РОССИЙСКАЯ спутниковая телекомпания «Космос ТВ» приступила к реализации новой стратегии развития. Об этом заявил генеральный директор Андрей Степанов на состоявшейся в начале октября пресс-конференции.

Телекомпания была учреждена в 1991 году Главным центром радиовещания и телевидения и американским предприятием Metromedia International Telecommunications. Сегодня «Космос ТВ» обеспечивает круглосуточное вещание в цифровом и аналоговом форматах. Подписчикам предлагается до 70 цифровых каналов, в том числе 15 российских; общая продолжительность вещания составляет более 1500 часов в сутки.

Основные конкуренты «Космос ТВ» на рынке спутникового телевидения — «НТВ Плюс» и DIVO—TV. Андрей Степанов определил позиции ведущих спутниковых телекомпаний следующим образом: на долю «Космос ТВ» приходится 50 тыс. абонентов, у «НТВ Плюс» их около 90—100 тыс., а DIVO—TV может похвастаться лишь 7 тыс. подписчиков.

Однако, рассуждая об этих цифрах, нужно учитывать и время существования телекомпаний. Напомним, что DIVO—TV — самый молодой изо всех участников рынка. При прочих равных условиях (качестве сигнала и перечне доступных услуг) тарифы этой фирмы являются самыми невысокими: стоимость подключения составляет около 100 долл., а ежемесячная абонентская плата — лишь 10 долл. В то же время у «НТВ Плюс» и «Космос ТВ» цена подключения превышает 200 долл., а абонентская плата равна примерно 20 долл. (за полный пакет).

Руководство «Космос ТВ» явно опасается набирающих вес конкурентов, поэтому в новом телевизионном сезоне решило снизить тарифы, подняв при этом качество услуг. В рамках нынешней стратегии компания рассматривает цифровое спутниковое телевидение уже не как эксклюзивное развлечение, а как массовый доступный продукт современного информационного рынка.

Одним из шагов в данном направлении стало открытие «Космосом ТВ» совместно с «Дельта-Банком» программы кредитования абонентов. Теперь первый взнос за подключение составит примерно 43 долл. Последующие выплаты должны производиться равномерно в течение полугода (цена полного пакета услуг подключения — примерно 220 долл.).

Новая стратегия «Космос ТВ» определила появление в эфире таких каналов, как «Телеклуб» (сериалы), «Детский мир» (фильмы, мультфильмы для детей и подростков) и РБК-ТВ. Последний представляет собой круглосуточный бизнес-канал, предоставляющий информацию из различных сфер экономики, бизнеса, политики и финансов России, СНГ и всего мира. Этот телеканал обеспечивает аналитические программы, прогнозы развития и поведения рынков, комментарии специалистов и экспертные оценки. На РБК используются новые способы представления информации — «бегущая строка», тиккеры (индексы акций компаний) и пейны (отдельные самостоятельные блоки информации). Все изменения оперативно выводятся в эфир.

Еще одно предложение «Космос ТВ» в условиях ожесточившейся борьбы за абонентов — пакет программ «Индивидуальный». Теперь клиент может формировать свой пакет из шести тематических блоков («Деловой мир», «Удивительный мир», «Мир спорта» и т. д.). Дополнительно предоставляются 15 российских каналов. Стоимость одного пакета — 6 долл. в месяц.

Информацию об услугах и счетах клиентов «Космос ТВ» предоставляет служба «Персональный on-line сервис». Производить оплату и изменять состав пакетов можно через интерактивную систему индивидуального обслуживания. «Космос ТВ» также обеспечивает коммутируемый доступ в Internet совместно с провайдером «Роснет», предлагая абонентам перекрестные скидки на услуги. Развертывание услуг широкополосного доступа — пока только в проекте. Хотя еще в 2000 году телекомпания готовила к реализации проект KosmosWeb, ориентированный на организацию доступа к Internet через спутниковые каналы, этого так и не произошло, и в ближайшее время воплощение данного проекта в жизнь не планируется.

Особое внимание при реализации новой стратегии «Космос ТВ» уделяет корпоративным клиентам, которые смогут экономить до 25% на абонентской плате. Сегодня компания предлагает «пакетирование» бизнес-каналов (Bloomberg, CNBC, РБК-ТВ, CNN, BBC), которое должно заинтересовать не только банки и инвестиционные организации, но и всех участников финансового рынка. «Космос ТВ» предлагает несколько вариантов подключения по данной схеме — в зависимости от размеров фирмы и количества необходимых терминалов. «Космос ТВ» осуществляет проектирование и строительство телевизионной сети в здании клиента, а также устанавливает головные станции.