Отмечая активность, с которой операторы вводят новые сервисы, нельзя не упомянуть об одном из важнейших аспектов этой деятельности — тарификации услуг.

На российском телекоммуникационном рынке сложилось устойчивое мнение, что все задачи учета услуг должна решать комплексная биллинговая система. Большинство систем (особенно отечественных) работают именно так: они собирают данные от сетевого оборудования и тарифицируют оказанные услуги.

Однако когда сети начали активно расти и модифицироваться, адаптация комплексных систем биллинга к новым условиям стала неразрешимой задачей. Порой удобнее и дешевле создавать новые АСР, но переход с одной системы на другую при круглосуточном предоставлении услуг является отнюдь не простой задачей. А если нельзя заменить систему, то единственный выход — установить параллельные АСР. Нет нужды доказывать, насколько неэффективен такой подход: оператору приходится обучать специалистов службы эксплуатации работе с каждой из них, при возникновения сбоев усложняются локализация и устранение неполадок и т. п. Итак, требуется более простое и надежное решение.

Рис. 1. Структура коллектора системы предбиллинга Internet Usage Manager

Прежде чем обратиться к задачам и проблематике учета услуг, рассмотрим структуру предбиллинга (Mediation) на примере ПО Internet Usage Manager (IUM) компании Hewlett-Packard. Функционально предбиллинг строится как цепочка независимых блоков (коллекторов), задачами которых являются получение данных, их обработка и сохранение в определенном формате БД.

Предбиллинг IUM имеет набор шаблонов коллекторов для работы с широким спектром оборудования, применяемого в телекоммуникациях. Одна из интересных особенностей IUM — возможность передачи данных между коллекторами. Результат работы одного коллектора может стать источником данных для другого. Механизм взаимодействия коллекторов реализован на базе протокола CORBA.

В стремлении обеспечить гибкий и функциональный продукт производители ПО часто предлагают своеобразное решение — высокоинтеллектуальный язык программирования с набором библиотек и готовых программных модулей. Однако фактически проекты внедрения таких решений сводятся к тем же задачам программирования, только на более высоком уровне, поэтому затраты времени и сил оказываются существенными.

Высокая адаптивность UIM от Hewlett-Packard обусловлена удачным разделением функциональных частей. Эта система предоставляет архитектору конкретного решения отличный строительный материал. Компоненты предбиллинга позволяют строить системы разного объема, с самыми сложными алгоритмами корреляции и обработки данных. А простота состоит в том, что каждый этап обработки данных реализуется совершенно автономно от других. При этом не требуется какого-либо программирования, а значит, операторы могут обслуживать такую систему самостоятельно.

Архитектура системы прозрачна, и оператор получает в свое распоряжение отличные механизмы для изменения правил сбора и обработки данных. Одним словом, следует порекомендовать пользователям избегать «закрытых» систем, которые на поверку мало чем отличаются от коллекторов, совсем недавно предлагавшихся вместе с комплексными биллинговыми системами.

Непрерывность и другие свойства предбиллинга

Обычно сеть оператора связи предоставляет услуги 24 часа в сутки. Остановка всей сети классифицируется как чрезвычайное происшествие. Когда возникают ситуации, требующие ненадолго прервать сбор информации с сетевого оборудования, оператор сознательно идет на убытки, не прекращая оказывать услуги. Следовательно, ему необходима система, которая функционирует непрерывно.

Постараемся разделить процесс тарификации на отдельные этапы. Напомним при этом, что большинство операторов задействуют для клиентов, подключенных с помощью постоянного соединения (например, в сетях ТФОП), кредитные схемы оплаты. Для операторов, оказывающих услуги мобильной связи, и провайдеров услуг Dial-Up характерна работа по схемам предоплаты.

При использовании кредитной схемы клиент может потреблять услуги в любом объеме, оплачивая их затем в соответствии с выставленным счетом. Для реализации такой модели обслуживания необходимы сбор информации с сетевого оборудования, идентификация абонентов, а затем тарификация услуг. Из этих трех процессов непрерывным должен быть только один — сбор информации. Тарификацию и идентификацию клиента допускается производить позднее, а иногда — даже несколько раз (например, в случае нахождения ошибок или изменения правил тарификации).

Если за процесс сбора данных отвечает автономная система, то для процесса тарификации условие безостановочного функционирования становится не столь критичным. Более того, к системам тарификации смягчаются требования по производительности.

Нагрузка на сети связи имеет периодический характер, и ее пик для разного типа услуг приходится на разное время. Например, данные сети телефонной связи, собранные с помощью предбиллинга в течение дня, могут тарифицироваться на протяжении всей ночи, когда объем пользовательского трафика гораздо меньше. Это отличная возможность продлить жизнь старых биллинговых систем, производительность которых уже не устраивает операторов.

Совершенно иная ситуация — с тарификацией предоплаченных услуг. Они оказываются при постоянном контроле за личным счетом пользователя, и в случае достижения нулевого баланса должны быть приостановлены. А значит, необходимо, чтобы все процессы не только были непрерывными, но и осуществлялись в режиме, близком к реальному времени.

Отметим, что здесь пальму первенства держат специализированные системы. Они разрабатываются для определенного типа сетевых элементов и работают с ними в режиме прямого взаимодействия, выполняя все операции учета в близком к real-time режиме. Но для тесного взаимодействия таких систем с сетевыми элементами между ними необходимы надежные высокоскоростные каналы связи. Подобное решение надежно и выгодно, если географическая топология сети невелика и есть возможность сконцентрировать коммутационное оборудование и вычислительные платформы в пределах одного центра обработки данных. Для распределенных сетей это решение крайне неудобно.

В сетях мобильной связи информация, необходимая для тарификации в режиме реального времени, поступает с различных сетевых элементов. Здесь устойчиво прослеживается тенденция применения предбиллинга для решения расширенного спектра задач. Современные системы предбиллинга имеют механизмы обратной связи, которые позволяют оперативно передавать сетевому оборудованию сигналы от биллинговой системы о прекращении или приостановке оказания услуг клиенту, чей баланс исчерпан.

Благодаря этой функции операторы распределенных сетей могут использовать централизованную биллинговую систему. А сам предбиллинг нужен не только для транспортировки информации от сетевого элемента к системе обработки данных, но и для корреляции исходных сведений на основе общих идентификаторов клиента. Другими словами, тарификатору предоставляется «полный пакет» агрегированных данных, однозначно характеризующий активность того или иного абонента.

Предбиллинг позволяет сохранять данные еще до их поступления в модуль тарификации. Поэтому на уровне предбиллинга удобнее всего реализовать требование закона о связи и условие, указанное в любой операторской лицензии, — сохранять данные об активности пользователей. При правильном внедрении системы предбиллинга такие сведения имеют структурированный характер и читаемы без применения визуализирующих приложений, что очень важно при локализации сбоев. Если система предбиллинга агрегирует данные в удобном виде, то поиск и устранение неполадок и ошибок тарификации значительно ускоряются.

Система предбиллинга преобразует информацию из различных форматов записей, характерных для оборудования разных типов, в один унифицированный формат данных. И уже с преобразованными данными на этапе предбиллинга можно проводить агрегацию и сопоставление, собирая информацию по схемам, наиболее удобным для тарификатора.

При кажущейся простоте операции на этом этапе возникает наибольшее количество проблем. Не стоит забывать, что предбиллинг — лишь инструмент, позволяющий выполнять определенные операции с данными, а политика предбиллинга выбирается оператором. В грубом приближении можно считать, что операторы связи, предоставляющие одни и те же услуги, пользуются почти одинаковым оборудованием. Разница заключается лишь в способах контроля доступа в сеть и в методах сбора информации из сети.

При определении политики предбиллинга необходимо принимать во внимание не только существующую инфраструктуру сети, но и планы ее развития. Данные, которые не используются при тарификации сегодня, могут понадобиться завтра, при запуске новой услуги. Время, потраченное на проработку политики тарификации, не окажется потраченным зря.

Было бы ошибкой считать, что основными показателями, из которых следует исходить архитектору системы предбиллинга, являются лишь число элементов сети связи и количество данных, генерируемых каждым из них за определенный период. Огромное значение имеет корреляция данных. В мультисервисных сетях объем корреляционных задач во много раз больше, чем в сетях телефонной связи. Такие задачи, как сбор данных о местных, междугородных и международных телефонных вызовах, объемах трафика между сетью клиента и Internet, внутрикорпоративном трафике между филиалами клиента, использовании коммутируемого доступа и т. п., могут быть решены уже на этапе предбиллинга. Если в мультисервисных сетях преимущества этого подхода очевидны, то операторы традиционных сетей связи все еще часто задаются вопросом о достоинствах систем предбиллинга.

Эффективность внедрения

Как оценить эффективность внедрения системы предбиллинга? Задача непростая, поскольку данные системы созданы для снижения затрат, возникающих на протяжении всего процесса биллинга. Поскольку системы предбиллинга позволяют более прозрачно отслеживать сбор данных, они способствуют снижению потерь информации из-за неправильных алгоритмов работы коллекторов, поставляемых с биллинговыми системами и ответственных за взаимодействие с сетевыми элементами.

Рис. 3. Система предбиллинга является интеллектуальным «переходником» между сетью и другими ИС оператора

Система IUM, о которой мы уже упоминали, имеет встроенные механизмы аудита и контроля за прохождением данных через цикл предбиллинга. Другими словами, все записи о событиях, которые не совпадают с заданными правилами объединения данных, оперативно выявляются. Это значительно снижает вероятность мошенничества: уже на этапе предбиллинга можно выявлять пользователей, которые не числятся в БД оператора, но потребляют услуги связи. Такая ситуация довольно часто возникает в результате ошибок в конфигурации сетевого оборудования или злонамеренных действий эксплуатационного персонала.

Теперь рассмотрим возможности этой системы при внедрении новых услуг. Сегодня уровень насыщения рынка услугами связи гораздо выше, чем несколько лет назад, а конкуренция среди операторов все больше обостряется. На рынке телефонной связи основными инструментами конкуренции становятся маркетинговые акции и манипуляции с тарифами на пакеты услуг. При этом все телефонные операторы оснащены оборудованием, сходным по характеристикам и функционалу.

Процесс внедрения новой услуги является очень трудоемким. Начиная с разработки маркетингового плана и заканчивая вводом услуги в эксплуатацию, проводится огромное количество испытаний, как технологических, так и маркетинговых. И большая часть работы приходится на службы, отвечающие за биллинг.

Незаменимым свойством предбиллинга является возможность получения реальных данных об активности клиентов для различных программ, моделирующих новые услуги и соответствующие тарифные планы. В сборе такой информации нет ограничений, ведь предбиллинг не оперирует с «денежными» величинами.

Например, приложение Dynamic Netvalue Analyzer компании Hewlett-Packard создано специально для моделирования услуг на базе данных предбиллинга. Этот программный продукт позволяет подсчитать доходы от введения новых тарифных схем на основе реальных данных, поступающих из сети.

Система предбиллинга (Mediation) является не только «посредником» между сетевым оборудованием и системами класса OSS, но и интеллектуальным средством, обеспечивающим оператору связи новый уровень адаптивности, гибкости и надежности бизнеса. Для операторов, стремящихся расширить поле своей деятельности, внедрение предбиллинга является осознанной необходимостью. В противном случае затраты на доработку комплексных систем превысят ожидаемые дивиденды.

Очень показательна эволюция биллинговых систем, производители которых один за другим отказываются от интегрированных решений. На протяжении последних лет устойчиво прослеживается тенденция к организации альянсов между зарубежными производителями систем биллинга и Mediation. Появление систем предбиллинга в качестве самостоятельного класса решений обусловлено стремительной эволюцией телекоммуникационной индустрии, а возрастающий интерес к этим продуктам в России можно расценить как тот редкий случай, когда мода диктует очень практичный стиль.

Виталий Лезин (vlezin@ibs.ru),руководитель направления OSS/BSS-систем компании IBS.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями