ГОВОРЯ об отечественном производстве современных средств связи, мы не могли обойти вниманием игроков этого рынка, которые выпускают продукты, пользующиеся большим спросом у конечных пользователей. Мы попросили их представителей рассказать, что, по их мнению, представляет собой сегодня и каким должно быть производство высокотехнологичного оборудования для связной отрасли, на какой элементной базе оно основывается и какие направления научно-технических разработок наиболее перспективны для российских компаний. Им предлагалось порассуждать о целесообразности полного перевода производства на отечественную элементную базу или, по крайней мере, максимального увеличения доли таких компонентов.

Кроме того, мы просили оценить конкурентоспособность их продуктов по сравнению с зарубежными аналогами. Чтобы привести полученную информацию к единому «формату», мы предлагали опираться на такие параметры, как функциональность, цена, качество технической поддержки и адаптируемость к реальным условиям эксплуатации. Немного забегая вперед, можно сказать, что последняя задумка оказалась не вполне удачной, поскольку участники опроса либо не стали детализировать свои оценки, либо не нашли аналогов среди зарубежных продуктов. Тем не менее их мнения будут небезынтересными для читателя.

Рецепт 1: экономика решает все

Петр Кочегаров, технический директор фирмы CompTek:
ПЕТР КОЧЕГАРОВ (CompTek): «По соотношению цена/качество на переднем крае оказались лишь немногие из отечественных электронных компонентов»

Рынок, на котором представлены наши радиомаршрутизаторы, правильнее назвать BWA (Broadband Wireless Access). И сейчас он находится в стадии формирования. Индустриальные стандарты для него только появляются (например, IEEE 802.16), а национальные администрации связи только начинают выдавать операторам частотные присвоения. Хочется надеяться, что утвержденный стандарт будет воспринят всеми основными игроками, что обеспечит интероперабельность оборудования и возможность гибкого выбора поставщика решений.

Основной фактор для развития отечественного рынка систем BWA — наличие свободного частотного ресурса для операторов связи. Этот частотный ресурс и определит инсталлированную базу продуктов. В нашей стране существуют три основных диапазона для систем BWA. Прежде всего, это — 2,4 ГГц, который осваивается давно, и свободных частот в нем практически не осталось. Как следствие — перспектив для развития тоже. До начала выпуска радиомаршрутизаторов Revolution 5000 это был единственный диапазон, в котором работали наши устройства. В прошлом году их было продано более чем на миллион долларов.

Спектр частот 3,5 ГГц осваивается последние два года. В нашей стране в этом диапазоне в основном используется BWA-оборудование BreezeAccess (Alvarion). Поскольку альтернатив этому оборудованию на момент открытия диапазона практически не было, то здесь лучшие успехи — у компании Alvarion. В настоящий момент частотный ресурс и этого диапазона практически исчерпан.

В прошлом году начал осваиваться диапазон 5,3 ГГц, который в настоящий момент является самым перспективным для сетей BWA. И новая линейка устройств Revolution 5000 работает именно на этих частотах. В 2004 году мы рассчитываем продать оборудования этой серии на 4-5 млн долл.

Чтобы достичь поставленной цели, нужно обеспечить конкурентные преимущества выпускаемого оборудования. Их можно распределить по трем категориям: функциональность — более богатая по сравнению с иностранными аналогами; цена — ниже, чем у зарубежного оборудования; адаптируемость — несравненно выше. Адаптируемость является одним из главных достоинство оборудования, разрабатываемого в России. Ни один западный производитель не сможет оперативно решать задачи изменения параметров и рабочих характеристик поставляемых изделий в зависимости от ситуации на локальном рынке. Мы постоянно работаем с операторами сетей, выслушиваем их пожелания и замечания и максимально быстро подстраиваем параметры оборудования под их запросы. Поэтому сейчас наблюдается объективный процесс перехода наиболее крупных операторов на российские разработки.

Что касается элементной базы, то, как и большинство других производителей, CompTek старается использовать наработанный мировой опыт, без чего немыслимо выстоять в условиях жесткой конкуренции. Мы применяем лучшие из современных компонентов и наиболее подходящие для конкретного применения по соотношению цена/качество. По этим показателям на переднем крае оказались лишь немногие из российских комплектующих, которые находят место в наших продуктах. К ним относятся разъемы, элементы блоков питания, корпусные изделия и некоторые СВЧ-компоненты, зарубежные аналоги которых используются в военной промышленности и стоят значительно дороже. Практически все полупроводники — импортного происхождения.

Я не думаю, что проблема перехода на отечественную элементную базу для нас сегодня очень актуальна. Зачем? Экономика решает все. Вряд ли найдется хоть один мировой производитель, способный собрать полноценное сетевое устройство, используя только производимые в его стране компоненты. Прежде всего надо думать о том, как снижать себестоимость производства и, следовательно, цену на готовые продукты.

Рецепт 2: ищите свою нишу

Андрей Коваленко, заместитель коммерческого директора компании «Гудвин-Европа», курирующий вопросы продаж и маркетинга:

В России есть два типа производителей средств связи. К первому я бы отнес настоящих производственников, которые действительно занимаются разработкой и созданием оборудования, имеют собственные научно-исследовательские центры и промышленные цеха. Ко второму — предприятия, получившие статус отечественного производителя. Как правило, их деятельность сводится к «отверточной» сборке продуктов из готовых компонентов. Можно еще выделить ряд фирм, которые разрабатывают свои изделия в России, а изготавливают их в массовом количестве где-нибудь на Тайване. Кстати, так поступают многие зарубежные производители ИТ-оборудования для снижения себестоимости продукции. Но с точки зрения местонахождения инженерного «мозга» таких предприятий они также являются отечественными.

В мире насчитывается не так много производителей специализированных микросхем (ASIC) для различных сфер применения. Всего четыре-пять фирм ориентируются на выпуск интегральных микросхем для телекоммуникаций. Это Texas Instruments, National Semiconductor, Infineon, Motorola и Philips Electronics. С таким набором электронных компонентов работают почти все мировые производители готовых изделий. Тот же Siemens широко использует микрочипы Texas Instruments и Infineon. Аналогичная ситуация наблюдается и в компьютерной отрасли, в которой рынок микропроцессоров еще более монополизирован.

Я считаю, что нет смысла в каждой стране создавать «национальный» процессор. На одной и той же элементной базе можно проектировать совершенно разные изделия. Между тем в продукции компании «Гудвин» велика доля собственных разработок. К ним относятся аппаратная часть базового оборудования (от печатных плат до конструктива), платы и корпуса для абонентского оборудования, программное обеспечение контроллеров базовых станций и терминалов. Все управляющее ПО разрабатывается под конкретное «железо».

Мы делаем упор на то, что научились делать лучше всего, то есть на системы радиосвязи стандарта DECT. Но НИИР и НИиОКР у нас ведутся и по другим направлениям. Недавно нашим инженерам удалось поближе познакомиться с технологией GSM. Для сетей данного стандарта мы выпустили первый опытный образец абонентского устройства. Надо сказать, что многие методы в исследовательской работе по радиооборудованию очень похожи, несмотря на технологические различия в стандартах. Поэтому мы стараемся вникать в области, смежные с технологией DECT.

Архитектура всех представленных на нашем рынке систем беспроводного доступа принципиально одинакова, равно как и их функциональное наполнение. Преимущество же российской продукции заключается в том, что она разрабатывалась с учетом нынешнего состояния операторских сетей, поэтому требует меньшей адаптации под конкретные условия проекта.

В базовый комплект оборудования «Гудвин-Бородино» изначально включена поддержка различных типов сигнализации и канального мультиплексирования, применяемых на отечественных линиях связи. И я могу с уверенностью сказать, что системы «Гудвин» вполне конкурентоспособны по сравнению с зарубежными образцами. Более того, у нас лучше организована техническая поддержка заказчиков. Ведь мы — местная компания, и наши специалисты, монтирующие оборудование у заказчика, постоянно контактируют с отделом разработок. Если, скажем, заказчику систем DeTeWe Services по любому техническому вопросу (например, по реализации протокола межстанционного взаимодействия) надо запрашивать немецкий офис, то в «Гудвине» подобных проблем просто не существует.

Сертификация западного оборудования на соответствие национальным стандартам производится по базовым сценариям, которые формируются специальными тестерами протоколов. Однако зачастую некорректная работа отечественных и зарубежных продуктов связана со второстепенными ошибками в реализации стандартов, которые не выявляются при сертификации.

Раньше нам постоянно приходилось быть в положении «выкручивающихся». Если при стыковке беспроводных систем «Гудвин» с УАТС зарубежного производства возникали неполадки, то заказчик, конечно же, думал, что виной тому — некорректная работа нашего оборудования. Он просто не мог поверить, что, скажем, Siemens или Alcatel допустил ошибку в ПО реализации протокола. Нашим инженерам было легче самостоятельно устранять эти «баги» в чужом оборудовании, а не доказывать свою правоту. Сейчас подобострастное отношение заказчиков к зарубежной технике сменилось трезвым взглядом. Российские операторы на себе прочувствовали некоторые «прелести» зарубежного сервиса. Вдобавок заметно улучшилось качество российских высокотехнологичных продуктов.

Системы WLL, несомненно, являются главным козырем «Гудвина». Из перспективных направлений стоит выделить микросотовые системы на базе DECT для мобильной телефонизации предприятий и GSM-терминалы специального назначения (со встроенной криптозащитой). Хотя соответствующие рыночные сегменты достаточно насыщенны, мы увидели в них свободные ниши и предлагаем оборудование, чем-то выделяющееся из конкурентной среды. Например, в микросотовых системах используется искрозащита, что очень важно для предприятий с опасным производством.

Мы нашли оригинальную нишу и на рынке абонентских мобильных устройств. На последней выставке «Связь-Экспокомм» был представлен образец телефона со встроенным модулем криптозащиты. Этот первый российский GSM-телефон является совместной разработкой «Гудвина» и НТЦ «Атлас». Наши инженеры создали аппаратно-программную часть устройства, а специалисты «Атласа» — модули шифрования. Заказчиком данных устройств стало ФСБ России, которому мы передали на испытания несколько опытных образцов трубок.

Соревноваться с зарубежными производителями на массовом рынке — дело неблагодарное. Мы ощутили это на примере продуктов DECT домашнего применения. По таким системам «Гудвин» занимает считанные проценты рынка, а доминирует на нем концерн Siemens. Он выпускает свои телефоны миллионными тиражами и способен обновлять модельный ряд раз в полгода. Чтобы выдержать такой темп, нужны очень большие финансовые ресурсы. Все, что на сегодня доступно отечественному производителю, — это выпуск нишевых продуктов, главными достоинствами которых является не массовость и низкая цена, а особые функциональные свойства.

Рецепт 3: поддержка научно-технического потенциала

Александр Трещановский, генеральный директор компании «Ангстрем-Телеком»:

Наше производство телекоммуникационного оборудования существует уже четыре года, хотя как отдельный хозяйствующий субъект компания «Ангстрем-Телеком» появилась два года назад. Мы вышли на рынок с четырьмя основными предложениями. Это устройства абонентского малоканального доступа к ТфОП (уплотняют от двух до 12 голосовых каналов), мультиплексоры широкополосного доступа (агрегируют трафик голоса и данных), модемы xDSL и аппаратура специального назначения для организации технологической связи (аналого-цифровые конверторы сигналов, преобразователи протоколов, телеметрические устройства). В прошлом году мы продали заказчикам примерно 10 тыс. портов абонентского доступа.

Практически вся выпускаемая нами аппаратура ориентирована на операторское применение, то есть на построение «последней мили», но некоторые изделия успешно применяются и в локальных корпоративных сетях. И все же главными потребителями продукции «Ангстрем-Телекома» являются региональные предприятия «Электросвязи», имеющие высокий процент устаревших линий связи с плохими помеховыми характеристиками.

Наши специалисты изначально разрабатывают оборудование с учетом тех условий, в которых оно будет эксплуатироваться. Это значит, что по ряду параметров наша продукция предпочтительнее зарубежных систем абонентского доступа, так как имеет повышенные помехозащищенность, чувствительность по соотношению сигнал/шум и стабильность работы. Операторы признают преимущества наших разработок, поэтому продукты «Ангстрем-Телекома» пользуются устойчивым спросом в России и ряде других стран СНГ.

С одной стороны существуют индустриальные стандарты, а с другой — запросы клиентов. Оптимальный выход для отечественного производителя систем связи — сочетать эти требования, что в принципе осуществимо. Но если возникают коллизии между требованиями мировой индустрии и реального клиента, мы принимаем сторону последнего, поскольку работаем для внутреннего рынка. Как следствие, наши изделия не конкурируют напрямую с западными продуктами, которые целиком ориентированы на индустриальные стандарты и перспективные технологии. Мы выпускаем продукты, которые базируются на проверенных технологиях, но обладают особыми свойствами.

В то же время отечественный производитель должен выходить на новые технологии, расширять функциональность своей продукции с учетом рыночных тенденций, таких как внедрение VoIP, Video over DSL и пр. Однако по скорости их освоения мы, конечно же, уступаем ведущим мировым компаниям, ведь разработка новых продуктовых линеек — процесс трудоемкий и очень затратный. Такие корпорации, как Cisco или Avaya, выходя в новые рыночные ниши, предпочитают приобретать более мелкие фирмы вместе с их технологиями и командами разработчиков. У предприятий российской ИТ-отрасли подобных возможностей попросту нет.

В целом получается, что динамично развивающиеся сегменты телекоммуникационного рынка малодоступны для российских производителей. Но даже работая в более стабильных сегментах, характеризующихся меньшей нормой прибыли, они могут успешно развивать бизнес и реализовывать научно-инженерный потенциал.

«Ангстрем-Телеком» создал ряд модельных компонентов, которые могли бы стать хорошей альтернативой зарубежным комплектующим. Мы подсчитали, что при переходе на собственные компоненты можно снизить конечную стоимость тех же абонентских устройств уплотнения примерно на 20%. Беда в том, что в нашей стране нет условий для массового выпуска этих модулей, поскольку их серийное производство имеет смысл лишь в том случае, если они востребованны как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Например, бывшее материнское предприятие ОАО «Ангстрем» продает 90% своих полупроводниковых изделий в другие страны — в Восточную Европу, Азию и Латинскую Америку. Эти компоненты применяются главным образом в бытовой электронике, но не в телекоммуникационном оборудовании. А элементной базой продукции «Ангстрем-Телеком» остаются микросхемы компаний Infineon, Motorola и National Semiconductor. Вероятно, такая ситуация сохранится и в будущем.

Чтобы отечественное производство систем связи развивалось более стремительно, нужна государственная программа поддержки отрасли, в первую очередь электронной промышленности. При этом необходимы эффективные меры поддержки, а не лоббирование отдельных производителей. Главное условие реализации такой политики — конечный потребитель не должен пострадать ни из-за цены, ни из-за качества продуктов. У него должна остаться возможность свободного выбора поставщика.