В ИЮНЕ компания «Зебра Телеком», один из ведущих отечественных операторов IP-телефонии, отметила год своей работы на телекоммуникационном рынке Санкт-Петербурга. Основной итог за этот период таков: по ряду показателей удалось перевыполнить первоначальные планы. Так, ежемесячный объем голосового трафика, проходящего через сеть фирмы «Зебра Телеком Санкт-Петербург», достиг 1 млн мин (при плане 800 тыс.) и продолжает увеличиваться на 20% в месяц. Если верить оценкам, которые привел на пресс-конференции, посвященной итогам прошедшего года, директор «Зебра Телеком СПб» Андрей Кузьмин, то в настоящее время этому оператору принадлежат около 20% рынка услуг IP-телефонии в Северной Пальмире. Другими словами, всего за год работы он, как и намечалось, сумел войти в пятерку лидеров данного рыночного сегмента.

Такой результат оказался возможным благодаря преимущественной ориентации оператора на обслуживание частных клиентов, будь то жители Санкт-Петербурга, российские и зарубежные туристы, студенты из других регионов или представители национальных диаспор. Для привлечения абонентов здесь активно использовались методы, опробованные на московском рынке: развитие широкой дилерской сети, выпуск универсальных карт различных номиналов (для оплаты услуг телефонии и доступа в Internet), круглосуточная операторская служба (для работы с абонентами, не располагающими телефонными аппаратами с тональным набором), различные маркетинговые программы.

В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 1800 точек продаж карт «Зебра Телеком» (в Москве их более 4 тыс.), из которых без малого половина приходится на отделения связи и филиалы банков. Учитывая сравнительно невысокую платежеспособность потребителей услуг связи, руководство компании решило выпускать универсальные карты номиналом 3 долл., которые на московском рынке выглядели бы несколько необычно. Правда, одни и те же карты могут служить для оплаты услуг в обеих столицах (операторы IP-телефонии эту возможность не очень удачно именуют «роумингом»).

Дальнейшее развитие своей деятельности в Санкт-Петербурге компания связывает с расширением спектра услуг. Сейчас около 80% оборота «Зебры Телеком СПб» приходится на IP-телефонию, и только 20% — на доступ в Internet. Со временем доля IP-телефонии должна уменьшиться. Этому призван способствовать и запланированный на 2004 год выход оператора на рынок традиционных услуг связи; соответствующую лицензию он получил сравнительно недавно. В частности, предполагается запустить в эксплуатацию собственную АТС для предоставления услуг традиционной телефонии (в Москве аналогичный шаг фирма предприняла в начале года) и развивать сеть точек коллективного доступа в глобальные сети.

Другое стратегическое направление роста — активное привлечение корпоративных клиентов. Ориентированная на них услуга «PIN-код» аналогична сервису для частных пользователей и позволяет получать доступ в сети IP-телефонии и Internet с любого телефона вне офиса. С момента выхода с нею на рынок Санкт-Петербурга (январь 2003 года) оператору удалось привлечь более 200 корпоративных пользователей.

По мнению Виктора Каледина, генерального директора «Зебры Телеком», частные и корпоративные клиенты должны приносить компании примерно равный доход. Однако в текущем году «вес» некарточного бизнеса составит около четверти оборота фирмы, в северной же столице на корпоративных клиентов и вовсе придется около 10% продаж. Впрочем, подобное отставание не должно вызывать удивления: его можно объяснить как спецификой петербургского рынка, так и годовалым возрастом «Зебры Телеком СПб». В 2003 году доход последней должен составить около 900 тыс. долл., а это порядка 7% от совокупного прогнозируемого оборота «Зебры Телеком».