ВАЖНЕЙШИМИ событиями прошедшего полугодия гендиректор компании «Центральный телеграф» Ваагн Мартиросян назвал недавно заключенные союзы с «МегаФоном» (в целях объединения фиксированной и мобильной связи) и с корпорацией «Комкор» (для организации услуг кабельного телевидения). В числе других достижений фирмы на телекоммуникационном рынке — появление в ее портфеле таких услуг, как «Internet+телефон» на базе ADSL-технологий, «виртуальный телефон» (для населения) и «виртуальный офис» (для корпоративных клиентов).

ВААГН МАРТИРОСЯН: «Мы поздно вышли на рынок с современными услугами, дав конкурентам фору в пять-семь лет»
«Мы поздно вышли на рынок с современными услугами, дав конкурентам фору в пять-семь лет, — заявил Мартиросян на пресс-конференции, посвященной подведению итогов первого полугодия. — Если бы в свое время менеджеры не приняли правильное решение по развитию бизнеса, к настоящему времени компания могла бы оказаться банкротом». Теперь же она активно развивается, что благотворно сказывается на динамике финансовых результатов.

Так, выручка «Центрального телеграфа» за первое полугодие 2003 года составила 615,6 млн руб., в том числе доходы от услуг связи — 593,6 млн руб., что в 1,32 раза больше, чем за аналогичный период 2002 года. Чистая прибыль увеличилась в 1,46 раза, достигнув 88,6 млн руб. В течение последних трех лет по показателям выручки и прибыли в пересчете на одного работника «Центральный телеграф» является лидером среди предприятий холдинга «Связьинвест». За минувшее полугодие каждый сотрудник принес 232,7 тыс. руб. прибыли. К 2007 году «Центральный телеграф» намерен занять пятое место среди ведущих операторов Московского региона; к этому моменту его рентабельность, по мнению Мартиросяна, составит не менее 30%.

Стоимость активов компании, которая на сегодняшний день оценивается в 3 млрд руб., ежегодно увеличивается на 0,5 млрд. Бизнес растет за счет увеличения объема продаж новых услуг: 61% доходов дает цифровая телефония, около 20% — передача данных, доступ в Internet и IP-телефония, а на традиционные телефонные и телеграфные услуги приходится лишь примерно 15% оборота. Таковы результаты проходящей в последние годы реструктуризации оператора с полуторавековой историей.

В основе программы развития — проект создания транспортной сети «Центел» протяженностью более 1200 км, охватывающей Москву и восемь подмосковных городов. Благодаря реализации своих планов «Центральный телеграф» превратился в довольно известного столичного провайдера Internet. Его узел доступа располагает внешними каналами общей пропускной способностью 220 Mбит/c, а емкость модемного пула составляет 1200 линий.

Номерная емкость, выделенная «Центральному телеграфу», еще не задействована полностью. В коде «095» из 213,5 тыс. разрешенных номеров работают только 143,5 тыс., а в коде «498» из 120 тыс. номеров 30 тыс. готовы к эксплуатации, но пока не действуют из-за бюрократических задержек. Половину из 100 тыс. номеров в коде «499» планируется ввести в строй лишь в начале будущего года.

Услуги населению являются приоритетным направлением. Сегодня их доля в доходах «Центрального телеграфа» составляет 15%, а к 2007 году ее планируется довести до 46%. Активнее всего домашние сети и «виртуальный телефон» развиваются на рынке нового жилья, где низкая себестоимость подключения и обслуживания абонентов позволит «Центральному телеграфу» конкурировать даже с МГТС. В прочих сегментах этого добиться не так-то просто. «Мы бурно развиваемся, и себестоимость пока опережает поступления от продаж», пояснил Мартиросян.

Объем капитальных вложений, большая часть которых направляется на строительство сети доступа к опорной кольцевой магистрали «Центел», за прошедшие полгода составил 153 млн руб. До сих пор, помимо собственных средств для финансирования проектов, использовались товарные и банковские кредиты, лизинговые схемы. Во второй половине августа 2003 года к ним прибавится еще один финансовый инструмент — облигационный займ в размере 500 млн руб. сроком на три года. «Центральный телеграф» стал уже шестой «дочкой» «Связьинвеста», которая решила воспользоваться облигационными инструментами для максимального привлечения ресурсов материнской компании — преимущественно для собственного развития.

Выпуск облигаций, которые будут размещаться по открытой подписке, организует «ПромСвязьБанк». Номинал ценных бумаг невелик (всего 1 тыс. руб.), поскольку компания заявляет о намерении привлечь к инвестициям средних и мелких инвесторов, в том числе физических лиц. Выплата по купонам будет осуществляться ежеквартально, так как «Центральный телеграф» имеет постоянный источник доходов.

Один будущий покупатель облигаций уже известен, правда, его трудно отнести к категории «средних». «Мы будем охотно вкладывать временно свободные средства в облигации «Центрального телеграфа», — заявил заместитель генерального директора «Связьинвеста» Евгений Юрченко. В текущем году 22% акций «Центрального телеграфа», принадлежащих государству, должны быть проданы на аукционе. И, по словам Юрченко, для «Связьинвеста» как главного акционера компании покупка этого пакета представляет существенный интерес.

Привлеченные средства будут направлены на дальнейшую реализацию программы развития «Центрального телеграфа», которая заключается в приближении услуг к конечному клиенту, увеличении доли сервисов на базе Internet и IP-телефонии, построении новых домашних сетей. Кроме того, такие средства пойдут на разработку новых продуктов и конвертацию краткосрочных долгов компании размером более 5 млн долл. в долгосрочные, объем которых в настоящее время составляет 658 млн руб.