны эффективно способствовало созданию привлекательного имиджа российской ИТ-продукции в целом, и в этом смысле гораздо важнее продвигать общенациональный брэнд Made in Russia, а не поддерживать отдельные фирмы и решения.