В 2004 году экономика России будет развиваться под влиянием многочисленных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях. Их можно разделить на две большие группы.

К первой относятся объективные условия, такие как демографическая ситуация, состояние производства, его капиталоемкость и ресурсоемкость, степень изношенности соответствующего оборудования, доля резервных конкурентоспособных мощностей. Сюда же входят неразвитость производственной инфраструктуры на значительной части российской территории, существенная социальная дифференциация, недостаточная мобильность населения и т. д.

Ко второй группе относятся условия, формируемые под влиянием экономической политики Правительства РФ и Центрального банка. К ним относятся уровень инфляции, реальный курс рубля, тарифы на продукцию и услуги естественных монополий (включая связь), ставки налогов, экспортных пошлин и другие факторы, влияющие на движение финансовых ресурсов.

Макроэкономические условия

На развитие макроэкономической ситуации в стране положительное влияние окажет либерализация налогового режима, в частности снижение с 1 января 2004 года налога на добавленную стоимость с 20 до 18%, изменение порядка применения налоговых вычетов по НДС при капиталовложениях и намеченное снижение в 2005 году средней ставки единого социального налога (ЕСН). Планируется, что эти мероприятия приведут к увеличению инвестиционных ресурсов предприятий на 1,2 процентных пункта в 2004 году и на 2,3 — в 2005 году.

Улучшение инвестиционного климата приведет к сокращению оттока капитала и росту доли собственных средств, используемых на развитие бизнеса. Она увеличится с 60,5% в 2002 году до 65% к 2006 году. По мнению Правительства, в 2004—2005 годах кредитный рейтинг России может превратиться из «спекулятивного» в «инвестиционный», а это, безусловно, повлечет за собой существенный прирост иностранных вложений во все отрасли нашей экономики.

Одним из факторов воздействия на динамику цен и экономическое развитие является политика регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Их уровень и динамика влияют не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, но и на конкурентоспособность всей отечественной промышленности и благосостояние граждан.

Российские официальные лица признают наличие серьезных диспропорций в действующей системе тарифов, но утверждают, что они связаны, в первую очередь, с занижением цен на внутреннем рынке по отношению к издержкам монополий и соответствующим ставкам мирового рынка. По мнению же независимых аналитиков, уровни тарифов у целого ряда отечественных монополистов, в том числе из отрасли связи, выше зарубежных — если не в абсолютном выражении, то по отношению к платежеспособности населения. Причем многие монополисты имеют дефицит инвестиционных ресурсов и значительную долю устаревших мощностей, что снижает качество и надежность предоставляемых ими продукции и услуг. А значит, необходима кардинальная реформа структуры и системы функционирования монополий.

Правительство считает, что благодаря изменению расценок на регулируемые услуги снизятся издержки потребителей и повысится эффективность деятельности естественных монополий. По заявлению Минэкономразвития РФ, повышение тарифов на продукцию и услуги естественных монополий должно соответствовать адаптационным возможностям экономики — тогда это не приведет к резкому увеличению издержек пользователей и к повышению инфляции на потребительском рынке. Утверждается, что обеспечить заданный уровень инфляции на 2004—2006 годы удастся в том случае, если вклад повышения тарифов естественных монополий в прирост потребительских цен на товары и услуги не будет превышать 2,5—3,5 процентных пунктов в год.

В нынешнем году важным фактором для предприятий связи, особенно альтернативных операторов, станет снижение административных барьеров и сведение к минимуму государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Для этого планируется делегировать часть функций государства общественным организациям, сократить перечень полномочий контрольных и надзорных органов, совершенствовать систему лицензирования и законодательство о банкротстве. Кроме того, в 2004 году намечено активизировать приватизацию находящихся в государственной собственности предприятий, не являющихся стратегическими и не связанных напрямую с интересами обеспечения национальной безопасности.

Достижения связистов

В 2003 году прирост числа основных телефонных аппаратов, обслуживаемых всеми операторами, по сравнению с уровнем 2002 года составил 1,3%, а у традиционных операторов этот показатель увеличился на 12,9%. В результате опережающего ввода традиционными операторами телефонных каналов, связанного с уплотнением старых линий и завершением строительства новых ВОЛС, протяженность междугородных и международных телефонных каналов возросла более чем в 1,9 раза.

Объем реализации услуг связи, по предварительным оценкам за 2003 год, составил 361,3 млрд руб. (113% по сравнению с 2002 годом). Традиционные операторы привнесли в копилку отрасли 161,5 млрд руб. (рост на 110,7%). По данным Минсвязи РФ, объем реализации платных услуг связи населению достиг 159 млрд руб. (рост на 113,8%), в том числе у традиционных операторов — 82,5 млрд руб. (110,9%). Введены в строй около 3 млн абонентских линий.

В 2006 году прирост числа основных телефонных аппаратов, обслуживаемых всеми предприятиями связи, составит 2100—2400 тыс. шт. (118,2—135,1% по сравнению с уровнем 2002 года), а у традиционных операторов цифра достигнет 1700—2000 тыс. шт. (119,3—140,4%). В том же году общая протяженность каналов дальней связи у всех операторов составит 260,7—286,8 млн км (52,1—57,4% к уровню 2002 года). Продолжается развитие сетей подвижной связи, Internet, интеллектуальных сетей, внедрение биллинговых и управленческих информационных систем. Количество персональных компьютеров на 1 тыс. жителей составит 140—150 единиц — против 121—128 ПК в 2004 году.

Предусматривается дальнейшее обновление группировки спутников связи и вещания. Предполагается запуск пяти космических аппаратов нового поколения «Экспресс-АМ», что обеспечит передачу цифровых транспортных потоков и предоставление мультимедийных услуг на всей территории страны. Кроме того, продолжится реализация программ совершенствования почтовых услуг.

Динамика рынка услуг

В 2001 году валовой объем рынка платных услуг для населения увеличился на 2,8%, в 2002 году — на 3,7%, а за первое полугодие 2003 года прирост составил 5,3%. Внедрению платных услуг способствовали высокие темпы развития экономики и рост доходов населения.

Отличительной чертой рынка платных услуг для населения является сближение темпов роста объемов предоставленных услуг и оборота розничной торговли. Увеличение доходов от оказания услуг в 2003 году наблюдалось, главным образом, в сферах связи, образования, медицины и транспорта. Лавинообразный рост числа абонентов подвижной сотовой связи в минувшем году (более чем на 18 млн) стал дополнительным позитивным фактором для подъема телекоммуникационной отрасли.

Сейчас сохраняется положительная динамика использования платных услуг в пересчете на одного жителя. Так, если в 2000 году каждый гражданин России в среднем потреблял платных услуг на 4,2 тыс. руб. (в текущих ценах), то за 2003 год цифра должна составить 9,8 тыс. руб., а за 2004 год — 12,4 тыс. руб.

Вместе с тем в наступившем году сохранится и тенденция, в соответствии с которой тарифы на платные услуги населению растут быстрее, чем общая конъюнктура потребительских цен. Причинами этого, в первую очередь, будут реформа естественных монополий, отмена перекрестного субсидирования и реформа ЖКХ. С ростом доходов населения изменяются поведение потребителя и его приоритеты.

В 2004 году совокупный объем оказанных платных услуг составит, по прогнозам Правительства РФ, 1740—1764 млрд руб., что на 4—4,3% больше, чем в минувшем году. К 2006 году цифра возрастет до 2497—2601 млрд руб. Такая динамика изменения объема доходов будет присуща и сфере связи. В 2004 году предприятия этой отрасли предоставят юридическим и физическим лицам услуг на сумму 451,8—456,7 млрд руб., а в 2006 году — на 672,8—677,3 млрд руб. Для традиционных операторов соответствующие величины выглядят как 194,3—196,4 и 282,6—284,5 млрд руб. Объем платных услуг населению увеличится с 199,2—201,4 млрд руб. в 2004 году до 298,2—300 млрд руб. в 2006 году.

Инновации и технологии

Важными факторами, определяющими востребованность услуг связи, являются уровень совершенства технологий, потребительские качества абонентского оборудования и т. д. Технический прогресс возможен лишь при соответствующем финансировании НИИР и ОКР. По оценке Минсвязи, в 2003 году объем инвестиций в отрасль возрос примерно на 40% и составил почти 85 млрд руб.

В планах Правительства РФ определено, что главными целями государственной политики в научно-технической сфере будут сохранение и развитие научного потенциала на основе укрепления кадрового состава и совершенствования механизмов финансирования науки. Предполагается разработка новых подходов к формированию государственного оборонного заказа и к проведению исследований гражданского назначения для удовлетворения государственных нужд.

Неотъемлемой частью экономической политики государства должно стать формирование национальной инновационной системы. Она обеспечит объединение усилий государственных органов управления, научно-технических организаций и предпринимательского сектора в целях ускоренного внедрения достижений науки и новых технологий для реализации стратегических национальных приоритетов.

Одним из базовых элементов национальной инновационной системы является высокоразвитая эффективная информационная инфраструктура, обеспечивающая расширенное воспроизводство знаний. В среднесрочной перспективе предполагаются создание информационно-телекоммуникационных сетей нового поколения, развитие высокопроизводительных вычислительных ресурсов и разработка перспективных информационных технологий.

Тарифы на 2004 год

Реализация сбалансированной тарифной политики в области регулируемых цен на продукцию и услуги естественных монополий является важнейшим фактором, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития. В соответствии с действующим законодательством тарифы на отдельные услуги связи регулируются Министерством по антимонопольной политике РФ. Среди этих услуг — пересылка внутренней письменной корреспонденции и телеграмм, предоставление доступа к телефонной сети, обеспечение междугородных и местных телефонных соединений для фиксированных абонентов, трансляция общероссийских телерадиопрограмм. По данным Госкомстата России, за 2002 год тарифы на услуги связи увеличились:

  • для бюджетных организаций — на 25,9% (в том числе регулируемые тарифы — на 15%, нерегулируемые — примерно на 33%);
  • для коммерческих организаций — на 6,9%;
  • для населения — в среднем на 37,6% (из них регулируемые тарифы — примерно на 20%).

Несмотря на опережающий инфляцию рост тарифов на услуги естественных монополий, в 2002 году основные макроэкономические показатели характеризовались положительной динамикой. Инфляция на потребительском рынке снизилась до 15,1% против 18,6% в 2001 году. За 2002 год «вклад» в инфляцию повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий для всех категорий потребителей составил 28—30% (4,2—4,5 процентных пункта). Почти половину этой цифры дало увеличение тарифов на коммунальные услуги — электро- и газоснабжение, отопление и пр. (13%, или около 2,0 процентных пунктов).

По оценке Минэкономразвития России, за счет проведенного в 2002 году повышения тарифов на продукцию естественных монополий затраты на производство в промышленности увеличились лишь на 3,5—3,6%, в то время как цены изготовителей выросли на 17,1%. Увеличение расценок на газ привело к росту промышленных издержек на 1,1%, тарифов на электроэнергию и отопление — на 1,9%, стоимости железнодорожных грузоперевозок — на 0,5—0,6%. Повышение тарифов на услуги связи для организаций практически не повлияло на рост их издержек, поскольку затраты на связь в структуре себестоимости продукции составляют всего 0,23—0,25%.

С 1 января 2003 года оптовые цены на газ были повышены на 20%, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки — на 12%, стоимость электроэнергии — на 19%. По данным Госкомстата России, регулируемые тарифы на электроэнергию, поставленную всем категориям потребителей, за первое полугодие 2003 года выросли на 12,6% (за соответствующий период 2002 года — на 18,5%), в том числе для предприятий — на 11,2%.

Для сокращения перекрестного субсидирования тарифы на услуги междугородной телефонной связи для хозрасчетных организаций в 2003 году были снижены в среднем на 15% (при расстоянии свыше 3 тыс. км — на 30—35%). Для населения и бюджетных организаций указанные тарифы повышены при связи на небольших расстояниях (2—5%) и снижены при значительных (20%). С целью доведения до уровня экономически обоснованных тарифы на услуги местной телефонной связи увеличены для населения на 29%, для бюджетных организаций — на 18,4%, а для хозрасчетных организаций — на 17%.

Анализ динамики макроэкономических показателей за 2003 год, по мнению Минэкономразвития РФ, показывает: повышение тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в минувшем году не оказало заметного негативного воздействия на экономику страны. По предварительной оценке, за 2003 год инфляция на потребительском рынке составила 12%. «Вклад» в годовую инфляцию повышения расценок на продукцию и услуги естественных монополий по тем же расчетам равен 3,2—3,5 процентным пунктам (это ниже показателя 2002 года). А увеличение затрат в промышленности за счет данного фактора не превысило 3,5—4%.

Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года из перечня регулируемых услуг связи было исключено предоставление в аренду бюджетным организациям магистральных каналов связи. В 2002 году тарифы на данный вид услуг не менялись. С 1 января 2003 года «Ростелеком» вдвое повысил соответствующие расценки для бюджетных организаций, что привело к незапланированным расходам (примерно 0,4 млрд руб. за год).

Услугу аренды выделенных линий предоставляют не только традиционные операторы холдинга «Связьинвест», но и более 15 крупных альтернативных операторов ( «Транстелеком», «Коминком», «Газком», «Связь-транснефть» и др.). Поэтому правительство настоятельно рекомендует бюджетным организациям изучать стоимость услуг на рынке дальней связи, пользоваться для передачи информации не только арендованными магистралями, но и более дешевыми коммутируемыми сетями связи.

В 2004 году регулируемые тарифы на услуги связи будут увеличиваться в соответствии с прогнозируемой инфляцией. Изменение тарифов запланировано провести в два этапа: с января — на 6%, с июля — еще примерно на 4%. Для сокращения перекрестного субсидирования тарифы на отдельные виды регулируемых услуг связи будут индексироваться дифференцированно. В результате индексации расходы бюджетов всех уровней на регулируемые услуги связи в 2004 году увеличатся на 9,4%.

По предварительной оценке, повышение расценок на услуги связи, газ, энергоносители и железнодорожные перевозки приведет к приросту потребительских цен в 2004 году примерно на 3,1—3,4 процентных пункта. Увеличение затрат в промышленности составит 3,3—3,6%. Согласно расчетам, при этих условиях уровень инфляции в 2004 году не превысит целевых значений.

Андрей Баутов (anb_main@mail.ru) — кандидат технических наук,независимый эксперт