Минсвязи РФ перестраивает деятельность, связанную с сертификацией оборудования, в соответствии с изменениями в нормативно-правовой базе.
ЛЮДМИЛА ЮРАСОВА: «После выхода ожидаемого постановления Правительства Минсвязи РФ перестанет играть роль сертифицирующего органа»

В один из дней проведения выставки ВКСС?2003 начальник управления сертификации Минсвязи РФ Людмила Юрасова приехала в «Гостиный двор», чтобы лично разъяснить представителям отечественной телекоммуникационной индустрии изменения в сертификационной политике, вызванные принятием нового федерального закона «О техническом регулировании». Выяснилось, что он может оказать на связную отрасль почти столь же серьезное влияние, как новый закон «О связи», утвержденный на высшем уровне в 2003 году.

Главной бедой российского законотворчества всегда были противоречия новых нормативных актов с уже действующими в рамках единого правового поля. На этот раз ничего подобного не наблюдается. Как считает Юрасова, закон «О техническом регулировании» тщательно проанализирован на «совместимость» с нормативными документами, определяющими внешнеэкономическую деятельность. В свою очередь, новый закон «О связи» принят уже после упомянутого, поэтому все необходимые изменения, касающиеся сертификации средств связи, в нем заведомо учтены.

В общем случае сертификация средств связи предусматривает подтверждение их соответствия некоторому набору технических и эксплуатационных требований, устанавливаемых нормативно-законодательной базой РФ. Обязательные требования к средствам связи определяются техническим регламентом, единым для всех отраслей экономики, и отраслевыми нормативно-правовыми актами Минсвязи. Именно технический регламент процедуры сертификации формируется на основе закона «О техническом регулировании». В этой части сертификационных испытаний исследуется возможность вредоносного влияния средств связи на человека, состояние окружающей среды и т. д. Если значения такого воздействия не выходят за установленные пределы, оборудование подвергается тестированию, позволяющему определить его способность согласованно работать во взаимоувязанной сети связи РФ. Понятно, что вторая часть сертификационных испытаний целиком относится к правовой компетенции Минсвязи.

По новому закону «О связи» далеко не для всех технических средств необходимо получать подтверждение соответствия заявленным требованиям. Конечно же, телефонные коммутаторы, системы передачи данных, оборудование линейного тракта, радиопередающие устройства и т. п. входят в «обязательный» перечень. Однако для некоторых видов второстепенных устройств предусмотрена система так называемого декларативного соответствия.

Ее суть состоит в том, что производитель самостоятельно формулирует декларацию соответствия своего оборудования техническим и прочим нормативным требованиям, после чего его изделия допускаются к применению в сетях связи. Если обнаруживается несоответствие эксплуатируемых средств установленным требованиям, держатель сертификата обязан устранить его в оговоренные документами Минсвязи сроки. Это еще одна существенная поблажка производителям: раньше не соответствующее сертификату Минсвязи оборудование было запрещено эксплуатировать, и при нарушении такого запрета оператор запросто мог лишиться лицензии на коммерческую деятельность.

Как сообщила Людмила Юрасова, после выхода ожидаемого постановления Правительства Минсвязи перестанет играть роль органа сертификации средств связи. Заявители начнут взаимодействовать с аккредитованными органами, которые, в свою очередь, будут иметь дело с испытательными лабораториями. Информация об аккредитованных органах и испытательных центрах будет своевременно размещена на сайте Минсвязи России. Таким образом, деятельность главного регулирующего учреждения связной отрасли снова впишется в рамки закона «О техническом регулировании», который требует юридического разделения органов сертификации и испытательных лабораторий.

«Теперь мы не сможем влиять на работу заявителя с испытательными центрами, — подчеркнула Юрасова. — Наше ведомство будет отвечать лишь за первый и третий этапы процедуры сертификации, то есть за рассмотрение первичной заявки и анализ заключения тестовой лаборатории с выдачей сертификата». Вместе с тем Минсвязи намерено ввести некоторые рекомендательные сроки проведения испытаний для различных видов оборудования. Это позволит как-то контролировать общую продолжительность сертификационного цикла, который в нашей стране порой растягивается на полгода и более.

Сертификаты на средства связи будут действительны в течение года либо трех лет. Конкретный срок зависит от схемы сертификации, которую выбирает заявитель.