У MICROSOFT появляется шанс побеспокоить признанных игроков на рынке VoIP. В то время как многие вендоры продвигают решения класса IP-PBX для увеличения своей рыночной доли в конвергентных сетях LAN/WAN, недавний аналитический отчет IDC призывает их внимательно следить за деятельностью известного поставщика программного обеспечения из Редмонда. В этом отчете корпорация Microsoft, которая разработала новую стратегию конвергенции приложений для голоса, видео и конференц-связи на уровне операционных систем для ПК и серверов, названа потенциальной силой, способной изменить ситуацию на рынке корпоративной IP-телефонии. Некоторые поставщики оборудования VoIP уже вступают в альянсы с Microsoft, добиваясь совместной работы их решений с приложениями редмондского гиганта.

«Мы не утверждаем, что каждый сервер Microsoft станет выполнять функции PBX, — указывает аналитик IDC Том Валович. — Но по мере погружения Microsoft в область приложений для совместной работы и создания ПО, использующего протокол SIP, интересы этой корпорации и поставщиков IP-PBX могут столкнуться в ряде прикладных областей».

Многие поставщики IP-PBX, такие как Alcatel, Mitel и Nortel Networks, основывают свои аппаратные средства на протоколе SIP, который считается стандартом следующего поколения для построения конвергентных сетей. Кроме установления соединений этот протокол позволяет передавать сведения о вызывающем абоненте, скажем, о том, пользуется ли он в данный момент телефоном, приложением электронной почты или ВКС, каков его почтовый адрес и т. п. Кроме того, SIP обеспечивает «эффект присутствия», то есть конечные пользователи могут узнавать, кто из абонентов доступен для связи и как войти с ними в контакт.

Отдельные продукты Microsoft уже несколько лет имеют признаки принадлежности к системам компьютерной телефонии. Среди них в первую очередь приложение NetMeeting, решение для видеоконференц-связи на основе протокола H.323 и сервер Exchange Conferencing Server, управляющий передачей данных, голоса и сеансами ВКС. А операционная система Windows XP дала телекоммуникационному сообществу приложение Microsoft Windows Messenger, которое привлекло к себе внимание благодаря использованию в нем протокола SIP.

Слухи о намерении Microsoft занять ведущее место на рынке корпоративной телефонии стали возникать все чаще, когда представители компании начали посещать отраслевые мероприятия, такие как Voice on the Net (VON). Но особенно активизировались обсуждения данного вопроса, когда корпорация заявила о разработке сервера Real Time Communication (RTC) Server под кодовым названием Greenwich. Коммерческий релиз этого продукта, переименованного затем в Live Communication Server 2003, должен появиться уже текущей осенью. Сервер будет использоваться в качестве узла контроля для управления конференциями SIP-клиентов.

Заметным игроком на рынке VoIP становится компания Jasomi Networks, которая представит межсетевой экран для IP-приложений передачи голоса и данных на очередной выставке VON в Бостоне. Этот продукт позволит любому стандартному телефону, базирующемуся на протоколе SIP, использовать Live Communication Server корпорации Microsoft для осуществления звонков.

Продукт Jasomi, названный PeerPoint 3.0, является аппаратным фильтром трафика VoIP. Он помогает голосовым пакетам, управляемым протоколом SIP, преодолевать корпоративные межсетевые экраны для достижения IP-PBX. PeerPoint «переводит» версию SIP, используемую в большинстве индустриально выпускаемых IP-телефонов, на «диалект», понятный SIP-серверу Microsoft. Как заявил президент Jasomi Дэн Фридман, совместимость продукта его компании с SIP-сервером Microsoft обусловлена тем, что в обоих случаях для транспортировки команд используются заголовки TCP пакетов IP, тогда как в большинстве реализаций SIP на транспортном уровне применяется протокол UDP.

Ориентация SIP-cервера Microsoft на TCP позволяет использовать его только клиентам Windows Messenger и другим приложениям с соответствующей конфигурацией транспортного уровня. И если Live Communication Server все же может найти свое место как средство контроля за вызовами в сеансах конференц-связи, то серьезное погружение Microsoft в бизнес корпоративной телефонии маловероятно.

Крупнейшие игроки этого сегмента телекоммуникационного рынка, такие как Avaya, Cisco Systems, Nortel и Siemens, выпускают свои решения IP-PBX на платформе Windows корпорации Microsoft. Однако многие поставщики предлагают также решения, основанные на ОС Linux и Solaris компании Sun. Это связано с опасениями по поводу стабильности работы серверов Microsoft — в свете недавних событий с червями и вирусами в Internet.

Недавно корпорация Siemens обнародовала новую стратегию OpenScape, призванную включить приложения на основе протокола SIP в линейку аппаратных средств для IP-телефонии. При этом немецкий производитель выбрал путь партнерства с Microsoft. «Наши приложения на базе SIP ориентированы на сервер Live Communication Server как на перспективную платформу для развертывания решений VoIP», — заявил Марк Стрейтон, вице-президент Siemens по маркетингу.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями