ОПЫТ разработки и эксплуатации средств связи в силовых структурах показал, что на всех уровнях, от низового звена управления и выше, отсутствуют единая техническая платформа для организации согласованного оперативного взаимодействия подразделений и служб внутри одного ведомства, а также для организации совместных спецмероприятий нескольких силовых структур. Защищенная подвижная радиосвязь должна развиваться, прежде всего, в направлении обеспечения такого взаимодействия.

В настоящее время система подвижной радиосвязи призвана обеспечить не только защиту голосовой связи. Для обеспечения работы подразделений и служб силовых структур РФ в современных условиях необходимо обеспечить дистанционный оперативный доступ к ведомственным базам данных по защищенным каналам. Необходимо также обеспечивать в автоматизированном защищенном режиме дистанционное управление системой подвижной радиосвязи, включая функции диспетчеризации.

На первый взгляд, на рынке существует достаточно широкий спектр предложений. Однако опыт показывает, что отсутствие национальных стандартов и единого системного подхода как со стороны производителей, так и со стороны заказчиков приводит к невозможности последующего объединения различных несовместимых между собой систем. По этой причине вложения в закупку новой техники неэффективны.

Все это приводит к необходимости разработки концепции создания единой телекоммуникационной среды ведомства и выработки целенаправленной политики заказа, индустриальной разработки, закупки и принятия на вооружение технических средств.

Большую актуальность приобрели задачи согласованного взаимодействия сил не только между службами одного ведомства, но и между подразделениями различных силовых структур. Вполне закономерным является требование принятия концепции на межведомственном уровне.

Основным условием при разработке концепции является обеспечение взаимоувязывания подвижных и стационарных компонентов в пределах единого телекоммуникационного пространства. На основе указанного требования можно выделить направления и составляющие концепции.

Прежде всего, это разработка и принятие на вооружение защищенной системы профессиональной подвижной связи, сертифицированной в установленном порядке.

Последнее десятилетие характеризуется активными действиями по разработке и внедрению подобных систем подвижной радиосвязи как за рубежом, так и в РФ, в том числе в силовых структурах. При этом следует отметить, что использовать системы зарубежного производителя в РФ возможно только в незащищенных режимах.

Выделим в виде тезисов основные принципы построения системы защиты информации в подвижной радиосвязи:

  1. Необходимо проведение унификации по следующим направлениям:
    • единые режимы криптографической обработки информации по ГОСТ 28147-89;
    • единые алгоритмы преобразования речи, совместимые с теми, которые применяются в стационарных защищенных сетях;
    • единый стек протоколов по маршрутизации и адресации, например на базе ТСР/IP.
  2. Управление безопасностью связи должно быть основано на унифицированных автоматизированных технологиях.
  3. Управление безопасностью связи должно быть основано на многоуровневой автоматизированной системе, интегрированной с управлением безопасностью стационарных сетей.
  4. Учитывая, что радиосредства имеют цифровую платформу микропроцессорной обработки сигналов, необходимо предусмотреть возможность их модернизации путем замены программного обеспечения.
  5. С учетом специфики эксплуатации и организации управления в силовых ведомствах, наличия в РФ больших территорий с малой плотностью населения система подвижной радиосвязи должна быть взаимоувязана с защищенными стационарными телекоммуникационными сетями ведомств.

Следует отметить, что в настоящее время стационарные сети силовых структур, в том числе — в МВД РФ, являются наиболее развитой составляющей ведомственных телекоммуникаций. Однако традиционно их развитие осуществляется независимо друг от друга. Поэтому в концепции нужно наметить пути их последовательного эволюционного перевооружения на единых технических и алгоритмических решениях в направлении создания единого телекоммуникационного пространства, способного обеспечить оперативное взаимодействие различных силовых ведомств на всей территории страны.

Перевооружение можно провести на базе комплексов и технических средств, принятых в эксплуатацию ФСБ РФ, как наиболее развитых и обеспечивающих необходимый уровень интеграции на современном уровне.

Перечисленные выше требования предусматривают сложный комплекс организационно-технических мероприятий. Поэтому вполне естественным видится условие предварительного согласования предлагаемых решений с различными заинтересованными ведомствами в виде ТТЗ и ЧТЗ на отдельные составляющие разработки, вплоть до выработки национального стандарта.

ГУ НПО «Спецтехника и связь», НИИ специальной техники