На специальной секции CSTB 2004 были обнародованы первые итоги реализации и планы дальнейшего развития городской целевой программы (ГЦП) «Электронная Москва».

В ходе заседания рассматривались приоритетные направления программы — развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, городских порталов, систем информационной и физической безопасности столицы. Открывая дискуссию, генеральный конструктор ГЦП «Электронная Москва» России Юрий Припачкин выступил с критикой в адрес национальной администрации связи. Он подчеркнул, что Минсвязи РФ не сумело придать ФЦП «Электронная Россия» комплексного характера. Несовершенство ФЦП препятствует эффективному развертыванию ее региональных составляющих. В частности, до сих пор не заданы параметры создания единого регистра населения, который станет основой для большинства подпрограмм и приложений информатизации, а главное, не разработаны типовые решения по взаимодействию регионов в ходе реализации «Электронной России».

Затем Припачкин охарактеризовал ситуацию в столице. Генеральным подрядчиком городской программы информатизации является созданная по инициативе московского правительства компания «Электронная Москва» (ее директором также является Юрий Припачкин). Впоследствии она станет ведущим оператором столичного рынка телекоммуникационных услуг, а пока ей поручены разработка и реализация многофункциональной территориальной системы массового информационного обслуживания на базе сетей кабельного телевидения. Другими словами, фирма отвечает за создание телекоммуникационной платформы ГЦП.

Крупнейшим поставщиком телевизионного контента по кабельной сети является один из акционеров ОАО «Электронная Москва» — компания «Мостелеком», обслуживающая 3 млн подписчиков. «Однако сети «Мостелекома», построенные в советскую эпоху, не позволяют оказывать абонентам современные информационные услуги и практически не подлежат модернизации», — заявил Припачкин. Поэтому руководством ГЦП принято решение: сохранив существующую инфраструктуру, построить новую транспортную среду на базе Московской волоконно-оптической сети (МВОС). Последняя создана корпорацией КОМКОР при поддержке правительства Москвы.

Отметим, что КОМКОР (председателем совета директоров которого является все тот же Припачкин) — отнюдь не единственный владелец транспортных волоконно-оптических сетей в Москве. Например, компании «МТУ-Информ», «Голден Телеком» и МГТС также располагают городскими оптическими кольцами. При этом недавнее постановление правительства Москвы «О порядке оплаты телекоммуникационных услуг на базе Московской волоконно-оптической сети» закрепило за МВОС статус основного поставщика телекоммуникационных услуг для органов городского управления, социальной сферы и ЖКХ. Постановление обязывает правительственные структуры города (всего 63 организации и ведомства) напрямую заключать договоры на оказание услуг связи и передачи данных с КОМКОР или другими городскими операторами. Оплачиваться телекоммуникационные услуги МВОС, как говорится в том же постановлении, будут из бюджета города.

По словам Припачкина, строительство МВОС практически завершено. Протяженность транспортной сети составляет 12 тыс. км, а оптические тракты подведены к каждому четвертому зданию в Москве. Полностью охвачены сетью район Чертаново и Центральный административный округ. Услуги доступны и в большинстве городов ближайшего Подмосковья. Сервисный пакет дочернего предприятия КОМКОР-ТВ включает в себя открытое и кодированное телевизионное вещание, высокоскоростной доступ к Internet, услуги цифровой и IP-телефонии, передачу промышленной телеметрии.

Клиентская база КОМКОР-ТВ насчитывает 170 тыс. подписчиков. Основной прирост абонентов происходит за счет подключения к программам открытого телевещания. Услуги кодированного телевещания пользуются незначительным спросом. Гораздо быстрее растет число пользователей доступа к Internet: на сегодняшний день КОМКОР-ТВ подписал на эту услугу 15 тыс. человек, то есть почти столько же, сколько «МТУ-Интел» (проект «Точка Ру»).

Помимо строительства коммуникационной инфраструктуры города, ГЦП «Электронная Москва» предусматривает разработку ряда специальных проектов, нацеленных на создание новых и интеграцию существующих информационных систем. Как заявил заместитель генерального директора ОАО «Электронная Москва» Александр Яшуков, только за счет доставки телевизионного контента окупить создание новых сетей не удастся, поэтому следующим шагом станет развитие сервисов и создание массовых пользовательских приложений, в том числе городских электронных порталов.

Центральной «точкой доступа» к информационным ресурсам столицы должен стать Московский городской портал, через который все желающие смогут получить полный срез информации о жизни мегаполиса. Но в Москве уже существует немало электронных порталов, например Web-сайты правительства Москвы и окружных административно-территориальных образований. ГЦП предусматривает интеграцию накопленных городом Internet-ресурсов в единую систему. При этом будет реализована концепция «одного окна», через которое москвичи получат удобный доступ к полезной информации и сервисам. «В ближайшие месяцы городской портал будет открыт, но интеграционные процессы продлятся еще не один год», — сообщил Яшуков.

Советник генерального директора ОАО «Электронная Москва» Александр Кацари рассказал о создании и развитии систем информационной и физической безопасности города. Целевая программа предполагает открытие в столице регионального удостоверяющего центра сертификатов ключей электронно-цифровой подписи (ЭЦП). На сегодняшний день в городе уже существует около 20 подобных организаций, но они функционируют вне иерархической системы, а потому сертификаты ЭЦП, выданные одним центром, зачастую не признаются другим. «Такая ситуация, — подчеркнул Кацари, — объясняется несовершенством закона об ЭЦП и нерасторопностью Минсвязи, до сих пор не создавшего прозрачных внятных механизмов работы удостоверяющих центров». Исправить положение призван пилотный проект иерархической системы удостоверяющих центров, в рамках которого уже обслуживается ряд столичных организаций и ведомств.

Кроме того, в рамках «Электронной Москвы» разрабатывается система мониторинга внутренних и внешних угроз для информационных ресурсов города, таких как вирусные эпидемии и хакерские атаки. Планируется создание центров резервного копирования и хранения информации для граждан, предприятий и учреждений. Но это — одно из самых дорогостоящих мероприятий ГЦП, поэтому его реализация пока откладывается.

Для обеспечения безопасности жителей города предусматривается строительство системы видеонаблюдения в подъездах жилых домов. Сообщалось, что видеокамерами будут оборудованы 100 тыс. подъездов. На сегодняшний день охранными видеосистемами оснащены 17 тыс. московских подъездов, формируются структуры их обслуживания и управления ими. К сожалению, пресс-служба ОАО «Электронная Москва» не предоставила нам информации об объемах фактического финансирования ГЦП в 2003 году.


Наша справка

ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация КОМКОР» образована 1 июня 1992 года в соответствии с распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова «О развитии телекоммуникационных услуг в городе Москве». В 1993-м проект Московской волоконно-оптической сети (МВОС), реализованный корпорацией КОМКОР при поддержке правительства Москвы, получил статус городской целевой программы. А в 1994 году специальным законом города Москвы была предусмотрена система мер по налоговому стимулированию инвестиций в этот проект

В феврале 2000 года КОМКОР, ABC Moscow Broadband Communications Limited и американский холдинг Andersen Group объявили о создании совместного предприятия КОМКОР-ТВ. Оно ориентировано на предоставление организациям и частным лицам сервисов кабельного телевидения высокоскоростного некоммутируемого доступа к Internet и широкополосных мультимедийных услуг.

ГЦП «Электронная Москва» была утверждена правительством Москвы в апреле 2003 года. По учредительным документам стоимость программы оценивается в 62,8 млрд руб., из которых 19,9 млрд будут выделены из городского бюджета. Для привлечения сторонних источников финансирования планируется провести инвестиционный конкурс, на котором будет продан блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) ОАО «Электронная Москва».

ОАО «Электронная Москва» зарегистрировано регистрационной палатой Москвы 10 декабря 2002 года. В уставном капитале размером 4,9 млрд руб. правительству Москвы принадлежат 94,5%, а Банку Москвы — 0,5% акций. Оставшиеся 5% акций должны были принадлежать ФГУП РТРС, но позднее были переданы на баланс ОАО «Электронная Москва». В качестве вклада московского правительства в уставной капитал предприятия внесены 100% принадлежащих городу акций ОАО «Мостелеком» и 25% плюс одна акция ОАО «КОМКОР».