ЗАМЕТНЫМ явлением минувшего года стали общеотраслевые конференции, посвященные развитию отечественного рынка телекоммуникаций и правовому регулированию сферы связи. Оживление дискуссий вызвано вступлением в силу нового ФЗ «О связи», а также тем, что предприятия «Связьинвеста» стали активно осваивать нишу, которую прежде занимали альтернативные операторы. Февраль подхватил прошлогоднюю эстафету, и в середине месяца в Москве прошла конференция на тему «Развитие конкуренции в телекоммуникационной отрасли России», организованная компанией Eventum.

Основная беда всех отраслевых конференций, организаторами которых являются независимые, не связанные с телекоммуникационным бизнесом фирмы, заключается в том, что они очень похожи друг на друга. При этом не играет особой роли, какая тема обозначена в их названии, а докладчики руководствуются принципом «у кого что болит». Разница прослеживается лишь на уровне присутствия/отсутствия на мероприятии тех или иных высоких чинов: если осенний форум коммуникаций LBS International посетили заместители министра связи, высшие руководители ОАО «Связьинвест», то на конференции Eventum вообще было трудно кого-либо выделить.

Не менее трудно было уловить и основной стержень проблемы, на который нанизывалось действо. Неудивительно, что после хорошего доклада технического директора «Открытых технологий» Дмитрия Северова, посвященного необходимости интеграции ИТ-инфраструктуры предприятий путем внедрения связующего ПО, в зале раздались реплики: «А какое это имеет отношение к конкуренции на телеком-рынке?» Впрочем, несколько выступлений все же стоит выделить. В их числе — анализ тенденций развития сетевой инфраструктуры предприятий, представленный генеральным директором Market-Visio Сергеем Македонским, взгляд сотрудника Microsoft Ивана Пашкевича на новое позиционирование операторов мобильной связи, а также мнение директора по развитию Infra Telesystems Александра Ученова о роли call-центров в телекоммуникационной отрасли.

Агентство Market-Visio провело опрос 400 отечественных компаний — представителей крупного и среднего бизнеса, характеризующихся распределенной ИТ-инфраструктурой, и получило весьма любопытные результаты. Например, выяснилось, что доля расходов на телекоммуникационное оборудование год от года снижается (45,5% в 2002 году и 42,9% в 2003-м), зато возрастают затраты на услуги связи (57,1% в прошлом году против 54,5% в 2002-м).

Аналогичные тенденции наблюдаются и в общей структуре ИТ-бюджетов: значительно уменьшается доля затрат на аппаратное обеспечение за счет роста сегмента ПО, внешних ИТ-услуг и сервисов передачи голоса/данных.

По мнению Македонского, наблюдаемые тренды полностью находятся в русле общемировых тенденций. Они состоят в сокращении корпоративных издержек на содержание собственной ИТ-инфраструктуры и делегировании части функций ее поддержки сторонним организациям. Правда, у нас эти тенденции пока пребывают в зачаточном состоянии.

Рис. 1. Структура расходов российских предприятий на телекоммуникационные услуги

Очень медленно меняется и структура потребления телекоммуникационных услуг. За прошедший год немного снизились средние расходы предприятий на фиксированную и мобильную телефонию, чуть вырос объем потребляемых услуг Internet-доступа, хостинга и передачи данных по WAN (рис. 1). Самой распространенной технологией построения локальных сетей, безусловно, остается Fast Ethernet (77,5%). До сих пор велика доля обычной Ethernet на 10 Мбит/с (46,7%), а передовые решения Gigabit Ethernet и WLAN распространяются очень медленно (7,9 и 6,6%, см. рис. 2). Интересно, что развивать беспроводные локальные сети собираются только 3,6% респондентов, а перейти на гигабитный Ethernet намерены 18,8% компаний.

Александр Ученов отметил, что стоимость внедрения центра обработки вызовов упала за два года почти в пять раз, но заказчики до сих пор не осознали ценность для бизнеса таких решений.

Рис. 2. Распространенность технологий локальных сетей

Всего в России действуют от 500 до 1 тыс. контакт-центров. Как показывает опыт, 60—70% эксплуатационных расходов на их обслуживание приходится на зарплату персонала. На втором месте по затратам — аренда помещений. В Москве обе составляющие расходов оказываются еще более весомыми. Представитель Infra Telesystems не рекомендует заказчикам физически переносить call-центры в регионы. Он сообщил, что началось сокращение числа аутсорсинговых call-центров в Индии, куда европейские и американские компании выносили свои центры абонентского обслуживания. Выяснилось, что экономия на зарплате нивелируется плохим обслуживанием вызовов и низкой квалификацией индийских сотрудников.

Стало быть, наши регионы по сравнению с Москвой — примерно то же, что Индия на фоне Западной Европы и США. Однако крупные российские корпорации не брезгуют открывать в регионах филиалы и представительства.

Суть выступления Ивана Пашкевича сводилась к желанию убедить операторов мобильной связи развивать сегмент корпоративных пользователей. По его подсчетам, примерно 60% индивидуальных абонентов можно «конвертировать» в корпоративные, поскольку они и так уже пользуются телефонами в основном для бизнес-коммуникаций. Преимущество же корпоративного абонента перед частным налицо. Это и более высокая лояльность, и уменьшение затрат оператора на привлечение клиентуры, и, главное, готовность платить за качественные комплексные услуги передачи голоса и данных.

От оператора требуется «самая малость» — изменить стратегию предоставления услуг и сделать сервисы GPRS равнозначными голосовым. Пока же частоты для GPRS выделяются на вторичной основе, то есть в тех случаях, когда у оператора имеются в данном районе тайм-слоты, не задействованные для активных голосовых каналов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями