ДЛЯ ХОЛДИНГА «Система Телеком» середина лета выдалась беспокойной. Перетряски высшего руководства, да еще в таких масштабах, раньше в этой организации не наблюдались. Первые лица сменились сразу в нескольких ее ключевых компаниях — МТС, МГТС и «МТУ-Интел». Ушедший с поста президента холдинга Александр Гончарук в одном из интервью объяснил случившееся принципиальным изменением бизнес-задач, стоящих перед отдельными структурами «Системы Телеком» и холдингом в целом. В частности, для «Московской городской телефонной сети» это выход компании на биржу.

В финансовом плане для достижения поставленной цели предпосылки налицо: обороты МГТС постоянно растут, а чистая прибыль увеличивается и вовсе галопирующими темпами. В прошлом году компания сообщила о 28-процентном (по сравнению с 2001 годом) росте общих доходов, размер которых превысил 10 млрд руб. Чистая прибыль выросла аж в три раза и достигла 1,1 млрд руб. В начале августа стали известны результаты деятельности МГТС за первое полугодие. По отношению к аналогичному периоду 2002 года доходы увеличились на 22% (5,92 млрд долл.), а чистая прибыль — на 37% (870 млн руб.).

Но главное «достижение» МГТС заключается даже не в этих результатах, а в том, что компания получила их, что называется, не напрягаясь. Несмотря на острую конкуренцию в сфере телекоммуникаций, которая вроде бы ни для кого не составляет секрета, МГТС сохраняет доминирующее (читай — монопольное) положение на столичном рынке фиксированной связи. Рост доходов в основном связан с повышением тарифов на телефонную связь при красноречивом молчании отечественного Министерства по антимонопольной политике.

Конечно, качество телефонной связи за последние 10—15 лет улучшилось, но до идеального ему еще ой как далеко. Не торопится компания и с переводом городских АТС на цифровые рельсы. Цифровых телефонных станций в городе начитывается всего 15% от общего числа. Однако даже там, где абоненты могли бы вкусить все прелести современных цифровых технологий, перечень предлагаемых им дополнительных услуг просто смехотворен.

Впрочем, стоит ли удивляться? Руководство МГТС нашло прекрасный рецепт неуклонного улучшения финансовых показателей, и клиенты волнуют его в последнюю очередь. Сохранявшиеся кое у кого сомнения на сей счет окончательно развеялись в первом полугодии текущего года.

Напомню, что в ночь с 14 на 15 февраля в результате крупного пожара полностью выгорело оборудование на Замоскворецком телефонном узле. Сама МГТС оценила ущерб в 227 млн руб., и примерно 10% этой суммы компенсировала страховая компания РОСНО. Руководство телефонного оператора обвинило в этом проишествии строителей «Москомстроя», якобы подавших на телефонный кабель высокое напряжение. Одно время обсуждалась даже версия преднамеренного поджога. Но дело не в размере ущерба и не в поисках виноватого, а в том, что после пожара минимум 100 тыс. абонентов остались с односторонней (исходящей) связью и еще 40 тыс. абонентов — вообще без связи. Причем не на день-два, а на несколько месяцев.

В таких условиях любой цивилизованный оператор, дорожащий своей репутацией, не стал бы брать с клиентов плату за приостановленные услуги, а возможно, даже выплатил бы компенсацию за причиненные неудобства. На то он и цивилизованный. Руководство же МГТС, научившееся бодро рапортовать о росте прибыли компании, приняло официальное решение не только ничего не возмещать, но и по-прежнему взимать абонентскую плату в обычном порядке.

Между тем нетрудно подсчитать, что потери, которые понесла бы МГТС, отказавшись от необоснованного взимания такой платы, составили бы максимум 35 млн руб. Другими словами, это всего 4%(!) чистой прибыли за первое полугодие. Видимо, для руководства МГТС подобная плата за сохранение имиджа непомерно высока...

В результате кадровой перетряски вместо Владимира Лагутина, ставшего президентом «Системы Телеком», МГТС возглавил Михаил Смирнов, ранее стоявший у руля крупнейшего отечественного сотового оператора МТС. Возможно, с его приходом задача вывода фирмы на биржу будет решена весьма оперативно, ибо достижения МТС на этом поприще (несмотря на помехи со стороны Минсвязи) говорят сами за себя. Но изменит ли МГТС отношение к клиентам, начнет ли всерьез беспокоиться о своем имидже?

В последнее время появились сообщения о том, что МГТС «зачтет» абонентам то, что какое-то время услуги связи не предоставлялись. Лично я сильно в этом сомневаюсь. Почему-то сразу вспоминается многолетняя неразбериха со счетами, которые «Мобильные ТелеСистемы» выставляли своим клиентам. Как известно, концы в них не всегда сходились с концами. Зато практически всегда расхождение было не в пользу абонентов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями