В России создана национальная коалиция по борьбе со спамом. В нее вошли компании Microsoft, «Лаборатория Касперского», «Ашманов и Партнеры», Mail.ru, Rambler, Subscribe.ru и «Голден Телеком». Цели коалиции — бороться с мусорной почтой и способствовать созданию легальной альтернативы спаму, то есть внедрению новых способов почтовой рассылки.

Деятельность коалиции будет вестись по трем направлениям: это совершенствование законодательства, развитие технических методов борьбы со спамом и образование пользователей. Сейчас уже работают два ее комитета, специализирующихся на законодательстве и технологических вопросах. К ним планируется добавить еще два, которые будут заниматься образовательными программами и вопросами международного сотрудничества.

Технологии

До недавнего времени основой защиты от спама было составление «черных» списков, в которые заносились IP-адреса источников мусорной почты. Однако в ответ спамеры начали использовать вирусы и троянские программы для получения контроля над серверами-посредниками. В результате поддержка актуальной базы источников спама стала очень затратным делом, и некоторые владельцы списков, особенно бесплатных, перешли на жесткие и достаточно примитивные правила их пополнения. В «черные» списки начали попадать адреса Web-серверов компаний, рекламируемых в почтовых рассылках, и даже провайдеров, не пожелавших сотрудничать с составителями списков.

Например, в «черный» список Spews были занесены все сети «РТкомм.ру», после чего этот провайдер начал бороться с практикой составления подобных списков. А 26 августа сего года компания Osirusoft.com, составитель одного из популярнейших бесплатных списков, вышла из бизнеса, занеся в свой стоп-лист едва ли не весь Internet. От этого пострадали практически все пользователи спам-фильтров, что привело к масштабным потерям нужной электронной корреспонденции.

Конечно, «черные» списки не уйдут в небытие, но их необходимо комбинировать с другими методами фильтрации спама. Например, появились «белые» списки, в которые заносятся пользователи электронной почты, подтвердившие свою личность. Есть системы, определяющие массовость рассылок (например, одна из них действует в почтовой системе «Яндекса»). Начинают появляться «обучающиеся» системы, базирующиеся на принципах искусственного интеллекта. Есть и лингвистические фильтры, выявляющие содержание писем. Но какая бы система ни применялась для защиты от спама, неплохо обеспечить ее соответствие общим требованиям к таким системам, иначе история с Osirusoft.com может повториться.

Образование

Впрочем, с помощью исключительно технических средств от спама не избавиться. Дело в том, что его рассылка — весьма прибыльный бизнес, и любая попытка фильтрации адресов вызывает ответную реакцию спамеров. Это особенно ярко проявилось в почтовой службе Mail.ru, которая внедрила у себя спам-фильтр Kaspersky Anti-Spam. В первую неделю после его включения «мусорные» письма пропали совсем, но вскоре спамеры, не желая потерять одну своих из крупнейших рекламных площадок, начали генерировать письма, которые преодолевали профили данного фильтра.

По оценкам Игоря Ашманова, генерального директора компании «Ашманов и Партнеры» и разработчика технологии фильтрации спама, объем российского рынка «мусорной» почты составляет около 1 млн долл. в месяц, что сопоставимо с оборотом рынка баннерной рекламы. Если динамика сохранится, то в 2005 году около 70% почтовых сообщений в Internet будут спамом.

В нашей стране рассылку спама используют как инструмент рекламы не только сомнительные компании, но и представители малого бизнеса. Такими способами не гнушаются даже туристические операторы и агентства по торговле недвижимостью, для которых репутация имеет немаловажное значение. В то же время применение методов массовой рассылки для первоначальной раскрутки компании может привести ее к серьезным проблемам, поскольку для поддержки переписки в электронной форме, возможно, понадобятся дополнительные расходы.

Мало кто знает, что есть менее опасные инструменты почтовой рекламы, такие как подписка на рассылку с подтверждением пользователя. К примеру, ими пользуется компания Subscribe.ru. Хотя ее адресные списки малочисленнее спамерских, их эффективность выше, поскольку подписчики готовы к получению информации на заданную ими тему. И хотя стоимость привлечения одного клиента с помощью спама и подтвержденной подписки примерно равна, во втором случае репутация фирмы не страдает.

Разъяснением тонкостей легальной почтовой рекламы и будет заниматься образовательный комитет национальной коалиции против спама. В его ведение также входит участие в различных мероприятиях, направленных на противодействие спамерам, в том числе организация семинаров и конференций. Наконец, комитет будет пропагандировать преимущества использования подтвержденных списков и других альтернативных вариантов, призванных пошатнуть финансовую основу спама.

Законодательство

Еще одним направлением борьбы с «мусорной» почтой являются законодательные инициативы, которые должны обеспечить юридическое преследование спамеров. В этом отношении важно четко классифицировать рассылку спама как незаконную и обеспечить гарантии легальности методов борьбы с ним. Законотворческий комитет возглавляет Михаил Якушев, представитель Microsoft. К слову, участие этой корпорации в коалиции связано преимущественно с законодательными инициативами.

Юридическая форма борьбы может показаться очень «медленным» средством противодействия спаму. Однако на деле она является самым действенным рычагом, поскольку позволяет мобилизовать государственные ресурсы для борьбы с «мусорной» почтой. По замыслу организаторов коалиции, весь комплекс предусмотренных мер должен способствовать созданию цивилизованного рынка почтовой рекламы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями