Рынок оборудования сотовой связи, кажется, выходит из затяжной рецессии. Согласно последним данным Gartner Dataquest, в I квартале текущего года продажи сотовых телефонов выросли на 16% — по сравнению с аналогичным показателем годичной давности.

Этот рост, однако, проходит не гладко: одни компании ухитряются сделать настоящий рывок, другие же, наоборот, постепенно сдают позиции. Масла в огонь подливают задержки со строительством сетей третьего поколения и смещение интереса многих операторов к беспроводным локальным сетям. Эти процессы и стали предметом беседы научного редактора Сетей Павла Иванова с Лотаром Паули, членом правления департамента Information and Communication Mobile (ICM) концерна Siemens.

В конце апреля IDC и примерно месяцем позднее компания Gartner опубликовали оценочные данные, согласно которым в I квартале текущего года корпорация Siemens заняла четвертую позицию в списке наиболее «мощных» производителей мобильных терминалов (по данным IDC — 7,4% мирового рынка), уступив первые места Nokia, Motorola и Samsung. А всего год назад Siemens находилась на строчку выше и располагала 9% мирового рынка. Как вы прокомментируете этот факт?

Я должен отметить, что в I квартале текущего года мы продемонстрировали неплохой рост, но рынок в целом, очевидно, рос еще быстрее. В результате мы потеряли небольшую долю рынка: по нашим собственным оценкам, около половины процента (7,8% вместо 8,2% год назад).

Да, на третье место вышел Samsung, но не стоит забывать, что этот южнокорейский производитель выпускает устройства не только для сетей GSM, но и в первую очередь для сетей CDMA. На последние приходится значительная доля продаж его сотовых терминалов. А корпорация Siemens не работает на рынке CDMA-оборудования. Наша 8-процентная рыночная доля получена благодаря производству исключительно GSM-телефонов, а поскольку GSM-оборудование сегодня соответствует 60—65% всего мирового рынка, то в данном сегменте доля Siemens составляет уже 12—13%. На рынке GSM-терминалов мы, естественно, опережаем Samsung.

Надо признать, впрочем, что своими успехами Samsung обязана наличию в ассортименте его продукции высокотехнологичных, сравнительно дорогих моделей. Трубки этой фирмы оснащены ЖК-дисплеями с высоким разрешением, встроенными камерами довольно приличного качества и т. д., что позволяет ей адресовать свои изделия различным категориям потребителей. Благодаря своим технологическим новациям Samsung отнял некоторую долю рынка не только у Siemens, но и у других компаний, о чем и свидетельствуют упомянутые вами маркетинговые данные за последний квартал.

Но, согласитесь, объемы продаж можно сравнивать вне зависимости от используемых стандартов сотовой связи. Предлагая продукты для сетей CDMA, тот же Samsung забирает часть доходов, которые при других условиях достались бы поставщикам GSM-терминалов. Ни для кого не секрет, что в последние пару лет и Samsung, и LG проводят крайне агрессивную политику в секторе мобильных телефонов, и, как следствие, их рыночная доля неуклонно растет. Если верить данным исследовательских компаний, этот процесс практически не затрагивает фирму Nokia, рыночная доля которой (около 35%) практически не меняется со временем. Про Siemens, к сожалению, этого сказать нельзя. Каков ваш прогноз на ближайшие два-три квартала?

Мы также начали проводить весьма агрессивную политику в данном сегменте. В течение последних месяцев Siemens представил 20 новых моделей сотовых терминалов и теперь намерен активно продвигать их на рынке. Среди этих новинок есть и две модели верхнего ценового ряда. Первая — трубка SL 55, адресованная в первую очередь тем потребителям, для которых важен дизайн мобильного телефона. Первые партии таких трубок были отгружены в конце мая. На мартовской выставке CeBIT мы продемонстрировали телефон SX 1, оснащенный экраном высокого разрешения и встроенной камерой. Он станет доступным уже в июле—августе текущего года.

В начале мая начались поставки телефонов семейства Xеlibri, прежде всего в крупных европейских городах (Лондоне, Париже, Риме, Милане), а также на азиатском рынке. Первые результаты их продаж более чем обнадеживают, но делать окончательные выводы еще рано. В любом случае, я думаю, вывод новых моделей позволит компании вернуть рыночную долю, которая принадлежала ей год назад. В частности, модели SL 55 и SX 1 должны стать для Siemens хитами рождественских продаж, которые начнутся ближайшей осенью.

По мере того как Samsung движется «сверху вниз», постепенно дополняя свою линейку продуктов моделями так называемого бюджетного класса, мы развиваемся в обратном направлении, и две модели, о которых я рассказал, яркое тому подтверждение. Не следует забывать, однако, о том, что емкость сегмента сотовых телефонов верхнего ценового класса ограниченна. Конечно, подобные устройства позволяют производителю привлечь внимание к своей продукции и дают максимальную прибыль, но основные объемы продаж связаны с продуктами других категорий.

В связи с вопросом о распределении рыночных долей между ведущими поставщиками я должен признать, что эпидемия атипичной пневмонии, поразившая в первую очередь страны Азиатско-Тихоокеанского региона, отрицательно сказалась и на телекоммуникационном рынке: объемы продаж начали снижаться. К счастью, по отношению к нам этот негативный эффект был не столь заметен, поскольку бизнес Siemens меньше зависит от состояния того же китайского рынка, чем бизнес компаний-конкурентов.

Согласны ли вы с тем, что в сегменте сотовых телефонов наблюдается поляризация в плане функциональных характеристик, дизайна и стоимости моделей?

Конечно. Постепенно вся продукция распадается на две категории. Первую составляют изделия верхнего ценового ряда, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения дизайна и реализации самых последних технологических достижений. Именно к ней традиционно относились наши аппараты S-серии (в том числе последний SL 55), рассчитанные прежде всего на бизнес-абонентов.

Вторую категорию образуют изделия, которые мы именуем «бюджетными» телефонами. Их пользователи обращают внимание преимущественно на функциональность аппаратов и привлекательность дизайна; они готовы закрыть глаза на то, что в этих телефонах не представлены последние веяния моды.

Теперь попрошу вас проанализировать ситуацию на рынке инфраструктурного оборудования. Каковы позиции Siemens в этом сегменте? И что вы думаете об агрессивном маркетинговом наступлении, предпринятом в последние годы китайскими производителями?

Если говорить о российском рынке, здесь мы являемся безусловным лидером. Наше оборудование активно используется в сети МТС, нами подписан огромный контракт с оператором сети «МегаФон», мы работаем над строительством сетей для компании Tele2 в нескольких регионах России. По нашим собственным оценкам, на долю Siemens сегодня приходятся 25% российского рынка инфраструктурного оборудования мобильной связи.

Наши ближайшие конкуренты — корпорации Ericsson и Alcatel, каждая из которых владеет примерно 20% рынка. Доли Nokia, Lucent и Motorola находятся в диапазоне 5—10%.

Что же касается китайских компаний, они проводят весьма агрессивную политику не только в России, но и в других странах. Однако мы готовы состязаться с ними и имеем все основания рассчитывать на победу. На стороне Siemens — давняя интегрированность в экономику вашей страны, более надежная система технической поддержки, наконец, имидж производителя высококачественной продукции. Я не думаю, что Huawei и ZTE удастся заполучить заметную долю российского рынка оборудования сотовой связи. Ведь даже в самом Китае эти фирмы являются крупными игроками только в сегменте средств фиксированной связи, тогда как в области оборудования для мобильных сетей их доля несущественна. Основная причина такого положения дел — недостаточно высокий уровень их технологических решений.

Впрочем, в процессе передела рынка обычно вовлечено сразу несколько действующих лиц, и вопрос обычно заключается в том, за чей счет та или иная компания укрепляет свои позиции в конкретном рыночном сегменте. Применительно к России определенную рыночную нишу для других игроков, по сути дела, добровольно освободила корпорация Lucent. Как известно, в сегменте оборудования для сетей GSM доля Lucent на местном рынке была значительно большей, чем в мире в целом. Однако около двух лет назад руководство этой компании приняло решение уйти с мирового рынка базового GSM-оборудования. Освободившееся место под солнцем поспешили занять другие производители.

В этой связи я хотел бы подчеркнуть: наши российские клиенты давно осознали, что, в отличие от некоторых других поставщиков, Siemens не мечется из стороны в сторону, а является стабильным стратегическим партнером.

Пытается ли Siemens дополнительно заинтересовать операторов сотовой связи предложением приобретать не только инфраструктурное оборудование, но и мобильные телефоны, чтобы потом предлагать их абонентам?

Здесь все зависит от конкретной страны, точнее — от того, как развивается в ней рынок сотовой связи. Скажем, в том же Китае мобильные терминалы продаются исключительно через розничные сети, а операторы закупают у производителей только базовое оборудование. А в большинстве стран Западной Европы, например в Германии и Италии, мы предлагаем операторам и инфраструктурное оборудование, и сотовые телефоны. Зачастую поставки базовых и абонентских устройств являются отдельными видами бизнеса, поскольку в компаниях-операторах соответствующими закупками занимаются разные подразделения. Именно так обстоит дело в фирме МТС, которая приобретает у нас и инфраструктурное оборудование, и мобильные телефоны.

Впрочем, бывают и прямо противоположные ситуации. Характерным примером может служить развертывание сетей UMTS. Операторы, внедряющие технологии третьего поколения, крайне заинтересованы в приобретении базового оборудования и терминалов у одной компании, хотя это не исключает необходимости тестирования в сети UMTS телефонов других производителей, будь то Nokia или Samsung.

Поскольку уж зашла речь о сетях третьего поколения, не могли бы вы прокомментировать ситуацию с сервисами на базе GPS? Будут ли они доступны абонентам сетей GSM или нам придется подождать развертывания сетей 3G? Планирует ли Siemens реализовывать соответствующие функции в своем GSM-оборудовании?

В рамках нашего контракта с оператором Vodafone предполагается реализация функций GPS в сети GSM. Инфраструктуры сетей третьего поколения для этого не требуется.

Впрочем, многое зависит от того, какая точность определения местоположения абонента будет необходима. Как известно, в обычной сети GSM такая точность определяется размером сота, в котором в данный момент находится абонент. В условиях плотной московской застройки это приблизительно 500 м. На первый взгляд точность небольшая, но ее вполне достаточно для передачи пользователю специфической рекламной информации, карты микрорайона или расписания сеансов в ближайшем кинотеатре. В то же время для приложений в сфере обеспечения безопасности, позволяющих, например, точно контролировать путь ваших детей от школы до дома, подобной точности явно недостаточно. Здесь-то и могут оказаться востребованными услуги GPS.

Наша компания располагает соответствующей технологией и намерена реализовать ее в своих изделиях. В частности, функции GPS есть в тестовых моделях телефонов, направленных фирме Vodafone. Надо признать, что услуги GPS — довольно дорогое удовольствие, прежде всего из-за платежей оператору, предоставляющему сервис GPS. Поэтому средствами поддержки данной технологии первое время будут оснащаться сотовые телефоны высшего ценового диапазона, такие как SX 1. Возможно, это произойдет уже в конце текущего года.

Основная же проблема, как и в иных случаях, связана с приложениями, использующими сервис системы глобального позиционирования. Абонентам придется платить за новые услуги, а их готовность увеличивать расходы на мобильную связь — под большим вопросом. Скажем, находясь на Манежной площади в Москве, я хотел бы получить на свой сотовый телефон сведения о близлежащих ресторанах или магазинах. Однако я не намерен платить за эту информацию. Следовательно, соответствующие услуги должны оплачивать рекламодатели, но для этого операторам придется перейти на принципиально новую бизнес-модель.

Кроме того, если благодаря рекламе, поступивший на мой мобильный телефон, я совершаю покупку в определенном магазине, то, по идее, владелец последнего должен перечислить оператору сети мобильной связи определенную комиссию. Да и оплата покупок, если их стоимость невелика, также могла бы производиться через мобильный телефон. Во всяком случае, в технологическом плане для этого все готово. Как видите, для внедрения приложений, использующих сервис GPS, потребуется коренная модернизация биллинговых систем, которые сегодня ориентированы на выставление счетов в зависимости от времени соединения, объема переданных данных или типа совершенной транзакции (при отправке SMS-сообщения).

Но в любом случае часть платежей придется на абонентов. Какая их часть, вы думаете, будет готова платить за сервисы, основанные на той же технологии GPS? Если речь идет об 1—2% абонентской базы, то, по-видимому, игра просто не стоит свеч.

Для ответа на этот вопрос требуется провести специальное маркетинговое исследование. Применительно к Москве или другим российским регионам я вряд ли смогу дать точный ответ.

Что же касается стран Западной Европы, то на первое место здесь сейчас выходит проблема безопасности. Если технологии мобильной связи позволяют повысить уровень безопасности самого абонента и членов его семьи, то стоимость соответствующих услуг сразу отступает на второй план. Понятно, что услуги личной защиты жизненно необходимы крайне небольшому числу абонентов, тем не менее платить за них готовы очень многие.

Другая перспективная область — услуги навигации для автомобилей, которые также могут предоставляться через сети мобильной связи. На экран такого телефона, как SX 1, можно вывести локальную карту местности, и в этом случае технология GPS, обеспечивающая высокое пространственное разрешение, опять будет востребована.

Что вы думаете по поводу технологии Wi-Fi? Как оцениваете лавинообразное развертывание беспроводных локальных сетей общего пользования (БЛС ОП), наблюдаемое сегодня во многих странах? Насколько оправданны опасения по поводу того, что появление множества сетей WLAN в так называемых «горячих точках» (hot spots) подрывает саму идею строительства сетей мобильной связи третьего поколения?

По мнению руководства Siemens, Wi-Fi — это технология, комплементарная по отношению к технологиям мобильной связи (особенно третьего поколения, в которых основной упор сделан на мобильную передачу данных). Ее можно рассматривать и в качестве технологии, дополняющей GSM/GPRS. О подобной взаимной дополняемости имеет смысл говорить в связи с тем, что технологии сотовой связи создавались преимущественно в расчете на движущегося абонента. Технология же Wi-Fi, по сути дела, обеспечивает фиксированный беспроводной доступ в глобальные сети. Отсюда — различия в приложениях для сетей этих двух типов.

Другое отличие связано с территориальным охватом. Если говорить о беспроводных сетях, развертываемых в общественных местах, то для достижения более чем скромного покрытия требуется масса оборудования. Вот только один пример: в парижском Дворце конгрессов работу БЛС ОП на площади 20 тыс. кв. м обеспечивают 63 точки доступа. Добавьте сюда задачу формирования высокоскоростных каналов между этими узлами, необходимость иметь штат инженеров для постоянного мониторинга сети и поддержания ее в работоспособном состоянии, для ремонта и замены оборудования и т. д., и станет понятно, что возможности технологии Wi-Fi очень ограниченны. Вот почему она используется для высокоскоростной передачи данных только в общественных местах.

Наши эксперты проводили сравнение этих двух подходов как с экономической, так и с технологической точек зрения. Несмотря на невысокую цену отдельной точки доступа, общая стоимость решения для построения БЛС ОП оказывается довольно большой. Организация соединений между такими точками доступа может обойтись оператору в копеечку, даже если сами эти соединения являются беспроводными. Кроме того, среднее время наработки на отказ (MTBF) у точек доступа довольно мало и, естественно, не идет ни в какое сравнение с аналогичными показателями базовых станций для сетей GSM или UMTS. Впрочем, стоило ли ожидать чего-то иного от недорогого оборудования?

Не надо думать, что ситуация безоблачна и в области пропускной способности. Работая в беспроводной сети какого-нибудь кафе, где кроме вас есть еще пара посетителей, вы вполне можете рассчитывать на 1—2 Мбит пропускной способности. Однако в том же аэропорту по мере подключения к сети все новых и новых пользователей приходящаяся на каждого из них полоса пропускания начнет катастрофически «падать». К тому же «белым пятном» остается плавный переход между зонами, обслуживаемыми соседними точками доступа. Переместившись в соседнюю зону, я теряю существовавшее соединение и должен входить в сеть снова.

Наконец, проблема безопасности. Я без особых опасений отправляю конфиденциальную корреспонденцию по сети GSM/GPRS, поскольку все сообщения в ней шифруются. И никогда не сделаю этого в сети Wi-Fi, где задачи надежной защиты данных еще ждут своего решения.

Но ведь все перечисленные вами проблемы — временные. Через пару лет, а то и через несколько месяцев они будут решены: возрастет пропускная способность, вместо трех стандартов (802.11a, b и g) появится один, компании разработают надежные средства шифрования трафика и методы хэндовера...

Да, но один недостаток останется навсегда: крайне ограниченное территориальное покрытие, обеспечиваемое беспроводными сетями общего пользования. Сфера их действия никогда не сравняется с таковой для сетей мобильной связи, в чем, собственно, и нет необходимости. Эти два типа сетей ориентированы на разные приложения, поэтому я и назвал их дополняющими друг друга.

Завершая сравнение двух технологий, хотелось бы упомянуть задачу, решение которой нельзя откладывать в долгий ящик: это сращивание БЛС ОП с сетями мобильной связи, обеспечение роуминга между ними. Я называю такую деятельность сотовой интеграцией, и в настоящее время Siemens ведет интенсивные разработки в данной области. Скажем, являясь абонентом сети МТС, вы должны иметь возможность в аэропорту или конгресс-центре переключаться на работу в развернутой там сети Wi-Fi и при этом оплачивать данную услугу через своего оператора мобильной связи. Именно такая схема на базе наших разработок реализована в упомянутой БЛС ОП в парижском Дворце конгрессов.

В подавляющем большинстве случаев ситуация пока иная: прибыв в аэропорт, я должен тратить время на поиск специальной стойки, где продают карточки доступа в местную БЛС ОП, например, стоимостью 10 евро. Но если у меня до рейса остается полчаса, заниматься поиском этой стойки просто некогда. Более того, имея на своей кредитной карточке всего 5 евро, я вообще не смогу оплатить данную услугу.

Из сказанного очевидно, что вся эта процедура должна замыкаться на сотового оператора; через него же стоило бы производить все расчеты. Такая схема на руку и оператору: включая плату за различные сервисы в единый счет, он сможет еще сильнее привязывать к себе абонентов. Я думаю, что практическая реализация этой идеи не за горами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями