ГЕОРГИЙ РОМСКИЙ: «Нам необходимо перейти к модели предельного ценообразования на регулируемые услуги»

НЕОЖИДАННЫМ лейтмотивом прошедшего в Москве IV Российского форума коммуникаций, организованного фирмой LBS, стала констатация факта противостояния операторов фиксированной и мобильной связи.

Впрочем, данная проблема является неожиданной лишь на первый взгляд. Российский «мобильный бум» 2002—2003 годов способствовал превращению сотовой связи в силу, с которой традиционные телефонные компании, контролируемые государственным холдингом «Связьинвест», попросту не могут не считаться. В сентябре совокупная абонентская база российских мобильных пользователей всех стандартов перевалила отметку 30 млн, в то время как все семь МРК «Связьинвеста» обслуживают лишь 23 млн телефонных линий (без учета линий МГТС и нескольких региональных предприятий «Электросвязи», не входящих в холдинг).

Традиционные операторы забили тревогу. Они поняли, что наши соотечественники увидели в сотовой связи реальную альтернативу привычной проводной телефонии с ее небрежным отношением к клиенту и многолетним стоянием в очереди для получения абонентского номера.

Смутное беспокойство представителей «Электросвязи» было подкреплено аналитическими данными, озвученными рядом докладчиков на форуме. Оказывается, в странах Западной Европы уже наблюдается отток клиентов кабельных телефонных операторов и увеличение за их счет численности владельцев сотовых трубок. Это и понятно. APRU среднестатистического абонента беспроводного оператора находится на уровне 15—20 долл., и примерно в ту же сумму обходится ежемесячное пользование проводной телефонной связью. Однако сервисы, обеспечиваемые мобильными технологиями, отличаются гораздо большим удобством и разнообразием.

К чести западных телефонных компаний, они вовремя спохватились и начали активно прибирать к рукам сотовый рынок, создавая дочерние акционерные предприятия. Поэтому сегодня, когда телекоммуникационный рынок пребывает в стагнации, крупнейший в мире оператор Deutsche Telekom занимается не только подсчетом убытков. Его любимое детище — фирма T-Mobile, развернувшая беспроводные сети и в Старом, и в Новом Свете, — привносит в итоговый баланс DT весомую дозу позитивных эмоций.

С предприятиями «Связьинвеста» ситуация, как водится, несколько иная. В свое время большинство региональных «Электросвязей» передали сотовый бизнес частным лицам (как правило, близким к руководству компаний), а те показали свою очевидную некомпетентность в делах подобного масштаба. Они получали неплохие доходы, работая с самым прибыльным сегментом пользователей, но не стремились развивать бизнес за счет привлечения к услугам более массовой (низкодоходной) части населения.

Этим и воспользовались сотовые операторы «первой тройки», обладающие известными брэндами и мощными финансовыми ресурсами. Придя в регионы, они стремительно расширяли сетевое покрытие, внедряли популярные доступные сервисы и получали массовую поддержку абонентов. Максимум того, что могли сделать «старожилы» региональных рынков для извлечения хоть какой-то выгоды, — продаться подороже столичным «агрессорам».

В середине 2002 года руководство «Связьинвеста» осознало: чтобы удержать позицию главного игрока отечественного телекоммуникационного рынка, ему надо кардинально изменить отношение к сотовому бизнесу. Было принято решение выкупить у компании RTDC (ныне — «РТК-Лизинг») принадлежащие ей активы сотовых операторов, работающих в стандартах GSM и NMT. В большинстве случаев эти операторы создавались на равных паях с местными «Электросвязями». Однако во многих регионах «Связьинвест» безнадежно опоздал с идеей укрупнения и централизации сотовых активов, поскольку представители «большой тройки» фактически монополизировали там рынок мобильных услуг.

Согласно принятому летом ФЗ «О связи», оператором, занимающим существенное положение на рынке (читай — монополистом), считается компания, которой принадлежат не менее 25% местной номерной емкости или которая пропускает через свою сеть не менее четверти совокупного регионального трафика. Это же определение относится к операторам национального масштаба. Таким образом, по чисто формальным признакам компании МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» вскоре могут быть признаны монополистами — со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными с подключением механизмов государственного регулирования.

Выступивший на форуме LBS заместитель министра по антимонопольной политике (МАП) Анатолий Голомолзин резко предостерег органы, контролирующие отрасль связи, от формального подхода к реализации нового закона «О связи». По его словам, сегодня существует опасность зарегулирования рынка, особенно в тех сегментах, где сложились нормальные договорные отношения. Он считает, что положения ФЗ расходятся с практикой рыночного регулирования в странах Евросоюза, где административные рычаги применяются только к тем компаниям, которые контролируют значительную рыночную долю. Кроме того, необходимо привести в соответствие с международными нормами номенклатуру услуг, подлежащих государственному регулированию на местном уровне.

Главной среди этих услуг была и остается местная телефонная связь. После того как в 1999 году функции регулятора перешли от местных органов власти к МАП, тарифы на пользование городским телефоном, предлагаемые населению, бюджетным и хозрасчетным организациям, стали интенсивно выравниваться. В среднем по стране частные лица платят в месяц за одну телефонную линию 128 руб., государственные предприятия — 188 руб., а коммерческие организации — 192 руб. Напомним: раньше практиковалось перекрестное субсидирование услуг, оказываемых частному сектору, за счет доходов от бизнес-сектора.

В целом же, считают в МАП, тарифы на местную связь нужно сравнивать с уровнем ВВП на душу населения. В этом смысле среднероссийские расценки на телефон сопоставимы с показателями таких стран, как Литва, Болгария и Словакия, и по-прежнему намного ниже, чем в развитых странах Европы.

Беспокойство отдельных операторов «Электросвязи» вызывает принцип добровольного принятия абонентами той или иной схемы расчетов, означающий, что клиент может самостоятельно выбирать для себя фиксированную ежемесячную плату либо «повременку». В таком случае доходы местных «Электросвязей» могут упасть примерно на 30%, ибо многоговорящие абоненты, конечно же, предпочтут первую из этих схем, а малоговорящие — вторую. Но, как говорится, за что боролись...

Непонятно только, почему традиционные операторы жалуются на свою тяжелую жизнь. Заместитель генерального директора ОАО «Связьинвест» Георгий Ромский сообщил о финансовых результатах деятельности холдинга в I полугодии 2003 года. Суммарная выручка его предприятий составила 67,5 млрд руб., а чистая прибыль — 9,5 млрд руб. Итоговый валовый доход за текущий год ожидается на уровне 4,3 млрд долл. Благодаря планомерному повышению тарифов, росту эффективности управления и внедрению новых услуг предприятия «Связьинвеста» достигли опережающего роста доходов над затратами и вышли на показатели, зафиксированные в «Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ на период до 2010 года».

Однако если по количеству обслуживаемых телефонных линий МРК сопоставимы с крупными европейскими телефонными компаниями, то по размерам капитализации они отстают почти на порядок (см. таблицу). В результате запланированная на этот год продажа 25% акций ОАО «Связьинвест» откладывается, поскольку государство считает активы холдинга сильно недооцененными на фондовом рынке.

Повышению привлекательности «Связьинвеста» послужит ряд мер, которые уже начали осуществляться. Среди них — введение раздельного учета доходов и расходов по основным видам операционной деятельности с принятием во внимание «амортизации» по регулируемым услугам (совместная разработка аналитиков «Связьинвеста» и консалтинговой фирмы MсKinsey), полный переход на рублевые заимствования для снижения валютных курсовых рисков, использование системы интеллектуального бюджетирования и инвестиционного планирования (о поставках ERP Oracle мы уже писали раньше). Не последнюю роль играет организация многими предприятиями «Связьинвеста» технологической основы для предоставления современных мультисервисных услуг. Речь идет, в частности, о построении зональных транспортных сетей по технологии коммутации меток (MPLS) — идее, которая буквально завладела умами руководителей МРК.

Мультисервисные сети, безусловно, позволят поднять конкурентоспособность предлагаемых МРК услуг на уровень, характерный для сервисов альтернативных операторов, а масштабы проектов и связность сетей обеспечат дополнительные преимущества. Но Ромский подчеркивает, что важную роль в развитии перспективных направлений деятельности «Связьинвеста» должен сыграть грамотный маркетинг, подразумевающий, в частности, возможность пакетирования услуг и предоставления клиентам суммарных скидок. При наличии регулируемых тарифов по отдельным направлениям деятельности осуществить эту идею крайне сложно, поэтому Ромский призвал перейти к модели предельного ценоообразования на регулируемые услуги. «В этом отношении «Связьинвест» полностью согласен с МАП», — добавил он.

И в заключение вернемся к тому, с чего мы начали. Как подчеркивают аналитики, капитализация МРК напрямую зависит от долей регионального сотового рынка, которыми они располагают, и их перспектив на этом рынке. Имея всего 3,3 млн телефонных линий, «Уралсвязьинформ» заметно обогнал по рыночной стоимости ОАО «ЦентрТелеком», у которого насчитывается 5,5 млн абонентских линий, а тем более — остальные предприятия холдинга. Причин тому много, но одна из них является вполне закономерной: уральский оператор — единственный среди укрупненных структур «Связьинвеста», до сих пор контролирующий свыше 50% регионального рынка сотовой связи. О том, с какими трудностями ему и другим МРК приходится сталкиваться, чтобы сохранить свой сотовый бизнес, мы расскажем в следующем номере.

Соотношение числа обслуживаемых абонентских линий и величины капитализации МРК «Связьинвеста» (данные на середину сентября 2003 г.)

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями