КАЧЕСТВО обслуживания и гибкость в предоставлении полосы пропускания — не те определения, которые обычно считаются синонимичными сервису цифровой абонентской линии (DSL), но они могут стать таковыми в ближайшем будущем. Дело в том, что в сентябре DSL Forum принял технический отчет TR-059, описывающий новую IP-центрическую архитектуру DSL-служб, нацеленную на превращение их в практически безальтернативное решение при передаче данных для деловых пользователей.

«Наибольшими благами для бизнес-пользователей станет QoS и варьируемая по требованию полоса пропускания», — говорит Даниель Бриер, исполнительный директор корпорации TeleChoice. Но индустрия должна сделать несколько шагов вперед, прежде чем пользователи осознают открывающиеся выгоды.

Вендоры, включая корпорации Copper Mountain Networks, Juniper Networks и Redback Networks, уже модернизируют свои серверы широкополосного удаленного доступа (BRAS) с целью соответствия новым архитектурным требованиям для DSL-служб.

По оценкам TeleChoice, провайдеры услуг потратят 810 миллионов долл. на новое оборудование BRAS в течение следующих двух лет, чтобы поддерживать большинство или все спецификации проекта TR-059.

Серверы BRAS по-прежнему будут использоваться как широкополосные аггрегаторы трафика и администраторы абонентских устройств доступа. Но по требованиям TR-059, следующее поколение этих серверов сумеет также осуществлять биллинг услуг, управлять полосой пропускания и контролировать параметры QoS для каждого абонента.

«Новое оборудование BRAS позволит провайдерам обеспечивать соединения с абонентом на уровне 3 по протоколу PPP Termination and Aggregation, вместо предлагаемых сегодня соединений второго уровня, основанных на протоколе туннелирования или технологии ATM», — говорит Том Аншуц, член научно-технологического департамента корпорации BellSouth и один из авторов отчета TR-059.

Перемещение услуг на сетевой уровень обеспечивает больше возможностей по выбору серсисов, — считает Аншуц. В современных сетях доступа каждая линия DSL может поддерживать только одно соединение. Перемещение на уровень 3 позволит операторам развернуть службы DSL, способные напрямую связать пользователя с магистралью Internet, виртуальной частной сетью (VPN) и со многими специфическими Web-приложениями, например с видеоконференциями.

Как сообщил Бриер, сейчас уже появились запросы на поставки обновленного оборудования BRAS от таких операторов, как SBC Communications.

Одна только инсталляция оборудования не решит проблему развертывания новых сервисов. Следующим шагом будет активация механизмов, обеспечивающих QoS. Для поддержания заданных параметров качества DSL Forum предлагает использовать спецификации Differentiated Services (Diff-Serv).

«Провайдеры смогут предложить услуги бизнес-класса, основанные на соглашениях об уровне обслуживания (SLA), благодаря которым у домашних абонентов появится возможность работать с критически важными приложениями посредством VPN. Они не могут развернуть эти услуги сегодня, что является существенным недостатком технологий DSL», — говорит Пет Херли, аналитик из TeleChoice.

DSL Forum выделяет три уровня обслуживания, которые будут поддерживаться первоначально в сетях доступа. Спецификации TR-059 не задают параметры для каждого уровня обслуживания, но Аншуц говорит, что отдельные рабочие группы форума занимаются изучением применяемых на практике величин. В частности, это позволит компаниям устанавливать конкретные параметры QoS в корпоративной сети для всех своих удаленных работников, использующих каналы DSL.

Механизм DiffServ также будет применяться, чтобы гарантировать приоритеты для того или иного типа контента, передаваемого по сети провайдера прикладных услуг (ASP-провайдера).

Проект TR-059 описывает сеть ASP как источник данных для провайдеров услуг доступа и их клиентов. На самом деле, подобной коалиции провайдеров контента сегодня еще не существует, и ее создание представляет собой один из наиболее трудных этапов в реализации предложенной архитектуры DSL-служб.

В сущности, сеть ASP будет результатом добровольного объединения провайдеров контента, развивающих предоставление в аренду интерактивных игр, видеоконференций или бизнес-приложений. По мнению Анщуца, провайдерам услуг доступа не составит труда организовать линии связи с этими поставщиками контента, но гораздо сложнее будет наладить с ними бизнес-отношения. Провайдерам DSL потребуется заключить соглашения, четко определяющие модель тарификации и распределения доходов от продажи содержания конечным пользователям, а также степень ответственности каждой стороны за поддержание QoS.

Соединение пользователя с сетью ASP, как ожидается, поставит на повестку дня вопрос о гибком выделении ему нужной полосы пропускания. Варьируемая по требованию емкость канала DSL провайдерами пока не обеспечивается, но, вероятно, станет стандартной функцией, особенно в бизнес-секторе.