БОЛЬШОЙ интерес участников Шестой международной выставки ВКСС-2003 вызвала конференция «Опыт работ по созданию единой телекоммуникационной банковской сети (ЕТКБС) Банка России». Для участия в проекте в качестве генеральных подрядчиков были привлечены компании «Эквант» и «Роснет». В создании ЕТКБС принимали участие «Информсвязь» и «Инкома».

Мультисервисная телекоммуникационная сеть создавалась с 1997 по 2003 год. Для ее построения использовались современные телекоммуникационные и информационные технологии, оборудование крупнейших мировых производителей. Так, спутниковая связь для ВССС «Банкир-1» была налажена при помощи оборудования NEC, а территориальные узлы региональных сегментов ЕТКБС строились на основе решений Cisco, Motorola (узлы доступа к сетям Frame Relay) и Ericsson, Alcatel, Siemens и Lucent (сеть телефонии). Центральная АТС, характеризующаяся распределенной архитектурой, базируется на платформе Avaya. Стандартное оборудование для организации «последней мили» предоставлено Motorola и Watson.

Сеть ЦБ России поддерживает целый ряд современных служб, это обработка и транспортировка данных, передача голосовых сообщений и видеоизображений. Система связи ЦБ интегрирует в единую инфраструктуру различные сегменты — узлы сети ПД, подсистемы телефонии, локальные вычислительные сети, средства информационной безопасности и защиты электропитания, спутниковой связи.

Сейчас ЕТКБС является одной из крупнейших корпоративных сетей в стране. Она охватывает 80 регионов России и объединяет 1200 точек доступа. Сеть обеспечивает централизованный контроль, управление процессом сбора и обработки банковской информации, высокие оперативность, надежность и безопасность документооборота. Сегмент, построенный на базе технологии frame relay, отвечает за передачу данных между информационными серверами и платежными системами, поддерживает межрегиональные электронные платежи. Благодаря возможностям ЕТКБС все платежи, проводимые Банком России на территории России, осуществляются в течение суток.

Работы по созданию ЕТКБС практически завершены; сейчас основное внимание уделяется эксплуатации сети и контролю за ее работоспособностью. Для обеспечения стабильного функционирования масштабной системы создано учреждение «Глобальные информационные системы», осуществляющее управление всеми уровнями спутникового сегмента. Также был организован центр круглосуточного обслуживания и сопровождения, проводящий удаленный мониторинг и диагностику оборудования. Сертифицированные специалисты компании «Информсвязь» выезжают на место аварии в любое время суток. Диспетчерская служба, организованная по стандартам ITSM, контролирует параметры системы, анализирует и устраняет нештатные ситуации. Отметим: активное развитие ЕТКБС оценивается экспертами как весомый вклад в процесс интеграции российской банковской системы в международную систему финансовых расчетов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями