На предприятиях ЖКХ пытаются внедрить автоматизированные системы расчета потребляемых услуг, выполняющие роль, аналогичную биллингу в сетях операторов связи

Компания OXS, дочернее предприятие российского ИТ-холдинга «Оптима», стала официальным спонсором Пятого Всероссийского форума по проблемам жилищно-коммунального хозяйства «Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер РФ». Он прошел 16—17 марта под эгидой Госстроя России. В рамках форума OXS организовала круглый стол под названием «Западный опыт организации сбора коммунальных платежей». В его работе, помимо представителей OXS и немецкой фирмы SIV.AG, приняли участие заинтересованные лица из Госстроя РФ, министерств финансов и энергетики РФ, ЖКХ Саратовской области и ГУП «Институт организационных технологий ЖКХ».

На круглом столе говорилось, что с начала 1990-х годов отечественное коммунальное хозяйство находится в состоянии кризиса. А ныне актуальность вопросов реформирования отрасли, изменения схемы тарификации и оплаты коммунальных услуг достигла апогея. Эти рассуждения подготовили слушателей к основному мероприятию — презентации системы kVASy компании SIV.AG в качестве комплексного ИТ-решения для российских предприятий ЖКХ. Как известно, в начале 2004 года между SIV.AG и OXS подписано соглашение о партнерстве на территории России и стран СНГ. Сейчас российская фирма активно продвигает систему kVASy на отечественном рынке и занимается поиском стратегических партнеров по ее внедрению.

Директор по стратегическому развитию OXS Олег Сундуков подробно описал возможности данного решения. По его словам, kVASy позволяет автоматизировать расчет потребляемых коммунальных услуг, выставление счетов и сбор платежей, благодаря чему значительно повышается эффективность этих процессов, сокращаются финансовые и временные издержки предприятий ЖКХ.

Система имеет модульную архитектуру. Ее основными функциональными компонентами являются модули ценообразования и биллинга, управления взаимоотношениями с потребителями коммунальных услуг (CRM), управления финансами (бухгалтерский учет, налоги), работы с аппаратными счетчиками и др.

Структурно решение kVASy разделено на три программных блока. Модуль «Расчет потребления» обеспечивает тарификацию потребления тепла, бытового газа, холодной и горячей воды и т. д., а также выставление счетов и контроль за сбором коммунальных платежей. Он поддерживает работу с предприятиями и физическими лицами, учет любых видов льгот и субсидий. Блок «Финансы» реализует функции, необходимые для ведения полноценного бухгалтерского и управленческого учета, предъявления претензий неплательщикам. Наконец, блок «Услуги» является набором специализированных подсистем, предназначенных для управления пользовательскими счетчиками, доступом клиентов к коммунальным ресурсам, интеграции с ГИС и другими информационными системами.

Уникальность kVASy, по мнению разработчиков, заключается в возможности применения системы на предприятиях разного профиля и масштаба — от районных до общефедеральных. Модульность и масштабируемость ее архитектуры позволяют предприятиям жилищно-коммунальной сферы приобретать только те функциональные блоки, которые необходимы для решения их текущих задач. Стартовая цена системы, по данным представителей OXS, составляет 15 тыс. долл.

Существенным преимуществом kVASy Олег Сундуков считает и ее адаптивность, то есть способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям хозяйственной деятельности. Директор по стратегическому развитию OXS сообщил, что система эволюционировала в течение 10 лет и «пережила» реформу ЖКХ в Германии. А значит, она выдержит и грядущие российские перемены в организации коммунальных служб. К такому заключению представители SIV.AG и OXS пришли в результате анализа бизнес-процессов на нескольких региональных предприятиях ЖКХ.

Сейчас kVASy русифицирована и тестируется на реально действующих предприятиях. Так, модуль приема платежей «обкатывается» примерно в 30 банках Новосибирска, а 70% жилищных служб этого города используют модуль автоматического выставления счетов. Другие компоненты системы задействованы в Новокузнецке и Челябинске.

Олег Сундуков считает, что нужно примерно полгода для приведения kVASy в «идеальное» состояние, то есть для обеспечения ее соответствия требованиям ЖКХ любого уровня — от муниципального до федерального. В OXS планируют полностью локализовать продукт к концу 2004 года. К этому времени фирма завершит реализацию нескольких проектов в регионах и найдет стратегических партнеров по внедрению kVASy. Предполагается, что основными заказчиками станут коммунальные предприятия в регионах, которые в рамках реформы ЖКХ будут взаимодействовать (на основе арендных договоров) с дочерними управляющими компаниями ОАО «Российские коммунальные системы».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями