Все большую популярность в мире приобретают услуги авиакомпаний, предоставляющих минимальный сервис за небольшие деньги.

Отказываясь от обеда, напитков и излишнего внимания персонала, пассажиры экономят десятки и даже сотни долларов: в некоторых случаях перелет из одной европейской страны в другую обходится всего в 20 долл.

Поскольку многие путешественники предпочитают экономить на авиабилетах, пассажиропоток таких колоссов воздушных перевозок, как Lufthansa, KLM и British Airways, значительно уменьшился. По статистике Travel.ru, число пассажиров крупнейшей европейской авиакомпании — британской British Airways — в марте 2003 года сократилось на 11,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

BRITISH AIRWAYS планирует перевести на обслуживание через Internet-киоски примерно половину пассажиропотока

Крупные авиаперевозчики, ставшие заложниками собственного имиджа, уже не в состоянии значительно снижать цены на билеты. Они вынуждены вводить дополнительные сервисы, чтобы удерживать старых клиентов и привлекать новых.

British Airways, категорически отвергающая идею «дешевых» билетов, стремится заинтересовать пассажиров технологическими новшествами. Еще в 2001 году авиакомпания представила свой Web-сайт, обеспечивающий доступ к такой информации, как расписание рейсов, специальные предложения, советы путешественникам и т. д. Несколько месяцев назад для пассажиров введена услуга самостоятельного бронирования и покупки билетов в режиме on-line. По данным ВА, популярность «электронных» билетов стремительно растет: каждые две секунды через сайт бронируется одно место. Ирена Йованович, менеджер British Airways по продажам и маркетингу в России, сообщила, что ее компания ежедневно продает «электронные» билеты на сумму 1,4 млн фунтов стерлингов. На внутренние рейсы ВА через Сеть приобретается более 40% билетов.

Система «электронных» билетов действует на 140 маршрутах, в том числе на всех рейсах ВА по Великобритании, между Великобританией и США, Японией, ЮАР, Австралией, рядом городов Европы и Москвой. Поскольку сведения о маршрутах владельцев авиабилетов хранятся в базе данных системы бронирования, пассажиры могут вносить в них изменения даже за 30 мин до вылета.

Экономить время пассажиров и деньги авиакомпании призвана еще одна новинка, предложенная ВА. Речь идет об автоматах для саморегистрации (Self-Service Check-In Kiosk), устанавливаемых в крупнейших аэропортах мира. С их помощью пассажиры, имеющие «электронные» или бумажные билеты с магнитной полосой, могут пройти регистрацию на рейс всего за несколько минут.

Показательно, что большинству российских пассажиров перечисленные блага пока недоступны. Россияне могут лишь заказать билет на сайте ВА, но не купить его, поскольку британская компания боится мошенничества с кредитными картами. Пассажир, забронировавший билет в России, должен в течение 72 ч явиться за ним в агентство, сотрудники которого удостоверят личность клиента. Кроме того, по словам Ирены Йованович, отечественные агентства не способны обеспечить бумажные билеты специальной магнитной лентой, и автоматами для саморегистрации (два из них установлены в московском аэропорту Домодедово) российские пассажиры могут лишь любоваться.

Однако в ВА утверждают, что 12% пассажиров, вылетевших из Домодедова рейсами этой авиакомпании, воспользовались киосками. Поэтому руководители ВА возлагают большие надежды на автоматы саморегистрации. В течение 18 месяцев авиакомпания планирует установить 190 новых киосков по всему миру и перевести на обслуживание через них примерно 50% пассажиропотока. Использование электронных технологий позволит значительно сократить штат обслуживающего персонала и привлечь клиентов. За счет введения системы электронного бронирования, сообщила Ирена Йованович, в наступившем году ВА планирует сэкономить примерно 100 млн фунтов стерлингов.

Кроме того, практичные британцы решили использовать еще один технологический козырь в борьбе за состоятельных пассажиров. Еще в прошлом году началась установка оборудования для выхода в Сеть с борта самолета. В феврале 2003 года состоялось пробное соединение со Всемирной паутиной из салона «Боинга-747», которое, по словам представителей ВА, прошло удачно. Сейчас 100 самолетов этой марки оснащают системой Connection by Boeing, которая обеспечит пассажирам высокоскоростной доступ (до 5 Мбит/с в канале), возможности отправки электронной почты и просмотра телепередач в режиме on-line. Предположительно «подписка» на услугу Connection by Boeing обойдется клиентам еще в 20 фунтов стерлингов за полет.