Современные корпоративные станции IP-телефонии (IP-PBX, или IP-УАТС) помимо базовой функциональности наделены множеством дополнительных средств управления. Последние позволяют администратору контролировать качество обработки голосового трафика, эффективность использования полосы пропускания корпоративной сети, приоритизацию пакетов в соответствии с той или иной схемой QoS, защиту трафика, параметры сервиса VoIP, маршрутизацию IP-вызовов и работу программных телефонов. Мы организовали специальное тестирование с целью определить, насколько полно производители IP-УАТС реализовали эти дополнительные функции.

В испытаниях участвовали изделия четырех компаний. При этом оказалось, что если в одних функциональных категориях (например, в области управления конфигурацией) инструментарий довольно высокого качества предлагают все фирмы, то в других (мониторинг в режиме реального времени, выдача предупреждающих сообщений, генерация отчетов о долговременных тенденциях в работе системы IP-телефонии) существуют как явные лидеры, так и аутсайдеры.

Предложение прислать свои разработки для тестирования было направлено всем ведущим производителям IP-УАТС, но позитивно отреагировали на него только Alcatel, Avaya, Siemens и Vertical Networks. Компании Shoreline Communications и Nortel никак не аргументировали отказ. 3Com и Mitel Networks сообщили, что в настоящее время занимаются обновлением текущих версий своих продуктов. В корпорации Cisco поначалу приняли наше приглашение, но впоследствии передумали, заявив, что новые компоненты административного инструментария для сетей IP-телефонии к тестированию не готовы.

Компаниям разрешалось предоставлять для испытаний не только собственные средства управления корпоративной средой IP-телефонии, но и разработки партнерских фирм. Этой возможностью воспользовались почти все участники — за исключением Vertical Networks, чей административный инструментарий базируется на оригинальном интерфейсе браузера с поддержкой Java и бесплатно поставляется с каждой системой. Присутствие разработок третьих фирм вынудило нас отказаться от выставления традиционных баллов. Тем не менее испытания позволили выявить те области, в которых продукты разных компаний сильно различаются.

Функциональные аспекты

Мониторинг в режиме реального времени. Удобные средства слежения за соблюдением параметров QoS (доли потерянных пакетов, флуктуации задержек при их передаче и др.) при обработке текущих вызовов VoIP предлагают только компании Avaya и Alcatel.

Настройка конфигурации телефонов. Разработчики из корпорации Siemens решили, что параметры IP-телефонов следует настраивать непосредственно с этих устройств. Скажем, размер буфера, позволяющего сгладить неравномерность задержек передачи (а это ключевой параметр с точки зрения качества воспроизведения голоса в системах пакетной телефонии), можно изменять только на каждом из IP-телефонов поодиночке; централизованный контроль за его объемом в данном решении не предусмотрен.

Компания Vertical, напротив, в большей степени ориентировалась на задачи системного администратора. Ее технические специалисты не без оснований полагают, что управление корпоративной телефонной станцией должно быть максимально централизованным, а делегирование административных задач клиентским устройствам снижает общую эффективность управления. Кроме того, получив доступ к собственным настройкам VoIP, некоторые пользователи наверняка захотят поэкспериментировать с конфигурацией других телефонов, а это чревато самыми негативными последствиями. Надо ли объяснять, что централизованный мониторинг корпоративной среды в целом либо только подсети IP-телефонов дает более адекватное представление о происходящих в ней событиях (использовании полосы пропускания, приоритизации трафика), чем опрос отдельных телефонов.

Время перезагрузки. Скорость возвращения IP-телефона в работоспособное состояние — один из важнейших параметров любой системы корпоративной телефонии, поскольку после внесения изменений в конфигурацию IP-телефона его необходимо перезагружать. Наилучший показатель (20 с) продемонстрировали аппараты Siemens, а наихудший — изделия от Vertical (они не перезагрузились и через 2 мин 15 с). Подобная разница существенна с точки зрения продуктивной работы пользователей. Администратору же эта характеристика поможет решить, когда имеет смысл менять конфигурацию IP-телефонов — в режиме реального времени или в нерабочие часы.

Настройка схемы QoS. Значения параметров типа сервиса (Type of Service, ToS) и протокола DiffServ, устанавливаемые по умолчанию компаниями Avaya и Vertical, не вызвали у нас нареканий. А вот Alcatel и Siemens настроек по умолчанию не предлагают вообще. Если сам пользователь не определит какую-либо схему приоритизации голосового трафика, последний будет обрабатываться в соответствии с дисциплиной best effort, т.е. передаваться по сети «на равных» с пакетами других типов. Нельзя не отметить, что интерфейс для настройки и изменения параметров VoIP QoS, предлагаемый Alcatel, особенно труден в изучении и работе.

События и сообщения. С сожалением приходится констатировать, что поставщики IP-УАТС не удосужились существенно модернизировать средства регистрации событий и генерации уведомлений с учетом специфики систем IP-телефонии. Например, только пользователи устройств S8300 Media Server/S700 Media Gateway компании Avaya смогут назначать пороговые значения и получать предупреждающие сообщения при ухудшении характеристик QoS. Корпорация Alcatel реализовала минимальные средства для подобных настроек, а в продуктах Siemens и Vertical они и вовсе отсутствуют.

Отчеты о трендах. Ценность отчетов о долговременных трендах в функционировании системы IP-телефонии напрямую зависит от того, содержатся ли в записях об отдельных вызовах (Call Detail Records, CDR) специфические характеристики IP-пакетов.

Пожалуй, самый богатый набор сведений об IP-вызовах предлагает Vertical, от которой ненамного отстала Alcatel. Компании Avaya и Siemens полезную информацию об IP-вызовах в записях CDR свели к минимуму. Правда, Avaya попыталась компенсировать этот недостаток включением в комплект поставки специального инструментария VoIP Monitoring Manager, который обеспечивает детальное отслеживание параметров трафика VoIP.

Управляющий интерфейс. Наиболее эффективной и удобной оказалась разработка фирмы Vertical. За ней следует продукт корпорации Siemens, а самыми сложными в изучении и использовании были интерфейсы Alcatel.

Alcatel: все не так просто

Для управления продуктом OmniPCX Enterprise компании Alcatel в большинстве случаев требуется модульный программный пакет OmniVista 4760. Серверная часть последнего со встроенной базой данных Sybase SQL Server ориентирована на работу под управлением Windows 2000 на сервере с довольно внушительными аппаратными ресурсами (процессор — от 1 ГГц, ОЗУ — минимум 512 Мбайт). Доступ администратора к серверу осуществляется через интерфейс браузера на базе Java.

Каждый из модулей пакета OmniVista снабжен собственным пользовательским интерфейсом. Хотя все они имеют графические интерфейсы среды Windows, интерфейсы некоторых ключевых программных компонентов (например, модуля, отвечающего за настройку конфигурации) организованы довольно странно и буквально захламлены ненужными объектами. Все это заметно усложняет работу администратора. Кроме того, нам так и не удалось заставить корректно работать интегрированную в OmniVista службу экранной помощи.

Еще об одном недостатке IP-УАТС производства Alcatel. Администрирование программных телефонов и контроль за обрабатываемыми ими вызовами требуют применения отдельного серверного Windows-приложения, к которому невозможно получить доступ из среды OmniVista.

Справедливости ради отметим, что при помощи того или иного компонента OmniVista нам удалось выполнить практически все задачи набора тестов. Правда, для «общения» с сервером обработки вызовов помимо ПО OmniVista постоянно приходилось использовать сеансы telnet. Без набора в командной строке весьма сложных для запоминания инструкций не обойтись, например, при перезапуске IP-телефонов или голосовых шлюзов. Представители Alcatel заверили, что в версии OmniVista 5.1, которая должна появиться в сентябре, многие команды будут перенесены на интерактивные Web-страницы.

Чрезвычайно ценным свойством модуля, отвечающего за генерацию сообщений, оказалась возможность просматривать события в регистрационном журнале с учетом их текущего статуса и даже выполнять некое подобие корреляционного анализа.

Другим полезным инструментом является ПО VoIP Assessment Tool, представляющее собой комбинацию специального Windows-приложения со средствами загрузки IP-телефонов производства Alcatel. Так, работая на компьютере под Windows, пользователь может выбрать два произвольных аппаратных IP-телефона Alcatel для проведения определяемого администратором теста VoIP. Результаты теста передаются на Windows-консоль, где специальное приложение обрабатывает их и выдает точные значения параметров QoS — долю потерянных пакетов, величину задержки и показатели ее неравномерности, соответствующие оценки качества обработки трафика VoIP.

Система OmniPCX оказалась наилучшей среди конкурирующих решений по производительности средств мониторинга, действующих в режиме реального времени, не в последнюю очередь благодаря дополнительным функциям упомянутого VoIP Assessment Tool. Несущественным было отставание от IP-УАТС Avaya и в категории «Сообщения, события и ловушки». При описании событий и предупреждающих сообщений администратор может легко воспользоваться различными показателями производительности, но сам процесс определения пороговых значений и генерации уведомлений о событиях отличается неоправданной сложностью.

В целом управление IP-УАТС OmniPCX при помощи пакета OmniVista способно вызвать массу затруднений. Администраторы должны быть готовы потратить несколько месяцев на полное освоение данного продукта.

Avaya: помощь почти не требуется

Для управления сервером S8300 Media Server и шлюзом G700 Media Gateway служит ПО Avaya Communication Manager. Оно базируется на Windows-интерфейсе Avaya Site Administration (ASA), напоминающем интерфейс командной строки. На самом деле ASA — лишь один из компонентов пакета управляющих программных средств Integrated Management (Enhanced-level), предоставленного Avaya для тестирования. Помимо ASA и Web-браузера с поддержкой языка Java в него входили следующие компоненты:

  • Avaya Multi-Service Network Manager (MSNM) - настраиваемый инструментарий для управления ресурсами по протоколу SNMP. Он действует под управлением Windows 2000, отвечая за регистрацию сообщений-ловушек и опрос устройств средствами SNMP для мониторинга их состояния в режиме реального времени;
  • Voice Announcement Over LAN - средство настройки и импорта в IP-УАТС сообщений из системы речевого ответа в формате .WAV;
  • VoIP Monitoring Manager (VMON) - приложение, выполняющее мониторинг активности системы VoIP путем сбора и анализа отчетов о функционировании транспортных управляющих протоколов в режиме реального времени.

Кроме того, в испытаниях участвовало приложение учета звонков eCAS фирмы Veramark.

Сочетание программы eCAS со средствами генерации и анализа отчетов, реализованными в ASA и VMON, позволили продукту Avaya стать лидером в категории «Тренды и отчеты». Он стал победителем и в категории «Сообщения, события и ловушки», причем в данном случае на победу работали все компоненты управляющего ПО. Единственный недостаток средств управления IP-УАТС Avaya состоит в необходимости постоянно переключаться между несколькими интерфейсами.

По крайней мере половина тестов была пройдена при помощи интерфейса ASA. Хотя Avaya сделала его более дружественным к пользователю, чем в предыдущих версиях, добавив множество полезных Java-апплетов (которые представлены пиктограммами на основном экране), данный интерфейс все еще изобилует трудными для запоминания командами и сокращениями. Кроме того, многие из них даже нигде не описаны, а экранная система подсказок помогает разобраться в оных лишь частично. Судя по всему, каждому пользователю ASA придется прикрепить над своим рабочим столом огромный лист с перечнем важнейших команд и их ключей.

Ценность такого компонента, как VMON, трудно переоценить. Чтобы получить возможность детально контролировать функционирование сети VoIP и особенно средств QoS, уже за это приложение не жалко отдать 5000 долл., а ведь столько стоит весь пакет Integrated Management. Если добавить сюда модуль MSNM, станет понятно, почему по производительности средств мониторинга, действующих в режиме реального времени, решение Avaya ничем не уступает разработкам Alcatel и Vertical.

Для тестирования нам досталась поздняя бета-версия обновленного кода аппаратного IP-телефона, поддерживающего шифрование трафика VoIP. В его функционировании каких-либо ошибок выявить не удалось, а администрировать это устройство (при помощи ASA) проще простого. Шифрование пакетов VoIP обещает стать важным маркетинговым преимуществом Avaya. Пока никакая другая фирма не реализовала эту функцию, столь удачно интегрировав ее в основной продукт; можно предположить, что никто не сделает этого и в ближайшей перспективе. Отметим, что обеспеченная инженерами Avaya процедура шифрования практически не увеличивает задержку передачи, а ухудшение качества воспроизведения голоса хотя и заметно, но не критично.

Уровень сложности управления IP-УАТС производства Avaya с использованием интерфейса ASA следует охарактеризовать как средний. Опытный пользователь уже через месяц сумеет без труда задействовать все ее возможности.

Siemens: все в меру

HiPath Manager E — базовое ПО, предлагаемое корпорацией Siemens для управления телефонными станциями HiPath 3500. Для целей тестирования оно было усилено приложением Manager I, которое берет на себя выполнение множества административных задач с учетом специфики IP-среды, и инструментарием Deployment Tool, отвечающим за обнаружение аппаратных IP-телефонов и проверку их текущего состояния.

Перечисленные программные компоненты представляют собой логично спроектированные и простые в работе Windows-приложения, снабженные блестящей контекстной системой экранной помощи. ПО HiPath Manager E взаимодействует непосредственно с контроллером вызовов станций HiPath и получает обновленные системные данные после выполнения процедуры ручной загрузки БД.

В испытаниях участвовала также программа HiPath Fault Management, которая поддерживает протокол SNMP и собирает все сообщения-ловушки, генерируемые IP-УАТС. Кроме того, Siemens предоставила нам инструментарий Traffic Analyst с опцией Impact CDR, который разработан фирмой Impact Technologies и предназначен для генерации отчетов, содержащих статистику вызовов.

Наиболее сильной стороной продуктов Siemens, вне всякого сомнения, являются средства управления конфигурацией. Они соответствовали всем критериям, сформулированным нами для этой функциональной области, а иногда даже превосходили их. Этим результатом компания в первую очередь обязана интерфейсам приложений Manager E и Manager I, а также возможности непосредственно из Web-браузера «достучаться» до любого аппаратного IP-телефона Siemens с целью установить или изменить параметры VoIP. Доступ к отдельным IP-телефонам через интерфейс браузера в продуктах трех других производителей не поддерживается.

Пока дело касалось управления конфигурацией системы HiPath 3500 в IP-среде, перечисленные выше инструментальные средства прекрасно взаимодействовали друг другом. Однако ситуация изменилась, стоило нам перейти к другим группам тестов.

Конфигурация тестовой среды

Дабы достичь максимального соответствия тестовой среде, имитировавшей два отдельных офиса (см. рисунок), компания Siemens прислала свою IP-УАТС в конфигурации с двумя контроллерами вызовов. В сущности, мы имели дело с двумя самостоятельными системами. К сожалению, их совместное администрирование оказалось невозможным: практически все процедуры пришлось выполнять дважды. Чтобы мы ни делали с одной системой (определяли план нумерации, таблицу маршрутизации, шаблоны пользователей IP-телефонов), то же самое приходилось повторять с другой.

В арсенале Siemens есть интеграционное ПО 5000 RSM, призванное синхронизовать и объединять некоторые процедуры администрирования максимум для 15 контроллеров вызовов. Однако при стартовой цене 47 тыс. долл. приобретать такое ПО для работы лишь с двумя системами экономически нецелесообразно. Возможно, именно по этой причине компания даже не предложила нам воспользоваться этим продуктом.

Приложение HiPath Fault Management строит карту топологии сети и наделено средствами автоматического обнаружения сетевых ресурсов. В этом отношении разработка Siemens похожа на ПО OpenView компании Hewlett-Packard, но не надо забывать, что HiPath Fault Management не является полнофункциональной платформой управления на базе SNMP. Скажем, здесь вы не найдете браузера для извлечения специфических сведений из управляющей базы данных MIB. Фирма Siemens включила в свой продукт удобную функцию регистрации событий, но пользователь не сможет задавать пороговые значения, превышение которых будет приводить к генерации сообщений-ловушек SNMP. В итоге практическая ценность подобных функций невелика.

Упомянутое выше приложение Traffic Analyst обрабатывает записи CDR, присылаемые основной управляющей системой. К сожалению, реализованный Siemens формат этих записей, мягко говоря, не изобилует полями со специфической информацией об IP-вызовах, поэтому и возможности генерации отчетов, отражающих специфику систем IP-телефонии, здесь довольно ограниченны.

Уровень сложности при работе с управляющими приложениями компании Siemens и ее партнера Impact Technologies мы оценили как средний. Администратор сможет приступить к полноценной продуктивной работе примерно через месяц.

Vertical: нет повода для волнений

IP-УАТС из семейства InstantOffice компании Vertical Networks относятся к самым маленьким представителям этой категории телекоммуникационного оборудования. Достаточно сказать, что тестировавшаяся нами модель 3500 иногда предлагается в конфигурации, рассчитанной на подключение всего восьми телефонов. Тем не менее во многих ключевых областях поставляемые с InstantOffice 3000 средства администрирования не уступают своим более крупным собратьям, а иногда даже превосходят их.

Долгое время устройства InstantOffice поддерживали IP-транки между удаленными системами, а средства работы с аппаратными IP-телефонами были добавлены в них только в январе текущего года. С программными телефонами эти IP-УАТС по-прежнему «общаться» не умеют.

Все функции администрирования реализуются через интерфейс Remote Management Console (RMC). Соответствующее ПО поставляется бесплатно, что делает управляющий инструментарий фирмы Vertical самым экономичным из существующих на рынке. RMC представляет собой интерфейс на базе Web-браузера и языка Java. Он инсталлируется непосредственно на контроллер вызовов, функционирующий под Windows NT и управляющий работой всей системы.

Подобно Siemens, фирма Vertical также предлагает интеграционное ПО Multi-Site Manager, позволяющее централизованно управлять сразу несколькими системами IP-телефонии; его стоимость составляет 500 долл. за каждую контролируемую систему. Однако функциональность этого продукта оставляет желать лучшего: он не заменяет RMC, а просто позволяет получать недетализированное представление сразу нескольких систем. В процессе тестирования мы не имели дела с упомянутым ПО, поскольку сотрудники Vertical сообщили, что его применение оправданно лишь при одновременном администрировании минимум 25 систем.

Поскольку инсталлировать специальные приложения на управляющей консоли или ноутбуке не требуется, администратор может быстро приступить к работе с данным продуктом. Все функции управления активизируются при помощи трех десятков пиктограмм, которые на основном экране объединены в четыре группы: общее администрирование, управление УАТС и приложениями, администрирование данных и мониторинг транков. Данный интерфейс предоставляет более быстрый и простой доступ к требуемой информации, чем любой другой в протестированных нами продуктах.

Поставляемая с RMC контекстно-зависимая экранная справочная система по своему качеству, полезности, информационному наполнению и лаконичности приближается к разработке Siemens.

Компания Vertical предлагает наиболее эффективный интерфейс для установки параметров QoS применительно к трафику VoIP. Он позволяет задавать значения для ToS или DiffServ в шестнадцатеричном, десятичном или двоичном виде и автоматически преобразует одно представление в другое. Вот только текущая версия системы не позволяет использовать в качестве механизма QoS тэги виртуальных ЛС второго уровня модели OSI.

Функционирование средств мониторинга в режиме реального времени оказалось выше всяких похвал, но реализованный Vertical набор средств обобщения данных в отчетах за продолжительные промежутки времени довольно скуден. Правда, записи CDR содержат массу детальных сведений, учитывающих специфику систем IP-телефонии. Они включают в себя такие метрики QoS, как доля потерянных пакетов и неравномерность задержки передачи. Наконец, файлы с записями CDR легко экспортировать в приложения других фирм, например в Microsoft Excel, что позволяет генерировать разнообразные отчеты о трендах в работе IP-УАТС.

Средства управления устройствами InstantOffice 3000 фирмы Vertical отличаются наименьшей сложностью среди всех присущих протестированным продуктам. К их полноценному использованию можно приступить уже через две недели после инсталляции.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями