Неоднозначные выводы рыночных аналитиков позволяют, хотя и с некоторыми оговорками, назвать лидером рынка VoIP компанию Avaya.

Усилив свое давление на рынок корпоративной телефонии в IV квартале 2003 года, компания Avaya вышла по итогам года на первое место в мире по количеству поставленных портов IP-телефонии. Об этом свидетельствуют данные исследовательской группы Synergy Research. По ее же оценке, рыночная доля Avaya составила 22,4%. Особенно отличился вендор в последнем квартале года: он поставил 26,3% всех отгруженных в мире портов корпоративной IP-телефонии и опередил таким образом своего ближайшего конкурента более чем на 8%.

В том же отчете Avaya названа лидером по доходам от продаж решений для корпоративной IP-телефонии за IV квартал минувшего года. Однако в годовом рейтинге ей не удалось стать самым прибыльным поставщиком конвергентных решений: Avaya пришлось довольствоваться вторым местом с результатом 22,2% от общей суммы мировых продаж.

В опубликованном ранее отчете Synergy Research утверждалось, что лидерство принадлежало Avaya с самого начала 2003 года. В I квартале она продала 20,4% портов VoIP, тогда как Cisco — всего 17,8%, а Nortel — только 17,7%. Объективности ради добавим, что, согласно информации Dell?Oro, в IV квартале 2003 года Avaya осталась на втором месте, пропустив вперед компанию Alcatel. Другие ее традиционные конкуренты, Nortel и Cisco, переместились соответственно на третье и четвертое места мирового рейтинга. Впрочем, Dell?Oro подтверждает высочайшие темпы квартального роста Avaya в сегменте корпоративной IP-телефонии (64%); они были значительно лучше, чем у других рыночных игроков.

Оставим в стороне разночтения в двух уважаемых источниках информации. В конце концов, их причина может заключаться в различии исходных данных и методов оценки, обусловливающем почти неизбежную погрешность вычислений. Как бы то ни было, налицо стремительное развитие глобального бизнеса Avaya в области конвергентных решений для предприятий.

ДМИТИРИЙ КОНДРАТЬЕВ: «Россия считается страной, чуткой к цене за одно рабочее место»

Применительно к российскому телекоммуникационному рынку подобных сегментированных исследований еще не проводилось, но, бесспорно, системы Definity производства Avaya являются здесь самым популярным продуктом для организации корпоративной телефонии. Как отметил глава московского офиса Avaya Дмитрий Кондратьев, «Россия остается страной, чуткой к цене за одно рабочее место», а потому троекратное снижение стоимости одного абонентского порта IP-телефонии в продуктах данного вендора было мощным стимулом к массовому внедрению конвергентных систем. К сегодняшнему дню средние цены абонентских портов во всех решениях Avaya почти выравнялись и не зависят от типа поддерживаемого телефонного абонента (цифровой, аналоговый или IP-телефон).

Флагманом продуктовой линейки этого производителя считается медиасервер S8700. Он является функциональным аналогом знаменитых УАТС Definity серий R и SI, ориентированных на нужды крупных заказчиков. Младшая модель универсального медиасервера S8300 призвана обеспечить плавную миграцию на IP-протокол клиентов, использующих облегченную модель УАТС Definity серии Prologix. В декабре портфель телефонных решений Avaya пополнился «промежуточной» моделью медиасервера S8500, рассчитанной на потребности средних по размеру компаний. Разумеется, все коммуникационные серверы поддерживают любой тип телефонного абонента, включая терминалы VoIP и программные эмуляторы телефонов.

Что касается ценовых характеристик медиасерверов, Дмитрий Кондратьев привел следующие цифры. Согласно европейским отпускным ценам, система корпоративной телефонии на базе сервера S8700, рассчитанная на обслуживание 1 тыс. пользователей, обойдется в 300 тыс. евро, а система на 3 тыс. пользователей — в 550 тыс. евро. Здесь не учтены затраты на установку телефонных аппаратов, которые варьируются в пределах от 150 до 250 долл. за рабочее место. Как видите, экономика корпоративной IP-телефонии почти не отличается от типовых бюджетов проектов с использованием традиционных УАТС.

Хотя по расценкам технологии VoIP и коммутации каналов практически выравнялись, отечественные заказчики все еще предпочитают устанавливать привычные цифровые телефоны. Глава российского офиса Avaya признал, что доля IP-абонентов в крупных проектах не превышает 15% установленного количества телефонных портов, не считая межстанционных интерфейсов (транков). Вместе с тем динамика роста продаж решений в области IP-телефонии обнадеживает представителей российского офиса Avaya. Она вдвое выше, чем усредненные показатели роста оборота по всем линейкам продукции.

Развитию успеха фирмы на поприще корпоративной телефонии будет способствовать и поддержка ее продуктами коммуникационного протокола SIP. По словам технического директора российского представительства Avaya Георгия Санадзе, внедрение стандарта SIP открывает массу новых возможностей для IP-абонента. В частности, это обмен текстовыми сообщениями в ходе голосовой сессии, передача статусной информации о текущем состоянии абонента (о его присутствии на рабочем месте), присвоение абоненту единого адреса вне зависимости от точки его вхождения в сеть. На основе продуктов SIP можно создавать весьма оригинальные и сложные правила обработки вызовов с учетом информации о состоянии/присутствии абонента.

Avaya выпустила уже несколько продуктов, работающих по протоколу SIP. Среди них в первую очередь следует упомянуть вторую версию управляющего ПО для систем IP-телефонии Avaya Communication Manager и пакет мультимедийных коммуникационных приложений MultiVantage Communication Applications. На стороне клиента для функционирования SIP-приложений предлагаются телефонный аппарат серии 4602 и программный телефон со встроенной функциональностью Instant Messaging.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями