Услуги аренды Web-серверов со скриптами, базой данных и другими приложениями пользуются все большим спросом по мере развития Internet-технологий.

Чтобы найти свое место под солнцем, хостинг-провайдеры (HSP) вынуждены минимизировать операционные расходы на поддержание сетевой инфраструктуры и расширять ассортимент сервисов. С этой целью проще всего внедрить автоматизированную систему самообслуживания клиентов. Она позволит высвободить значительные ресурсы службы технической поддержки HSP и увеличить ежемесячно получаемую сумму платежей с каждого пользователя. Продукты для автоматического самообслуживания на рынке HSP получили название консолей управления.

Требования к консоли

Какие же свойства должна иметь консоль управления, чтобы пользователь мог легко настроить нужные ему параметры хостинга? Во-первых, включать в себя Web-интерфейс, который не требует от потребителя установки дополнительного ПО. Во-вторых, позволять настраивать самые разные параметры хостинга — от дискового объема до доступа к БД и серверам приложений. В-третьих, ее нужно стыковать с элементами биллинговых систем, благодаря чему провайдер сможет автоматизировать финансовый учет за предоставление услуг хостинга, а клиент — следить за своими расходами. В общем, консоль должна выполнять максимум рутинных операций, которые в противном случае легли бы на плечи службы технической поддержки HSP.

На практике это означает, что каждая консоль в обязательном порядке обеспечивает управление ресурсами электронной почты, FTP, Web (в том числе различными скриптами), базами данных, серверами удаленного доступа, дисковым пространством, механизмами резервного копирования. Кроме того, решение такого типа должно иметь встроенные средства для анализа состояния серверов и сети. Дополнительными опциями являются средства настройки серверов приложений, доменной структуры, виртуальных сред и других параметров хостинга.

Консоль управления может содержать несколько интерфейсов для разных пользователей. Из обязательных интерфейсов следует назвать только два: клиента и главного администратора. Однако часто возникает потребность в дополнительных интерфейсах управления для реселлеров или владельцев доменов (нескольких раздельных ресурсов). Дополнительные интерфейсы позволяют выстраивать иерархическую модель предоставления услуг с разделением обязанностей между партнерами.

Хотя все консоли рассчитаны на рынок HSP, их можно использовать и в корпоративных сетях для создания внутреннего Web-пространства. Естественно, в этом случае акцент в технических характеристиках продуктов должен сместиться от учетной части, которая в корпоративной среде нужна лишь в зачаточном виде, к удобству пользования при разработке новых сайтов. Впрочем, сейчас предложений для корпоративного рынка практически нет, а посему эту нишу медленно занимают более дорогие портальные решения. Тем не менее в небольших и ограниченных в средствах компаниях сохраняется определенная потребность в инструменте управления Web и другими серверными ресурсами.

Коммерческие продукты

Конечно, провайдеры могут самостоятельно разработать единую консоль для управления своими ресурсами, например на основе свободно распространяемых пакетов программ, таких как Webmin. Эти системы, как правило, собираются по принципу «лоскутного одеяла» из различных модулей и плохо переносятся на другие платформы. Каждый элемент системы управления провайдеру приходится самостоятельно интегрировать в корпоративную систему, сопровождать его, а в некоторых случаях — и участвовать в его доработке. В то же время на рынке есть коммерческие продукты, предназначенные для управления Web-серверами.

Наличие консоли управления с развитыми функциями наиболее важно для систем, работающих на основе ОС Linux и FreeBSD, поскольку в Windows проблема частично решается с помощью продукта SharePoint Portal. Хотя он и не решает всех указанных выше задач (в частности, биллинга), с его помощью можно автоматизировать обслуживание клиентов. С другой стороны, для Windows существуют другие дополнительные продукты, такие как Helm, Command Matrix или свободно распространяемый NxPanel. А некоторые из коммерческих консолей для Linux и FreeBSD поддерживаются и Windows.

Коммерческих версий консолей Web-управления достаточно много, но часто они применимы к платформам лишь отдельных производителей. Так, продукт HSPcomplete компании SWsoft работает только с ОС Virtuozzo того же производителя, а для работы другой консоли, Ensim Power Tools, необходим продукт Ensim серии WEBppliance. Продукты эти коммерческие, однако они обычно управляют свободно распространяемым серверным ПО, таким как Apache, Tomcat, MySQL, PHP. Особую ценность имеют консоли управления, которые работают одновременно под Linux, FreeBSD и Windows. Среди них стоит назвать Ensim, H-Sphere, а сейчас и Plesk, новая версия которого будет работать на Windows 2003 Server.

Отметим, что предложений на рынке консолей управления для хостинг-провайдеров достаточно много. Наметилась даже тенденция к объединению компаний-разработчиков, что свидетельствует о зрелости и стабильности этого рынка. Так, минувшим летом российская фирма SWsoft купила других производителей консолей — американского Plesk и европейского Confixx. Сейчас объединенная компания работает над интеграцией этих консолей для получения целостной линейки продуктов, каждый из которых будет нацелен на свой сегмент рынка. Обострившаяся конкуренция на рынке вполне может привести к снижению стоимости услуг хостинга и расширению ассортимента предложений HSP.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями