В СРЕДНЕСРОЧНОЙ перспективе Изосимов не намерен вносить кардинальные изменения в стратегию фирмы

БЫВШИЙ топ-менеджер международной корпорации Mars, а ныне генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов впервые общался с журналистами в своем новом качестве. Поводом для пресс-конференции стало подключение 10-миллионного абонента сети «Би Лайн GSM». Допустив возможность незначительной корректировки курса, преемник Джо Лундера пообещал сохранить рыночную стратегию фирмы.

Наследство Лундера

Команда Лундера, перешедшего в совет директоров «ВымпелКома», оставила «в наследство» Изосимову высокодоходный, бурно развивающейся бизнес и 10-миллионную базу клиентов.

Больше половины из них (5,3 млн человек) проживают в Москве и Московской области. По оценкам независимой аналитической компании ACM Consulting, на 30 сентября 2003 года оператор лидировал на столичном рынке сотовой связи как по числу клиентов, так и по приросту абонентской базы. В Московском регионе построена мощнейшая сетевая инфраструктура стандарта GSM. Фирма установила здесь 2284 базовые станции, обеспечивающие уверенное покрытие на лицензионной территории. Кроме того, приемопередатчики оператора установлены на 30 станциях столичного метро.

Еще 4,7 млн пользователей сети «Би Лайн GSM» рассредоточены по российской глубинке. За пределами Московской области компании удалось добиться лидерства по занимаемой доле рынка в 17 регионах страны. Особенно прочные позиции «ВымпелКом» удерживает на Волге и в Сибири. А в некоторых субъектах РФ, включая Санкт-Петербург, фирма занимает первое место и по темпам прироста абонентской базы. Динамично развивается инфраструктура региональной сети «Би Лайн GSM». Ежедневно устанавливаются примерно 10 новых базовых станций, а их общее количество в регионах составляет 3559. Наконец, региональные сети принесли оператору первые 9 млн долл. чистой прибыли.

Вместе с тем продвижение «ВымпелКома» на периферию только начинает набирать обороты. Обладая лицензиями на право предоставления услуг в 74 субъектах РФ, оператор осуществляет коммерческую эксплуатацию сетей лишь в 47 регионах России. «Белыми пятнами» на карте покрытия все еще остаются Дальний Восток, большая часть Урала и Северо-Запада.

Новая метла метет по-старому

В среднесрочной перспективе гендиректор «ВымпелКома» не намерен вносить кардинальных изменений в стратегию фирмы. Как следует из его доклада, одним из ключевых направлений развития компании останется активная региональная экспансия. Важнейшим этапом работы станет получение лицензии и старт операционной деятельности в дальневосточном федеральном округе. Однако когда именно эта лицензия будет получена, пока неясно.

Говоря о строительстве региональных сетей, Изосимов подчеркнул, что является сторонником сбалансированного развития периферийной инфраструктуры и противником рискованных действий. На современном этапе стратегия компании не предусматривает каких-либо решительных шагов по захвату рынка или перераспределению долей конкурентов. Основная ставка в развитии национальной сети делается на расширение рыночного пространства путем формирования спроса, популяризации брэнда, унификации тарифов и продуктов.

Простой и понятный доступ к услугам всегда был одной из главных особенностей торговой марки «Би Лайн». Новый глава компании планирует дальнейшее развитие продуктов на платформе prepaid, которая, по его словам, останется инструментом обслуживания массового абонента. Приоритетной задачей в области дополнительных сервисов и услуг передачи данных является их максимальная простота и доступность для абонентов. Изосимов считает, что услуги нового поколения должны быть понятными даже для людей, плохо знакомых с терминологией сотовой связи. «Би Лайн» должен стать поистине народной маркой и ассоциироваться на своем рынке с Volkswagen, а не с Ferrari», — подчеркнул Изосимов.

Другой вектор развития «ВымпелКома» обусловлен стремлением закрепить рост доходов и численность абонентов в Москве. В частности, оператор намерен увеличить свою долю в корпоративном и высокодоходном индивидуальном сегментах столичного рынка. Правда, как сообщил первый вице-президент и коммерческий директор «ВымпелКома» Николай Прянишников, корпоративный сектор является достаточно компактным и насчитывает около 400 тыс. активных абонентских номеров. На нынешнем этапе долю компании в этом сегменте Прянишников оценил на уровне 40%.

Последняя составляющая стратегии Изосимова касается непосредственно корпоративного управления. Характеризуя вверенный ему коллектив, новоиспеченный шеф «ВымпелКома» поделился некоторыми негативными впечатлениями. Он отметил, что его подчиненные не всегда готовы отстаивать собственные взгляды перед начальством. А поскольку именно кадры являются ключевым ресурсом, обеспечивающим успех любого предприятия, генеральный директор считает нужным демократизировать корпоративную культуру.

В заключение глава компании сообщил журналистам, что перед ним поставлена задача «побороться за лидерство на рынке в масштабах всей страны». В этой связи представляется уместным зафиксировать стратегическое положение оператора на момент прихода Изосимова: по независимым оценкам, на конец сентября 2003 года суммарная доля рынка «ВымпелКома» по России составила 30,5%. Сумеет ли новый руководитель закрепить и развить успех своего предшественника, покажет время.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями