Лидер иногда может себе позволить отстать от конкурента, но лишь затем, чтобы эффектнее обойти его на следующем вираже.

Однако лидер российского рынка сотовой связи, компания МТС, отстала с вводом в эксплуатацию коммерческих служб GPRS достаточно серьезно: более чем на год от «Би Лайна» и на полгода от «МегаФона». Предоставлять услуги GPRS она начала в первый день работы выставки «Связь-Экспокомм 2003», то есть 12 мая.

Задержка с запуском сети GPRS отразилась на структуре доходов оператора. Если доля неголосовых служб (читай: передачи сообщений и данных, доступа к Internet) у «ВымпелКома» уже превысила 5-процентный рубеж, то у МТС она «плавает» где-то между одним и двумя процентами.

«Мобильные ТелеСистемы» традиционно с большой осторожностью относятся к внедрению новых сервисов, не связанных с базовой услугой голосовых соединений. Качественная клиентская база, обеспечивающая относительно высокий ARPU, позволяет оператору не рисковать и наблюдать со стороны за реакцией рынка на прогрессивные инициативы конкурентов. При этом технологически МТС давно готова к запуску подобных проектов: как известно, только в ее сети уже функционируют три опытные зоны UMTS, построенные на оборудовании разных производителей (Siemens, Ericsson и Huawei). А службы GPRS руководство компании почему-то решило вначале обкатать на недавно приобретенных сетях в Краснодаре и Новосибирске, где и платежеспособность населения, и потребность в мобильной передаче данных заведомо ниже, чем в столице.

Так или иначе, в день открытия выставки директор по развитию продуктов и услуг МТС Михаил Ханов наконец-то признал: «Теперь мы видим, что услуга GPRS востребована рынком и известна потребителям, поэтому наша компания готова перейти к ее коммерческой эксплуатации, предложив привлекательные тарифы».

Главная привлекательность предложения МТС состоит в наличии льготного тарифа вечером и ночью, а также в выходные и праздничные дни, когда стоимость передачи 1 Мбайт информации составляет 0,17 долл. (без учета налогов). В остальное время 0,25 долл. Технические параметры этой услуги ничем не отличаются от тех, что были заявлены ранее «Би Лайном»: максимальная скорость передачи 40 Кбит/с, выделение под данные в радиоэфире трех тайм-слотов, поддержка всевозможных приложений Internet (FTP, Web, общение в чатах, доступ к электронной почте и WAP-сайтам).

На территории выставки был развернут фрагмент сети GPRS, поддерживавший пять тайм-слотов для передачи данных. Поэтому приобщившиеся к услуге посетители стенда этого оператора наверняка были довольны скоростью мобильной передачи данных. Впрочем, Ханов заявил, что хотя передача данных рассматривается в сети МТС как вторичная услуга (то есть тайм-слоты будут выделяться владельцу GPRS-терминала только при наличии свободных от голосовых соединений ресурсов радиоэфира), в пределах Москвы оператор уже может гарантировать мобильным Web-серферам по крайней мере один тайм-слот. Это достигнуто благодаря двукратному увеличению числа контроллеров БС в пределах обслуживаемой территории.

Все неголосовые услуги в сети МТС Михаил Ханов разделил на три большие группы. Это информационно-справочный блок, интерактивные SMS-сервисы и развлекательные сервисы. В рамках последних пользователям предлагается наиболее дорогой (а значит, и высокодоходный) контент. По сути, они повторяют идеологию Internet-общения в чатах, форумах и телеконференциях. Неизменной популярностью пользуются службы виртуального знакомства. По-видимому, на начальном этапе развития GPRS-проекта они составят значительную часть неголосовых доходов оператора.

С внедрением технологии GPRS в коммерческую эксплуатацию мобильная служба знакомств и виртуального общения от МТС получила мощный дополнительный стимул к развитию. Речь идет о сервисе мультимедийных сообщений (MMS), который также начал действовать с 12 мая. Стоимость исходящего MMS-сообщения по тарифам МТС равняется 0,3 долл., а получение таких сообщений бесплатно для всех абонентов.

Распространение услуг на основе MMS пока сдерживается лишь высокими ценами на соответствующие телефонные аппараты. Однако производителей MMS-телефонов все больше, конкуренция растет, а возможность посылать и принимать фотографии, музыкальные фрагменты и форматированный текст очень притягательна, особенно для молодежи. Надо полагать, скоро ценовой барьер в пользовании MMS-технологиями будет пробит.

Кстати, при запуске мультимедийных услуг МТС тоже проявила присущую ей осторожность. В августе-сентябре прошлого года, по словам Ханова, столичный оператор совместно с компанией Nokia провели исследование потребительского рынка. Выяснилось, что на тот момент востребованность подобных услуг была крайне низкой. Примечательно: именно в это время в Россию поступили самые первые телефоны с поддержкой MMS, и опрашиваемые респонденты наверняка не понимали о чем идет речь.

Ханов убежден, что реклама и пропаганда возможностей мультимедийной передачи со стороны производителей абонентского оборудования сделали свое дело. По его мнению, теперь московский рынок готов к внедрению этих услуг.

Как и в сети «Би Лайна», объем одного MMS-сообщения не должен превышать 30 Кбайт. Все поступающие от абонентов мультимедийные послания хранятся на сервере оператора. Если телефон адресата поддерживает только формат SMS, ему приходит текстовое уведомление о том, что он может насладиться мультимедийным посланием по такому-то адресу в Internet. Всплеск активности в области MMS-услуг представители «Мобильных ТелеСистем» ожидают ближе к концу года, когда абоненты начнут поздравлять друг друга виртуальными открытками.


Покупая Xsara, думайте о связи

В то время, как большинство отечественных сотовых операторов пытаются расширить свой бизнес, углубляясь во все более массовые (и все менее обеспеченные) слои пользователей, «Мобильные ТелеСистемы» заботятся о том, чтобы сохранить имидж компании, обслуживающей людей имущих. Так, во время выставки «Связь-Экспокомм» было объявлено о старте нового совместного маркетингового проекта этого оператора с автомобилестроительной компанией Citroen. Суть его в том, что покупателю достаточно престижной и популярной модели Citroen Xsara будет предлагаться фирменный «апгрейд» автомобиля посредством его дооснащения системой голосовой связи PARROT CK 3000 с поддержкой технологии Bluetooth. При этом владелец такой машины автоматически может быть подключен к сети МТС и получить некоторое количество предоплаченного эфирного времени.

Система PARROT представляет собой сертифицированный продукт, куда входит процессорный блок, микрофоны, соединительные кабели и блок отключения магнитолы. Используя такое решение автовладелец сумеет управлять отдельными электронными устройствами, размещенными в салоне, через голосовые команды. PARROT сопрягается с тремя мобильными телефонами (в данном случае подключенными к сети МТС) и электронной записной книжкой. Стоимость оборудования системы составляет 1000 долл., при том, что телефонные аппараты и записная книжка не входят в установочный комплект.

Глядя на инициативы провайдеров телекоммуникационных услуг, порой ловишь себя на мысли, что фантазия их маркетологов уже очень близка к исчерпанию. Если рассматривать проект МТС-Citroen как разновидность co-брэндинга, то слабо верится в то, что предложение по бесплатному подключению к сети МТС станет действенным аргументом в пользу выбора покупателем автомобиля Xsara ценой 15400 евро. Наверняка, когда речь идет о таких покупках, будущего владельца интересуют характеристики двигателя и ходовой части, наличие различных опций или, в конце концов, цвет кузова машины, но никак не возможность получить столько-то бесплатных минут при разговоре по мобильному. Тем более что людей, выбирающих себе подобные модели машин, бедными никак не назовешь, поэтому и сотовым телефоном они научились пользоваться давно, с оператором они уже определились.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями