БОЛЬШИНСТВО производителей систем бесперебойного питания предлагают конечным пользователям глобальные сервисы удаленного мониторинга и диагностики своих изделий. В компании MGE UPS Systems справедливо полагают, что этот вид бизнеса —один из самых перспективных и доходных.

Сегодня около 35% оборота MGE в мировом масштабе составляют продажи услуг. Из 3 тыс. человек, работающих в компании, 900 являются инженерами сервисных служб. Представители MGE подчеркивают, что сервис распространяется не только на оборудование собственного производства, но и на системы других марок — при наличии в них соответствующих коммуникационных опций.

Семейство контрактов Teleservice компании MGE обеспечивает круглогодичный круглосуточный контроль за работой ИБП и другого периферийного электрооборудования заказчика. Поставщик услуг гарантирует непрерывный мониторинг систем, немедленное реагирование на аварийные вызовы, эффективное обслуживание ИБП командой экспертов по диагностике и немедленную поставку всех необходимых запасных частей.

Для подписки на услуги Teleservice заказчику не обязательно иметь высокоскоростные каналы связи. ИБП и периферийное оборудование (до восьми систем) по модемной линии связываются с диспетчерским центром MGE, который регулярно записывает все основные параметры эксплуатируемой системы. В отчетах аккумулируются сведения о событиях и измерениях (переключения на батареи, предупреждения об окончании времени резервирования, данные о заряде батарей, выключения ИБП и т. п.). Вся собранная информация записывается удаленным центром, который регулярно связывается с ИБП клиента для получения отчета, проверки линии связи и, собственно, анализа состояния системы. Полный анализ системы бесперебойного питания генерируется автоматически и отправляется заказчику ежеквартально.

Схема предоставления услуг Teleservice

При возникновении сбоя ИБП заказчика автоматически связывается с центром Teleservice, который анализирует исходные параметры и определяет важность звонка. Это может быть аномалия или простое предупреждение. Одновременно «тревожное» сообщение отправляется по e-mail, факсимильной связи и SMS ответственным лицам заказчика и в региональный центр MGE PowerServices.

Группа поддержки регионального центра MGE PowerServices удаленно загружает файлы диагностики, заказывает необходимые для ремонта запчасти и согласовывает время визита к заказчику. Срочный ремонт оборудования проводится с согласия клиента и базируется на результатах диагностики более чем 500 параметров систем электропитания. Анализ множества обслуживаемых систем позволяет экспертам MGE PowerServices прогнозировать возможные неисправности и заменять детали заблаговременно, до окончания срока их службы. В линейке услуг Teleservice предусмотрены три вида поддержки заказчика: ULTRA (всеобъемлющий контракт), PREMIER (превентивный контракт), SELECT (контракт с выбором услуг).

В развитых странах все больше заказчиков заключают контракты на удаленный мониторинг систем бесперебойного питания. Сегодня услуги Teleservice стали доступными и в России, но это — скорее исключение из правил. Например, компания APC также оказывает зарубежным клиентам услуги дистанционного мониторинга своего оборудования, однако считает преждевременным развитие сервисов удаленного контроля в странах СНГ.

Как отмечают в Powercom, каждый производитель ИБП имеет собственные предложения в области услуг удаленного управления и мониторинга поставляемых им систем, но такие решения пока не востребованы на российском рынке. Обычно с клиентом заключается лишь договор на техническое сервисное обслуживание, в котором не предусмотрена удаленная диагностика систем со стороны производителя. В процессе монтажа и инсталляции оборудования российские интеграторы бесплатно обучают эксплуатационный персонал, а обслуживание систем электроснабжения, как правило, не выносится за рамки предприятия. Поскольку на сегодняшний день в Powercom не считают подобные услуги актуальными, специализированных подразделений по удаленному мониторингу систем бесперебойного электроснабжения в компании нет.

Схожую позицию занимают и некоторые российские интеграторы. Например, фирма «Аквариус Консалтинг» сообщает, что реализует проекты в основном для крупных компаний и промышленных предприятий, имеющих многочисленные специализированные эксплуатационные службы. Располагая штатом необходимых специалистов, заказчики предпочитают самостоятельно управлять своими инженерными коммуникациями, в том числе системами бесперебойного электроснабжения, тем более что в промышленности или на транспорте эти вопросы напрямую связаны с безопасностью и непрерывностью производства. Правда, отмечают в «Аквариус Консалтинг», при строительстве и реконструкции офисных зданий довольно часто практикуется передача обслуживания всех инженерных систем специализированным организациям.

Создание специального сервисного подразделения по мониторингу инженерных систем в рамках интеграторской фирмы — большая редкость для нашей страны. Но прецеденты все же существуют. Как сообщил начальник отдела систем специализированного электропитания фирмы «Экопрог» Николай Трипольский, выделенное подразделение «Экопрог» оказывает услуги удаленного мониторинга интегрированных СБЭ нескольким корпоративным заказчикам. Для подобных организаций услуги удаленного мониторинга и диспетчеризации СБЭ весьма актуальны. Вопрос лишь в том, кто сумеет оказаться «ближе» к клиенту, —«заокеанские» центры мониторинга, построенные вендорами ИБП, или отечественные компании, специализирующиеся на техническом аутсорсинге.