Пакетные методы передачи речи вошли в нашу жизнь относительно недавно, но история их развития была насыщена самыми разными событиями.

Еще несколько лет назад наблюдалась жесткая конкуренция между тремя технологиями пакетной передачи голоса — VoATM, VoFR и VoIP. Многие производители и операторы вкладывали огромные средства в сети АТМ и FR, считая их самыми перспективными. Однако, по всей видимости, победа в состязании магистральных технологий передачи данных достанется Ethernet — несмотря на ее почтенный возраст (транснациональные операторы все чаще инсталлируют коммутаторы Ethernet непосредственно поверх оптического транспорта). А это еще больше подтолкнет распространение голосовых решений на базе VoIP.

Во многом благодаря тому, что изначально ориентированные на LAN технологии успешно протаптывают себе дорогу в операторскую среду, передача голоса с помощью пакетных сетей получила обобщенное название «IP-телефония». Его мы и будем придерживаться.

Прикладное использование IP-телефонии развивается по двум основным направлениям: дальняя связь и корпоративные телефонные системы. В нашей стране технология VoIP закрепилась преимущественно в области дальней связи, то есть на междугородных и особенно международных направлениях. Тем не менее перспективы IP-телефонии все яснее проявляются и в корпоративных сетях. Абсолютно все поставщики оборудования корпоративного класса заявляют о реализации полной и безоговорочной поддержки VoIP в их продукции. Правда, на деле не все они воплощают эти декларации в полном объеме.

Оглядываясь назад

«Сети» неоднократно обращались к проблематике корпоративного применения IP-телефонии. Почти три года назад, в июне 2000 года, наш журнал провел специальную конференцию, посвященную перспективам решений IP-УАТС. Думаю, самое время оглянуться и сравнить сегодняшнее положение дел с теми предположениями, которые высказывались в лектории Политехнического музея.

На упомянутой конференции обсуждались следующие вопросы: способны ли IP-УАТС заменить традиционные телефонные станции, какие задачи в области бизнес-коммуникаций предпочтительно решать с помощью IP-УАТС, окупятся ли расходы на внедрение конвергентных решений, cтоит ли класть все яйца в одну IP-корзину и что такое новые технологии — инвестиции в будущее или вечная головная боль заказчика? На некоторые из этих вопросов за три года найдены вполне очевидные ответы, а другие по сию пору являются предметом полемики.

Исчезли всякие сомнения насчет того, сумеют ли IP-УАТС функционально заменить телефонные станции традиционной архитектуры. В этом смысле потребителей больше всего волнуют возможности плавной миграции к новым решениям, сохранения сделанных ранее инвестиций и бесшовной интеграции с унаследованными системами. По понятным причинам такие проблемы актуальны в первую очередь для традиционных поставщиков телефонных систем. Они не хотят терять прежних заказчиков, но и не желают упускать открывающиеся коммерческие перспективы применения конвергентных решений.

Далее, производители и заказчики определились с перечнем задач, которые наиболее просто и эффективно решаются с помощью технологий IP-телефонии. Например, нет сомнений в перспективности таких решений для организации абонентской распределительной сети и подключения удаленных пользователей. Не вызывает возражений и возможность интеграции конвергентных систем с различными бизнес-приложениями, чье число растет из года в год. Пожалуй, именно по этим прикладным направлениям IP-телефонии не возникало разногласий и три года назад.

Объединение кабельных инфраструктур сети передачи данных и телефонной связи позволит заметно сократить расходы на их повседневное обслуживание. Однако не стоит забывать, что стоимость создания единой инфраструктуры, основой которой является СКС, гораздо выше, нежели при традиционном подходе. Эта разница особенно существенна при построении интегрированных сетей для малых и средних предприятий.

С точки зрения корпоративной голосовой связи огромным преимуществом пакетной телефонии является устранение ограничений на длину абонентской линии. Данная проблема была центральной для предыдущего поколения цифровых станций, базировавшихся на технологии ISDN. В стандартизованном варианте длина цифровой абонентской линии ограничивается расстоянием 1 км, и лишь за счет внедрения фирменных разработок это значение удавалось довести до 3—5 км. Ряд производителей предлагали специфические решения, позволяющие создавать абонентские линии длиной в несколько десятков километров. Но стоимость таких решений оказывалась столь высокой, что об их повсеместном применении не могло быть и речи.

Абонентская линия, созданная на базе протокола VoIP, не имеет ограничений по расстоянию и может быть организована в любом месте. Главное условие — наличие в конкретной точке сети передачи данных или Internet. Несколько лет назад использование публичного Internet для таких целей всерьез не воспринималось: широкополосный доступ был редкостью, да и магистральные каналы не отличались высокой пропускной способностью. Сейчас ситуация изменилась, и для решения подобных задач ресурсов публичного Internet зачастую достаточно.

Приход IP-телефонии в корпоративную среду дал толчок к появлению нового поколения бизнес-приложений. В первую очередь стоит упомянуть мультисервисные операторские центры. Весьма широкая область применения появилась у систем Unified Messaging, персональных телефонных автосекретарей и ряда других. Открытость стека протоколов IP, равно как и VoIP, открывает безграничные возможности проектирования приложений разных классов и назначения. Появляется поле деятельности для небольших фирм, специализирующихся на создании ПО для вертикальных рынков. Крупные производители в свою очередь стимулируют данный процесс. Например, компании Alcatel, Avaya, Cisco Systems и ряд других приступили к реализации специальных программ поддержки партнеров при разработке интегрированных приложений.

Тем временем нет и еще долго не будет единства в отношении применения технологий VoIP для организации соединительных линий и коммутации в рамках телефонных систем. Эти же проблемы вызывали самые острые дискуссии на конференции нашего журнала три года назад. Справедливости ради отметим, что все ведущие традиционные производители телефонных станций имеют в своих портфелях решения для организации соединительных линий поверх сетей IP. Вопрос выбора пакетной или канальной технологии на соединительных участках больше волнует потребителя, поскольку серьезно влияет на конечную стоимость телефонной системы.

ОСНОВНЫЕ компоненты комплексного интегрированного решения IP600 от Avaya

Технические решения для организации соединительных линий на базе IP-телефонии стоят дороже аналогичных продуктов временного мутьтиплексирования (TDM). Но создавая телефонную сеть между территориально разнесенными офисами, заказчик может существенно сэкономить на ежемесячных платежах за услуги связи. Приведем простой пример. В Москве аренда цифрового потока Е1 (2,048 Мбит/с — именно он чаще всего применяется для организации соединительных линий) стоит не менее 700 долл. А вот аренда порта Ethernet (10 Мбит/с) обойдется в полтора раза дешевле.

Возможно, такой разброс цен является временным феноменом, и плата за поток Е1 начнет снижаться. С другой стороны, каналы TDM стоят дорого, так как на оборудование этих сетей затрачены огромные средства. Но рынок есть рынок, и традиционным операторам придется подстраиваться под новые рыночные реалии даже вопреки их желанию.

Весьма показательно, что известная израильская компания RAD Data Communications, разработав соответствующую технологию, выпустила оборудование, которое обеспечивает эмуляцию каналов TDM поверх сети IP. Эта технология так и называется — TDMoIP. Данное решение является промежуточным между канальной и пакетной коммутацией, но позволяет отложить модернизацию телефонных станций, одновременно получая экономический эффект от использования дешевого IP-транспорта.

Если алгоритмы установления соединений между абонентами в обычной и IP-УАТС достаточно схожи, то процедуры поддержания соединений сильно различаются. В обычных станциях все разговорные тракты проходят через специальные матрицы коммутации; данная схема очень проста и очень надежна. При переводе голосовых соединений на протокол IP единый узел коммутации отсутствует как таковой. С одной стороны, использование распределенной модели коммутации исключает возможность отказа всей системы, а с другой — обусловливает высокие требования к сетевой инфраструктуре. Для передачи голосовых пакетов требуется задействовать механизмы приоритизации и обеспечения качества сервиса, но не всякое активное сетевое оборудование в полной мере поддерживает необходимые протоколы.

В большинстве поставляемых на рынок современных IP-УАТС применяются оба варианта коммутации, и выбор в пользу того или иного из них зависит от характеристик унаследованных систем. Однако в самых последних моделях IP-УАТС коммутация на основе протокола IP принимается в качестве основной.

Три года назад участники конференции задавались вопросом, стоит ли игра свеч. Другими словами, они размышляли, нужно ли корпоративному заказчику инвестировать в решения IP-телефонии и как скоро они окупятся. Отрадно, что сделанные на конференции выводы об экономической целесообразности такого внедрения полностью подтвердились. В настоящее время дискутируется лишь то, какова оптимальная методика внедрения конвергентных технологий в корпоративных телефонных системах.

Идущие впереди

Корпоративная IP-телефония еще молода, поэтому неудивительно сосуществование нескольких концепций реализации систем связи на ее основе. Более того, сколько производителей готовых решений, столько и концепций. Тем не менее все многообразие идей можно свести к трем ключевым схемам: встраивание функциональности IP-телефонии в существующие модели станций, создание телефонной системы исключительно на основе семейства протоколов IP и VoIP (включая H.323, SIP и MGCP) и разработка универсальных решений, интегрирующих возможности телефонии, передачи данных и доступа в Internet. Последний класс коммуникационных платформ мы рассмотрим отдельно, а сейчас остановимся на предложениях ведущих производителей, соответствующих первой и второй схемам.

Alcatel

Концерн Alcatel обеспечил поддержку в своей УАТС OmniPCX 4400 всей функциональности IP-телефонии. OmniPCX 4400 способна организовывать через сеть IP соединительные транки с другими станциями. В качестве подключаемых станций вовсе не обязательно должны выступать те же OmniPCX 4400, использующие единый протокол сигнализации ABC-F: через стандартный шлюз Н.323 реализуется взаимодействие с телефонными системами других производителей. Кроме того, по протоколу VoIP к OmniPCX 4400 можно подключать выносные коммуникационные модули, создавая распределенные корпоративные сети.

Решение предоставляет массу возможностей подключения абонентов с использованием пакетных сетей. В первую очередь нужно упомянуть специальный IP-адаптер, вставляемый в цифровой телефонный аппарат серии Reflexes. Этот адаптер имеет встроенный коммутатор для подсоединения персонального компьютера, поддерживает кодеки сжатия G.711, G.729, G.729a и G.723. Напомним, что аппараты серии Reflexes разрабатывались и широко применялись в УАТС Alcatel предыдущего поколения, ориентированных на ISDN. Наличие в комплекте сменного модуля позволяет всерьез говорить о защите инвестиций заказчиков, так как при создании корпоративной телефонной сети стоимость цифровых телефонных аппаратов составляет львиную долю затрат на оборудование.

Число поддерживаемых в корпоративной сети IP-телефонов (как аппаратных терминалов, так и программных эмуляторов) может достигать 4 тыс. штук. Для их инициализации в системе используются внешние или встраиваемые DCHP-серверы. Поддерживаются функции передачи факсимильных сообщений поверх IP, а также распознавания и генерации вызовов DTMF (тонального набора номера).

В текущем году была представлена новая разработка Alcatel в области коммуникационных серверов (компания прибегает именно к этому термину для классификации нынешнего поколения телефонных станций). Решение Alcatel OmniPCX Enterprise полностью базируется на IP-технологиях и представляет собой единую программную платформу, поддерживающую сетевую архитектуру VoIP. Продукт отличается прекрасной масштабируемостью, в силу чего его можно рекомендовать для построения корпоративных телефонных систем любого масштаба.

OmniPCX Enterprise базируется на операционной системе Linux, которая полтора года назад была выбрана для создания решения OmniPCX Office и с тех пор доказала свою надежность. Управление вызовами реализовано через протокол SIP, более эффективный в корпоративных приложениях IP-телефонии, нежели протоколы Н.323. Другой отличительной чертой является поддержка стандартов XML (для интеграции коммуникационной системы с Web-услугами) и VXML (для создания голосовых Web-приложений).

Архитектура OmniPCX Enterprise поддерживает взаимодействие с TDM-сетями и обеспечивает плавную технологическую миграцию компаниям, до сих пор эксплуатирующим системы традиционной телефонии Alcatel Omni PCX 4400.

Avaya

Компания Avaya получила от своего прародителя Lucent Technologies весьма неплохую и популярную телефонную станцию Definity, выпускаемую в нескольких модификациях. Чтобы пользователи смогли прочувствовать преимущества технологии VoIP, производитель создал для нее дополнительные аппаратные модули C-LAN и Media Processor. Первая плата необходима для поддержки протоколов телефонной сигнализации, а вторая отвечает за компрессию и передачу голоса по сети IP. Данные модули являются универсальными: с их помощью можно подключать абонентов или организовывать соединительные тракты.

Готовое решение для подключения рабочего места пользователя Definity IP-абонент помимо станционных модулей включает в себя несколько типов телефонных аппаратов. Сейчас Avaya продвигает устройства серии 4600, которые несколько различаются по функциональности, но имеют идентичные базовые характеристики. Все они оснащены двумя портами Ethernet 10/100Base-T, системой громкоговорящей связи, поддерживают протоколы Н.323, DHCP и основные типы речевых кодеков — G.711, G.723 и G.729.

Особняком стоит модель 4630 IP Screen Phone, которая имеет цветной сенсорный VGA-дисплей и впечатляющий набор сервисных функций. Большой экран с разрешением 320х240 точек на дюйм позволяет получать доступ к информации через Web-интерфейс. По мнению разработчиков, эта функция весьма пригодится бизнес-пользователям для быстрого доступа к корпоративным Web-сайтам.

Для подключения удаленных абонентов к корпоративной системе предлагается задействовать программный эмулятор телефона IP Softphone. Этот продукт можно использовать в двух конфигурациях. В первой (Road Warrior) сигналы управления и голосовые передаются через пакетные сети. Второй вариант (Dual Connect Phone) пригодится при отсутствии широкополосного доступа в Internet: голос передается по обычным телефонным каналам, а управляющая сигнализация — через пакетную сеть. И в том и в другом случае удаленный абонент получает доступ ко всем сервисам корпоративной УАТС.

Взаимодействие станций Definity с оборудованием IP-телефонии других производителей может быть организовано с помощью решения IP-транк. Этот модуль служит для трансляции поверх стека IP собственного протокола сигнализации станций Definity (DCS, Distributed Comminication System) или стандартного протокола ISDN Q.SIG. Кроме того, в него включена поддержка протоколов Н.323.

В портфеле Avaya имеется семейство продуктов ECLIPS, представители которого специально разработаны с ориентацией на протокол IP и предназначены для построения небольших корпоративных телефонных систем. Основу семейства составляет коммуникационный сервер IP600, на котором выполняется ПО, эмулирующее функциональность станции Definity. Сервер IP600 включает в себя и ряд стандартных модулей Definity, таких как C-LAN и Media Processor. Данное решение позволяет использовать пакетную и канальную инфраструктуру корпоративной телефонии для подключения удаленных абонентов и соединения с внешними сетями.

Cisco Systems

Решения корпорации Cisco Systems в области IP-телефонии стали эталоном «классических» IP-УАТС. Основой решения Cisco IP-телефонии является программное обеспечение Cisco CallManager, которое управляет работой телефонной системы. Это ПО обычно устанавливается на серверы, имеющие высочайшую надежность. В качестве аппаратной части решения Cisco рекомендует использовать серверные платформы MCS 7825-800 и MCS 7835-1000, различающиеся по комплектации и производительности. Есть только одно «но»: эти серверы обходятся в весьма кругленькую сумму. В качестве альтернативного варианта Cisco предлагает платформы локальных ОЕМ-партнеров.

КОНВЕРГЕНТНАЯ платформа HiPath 4000 от Siemens, рассчитанная на сегмент крупных и средних компаний

Возможности ПО CallManager ни в чем не уступают сервисам традиционных УАТС. Хорошо развиты функции настройки плана нумерации и маршрутизации вызовов, предусматривается автоматический выбор речевых кодеков, поддерживается конференц-связь, есть система интерактивного голосового меню, различные списки сокращенного набора (служба каталогов) и целый ряд других опций. Пользователи IP-УАТС от Cisco могут прибегнуть к типовому набору приложений, таких как операторский центр, персональный ассистент, система унифицированной обработки сообщений, интерактивные голосовые автоответчики (IVR).

Большим плюсом решения IP-телефонии от Cisco является легкость построения распределенной системы. CallManager поддерживает до 2,5 тыс. абонентских устройств, обеспечивая обработку до 50 тыс. вызовов в часы наибольшей нагрузки (ЧНН). Для повышения надежности и производительности рекомендуется объединять серверы CallManager в кластеры, каждый из которых может состоять максимум из восьми серверов, поддерживать до 10 тыс. абонентов и обрабатывать до 125 тыс. вызовов в ЧНН.

Если требуется система с еще большим числом абонентов, с помощью контроллера домена Н.323 (Gatekeeper) из кластеров создается единая управляющая структура. Взаимодействие со шлюзами VoIP происходит по протоколам Н.323 и MGCP, а интеграция с внешними телефонными системами и приложениями — по протоколам TAPI и XML.

В качестве абонентских терминалов корпоративной сети IP-телефонии задействуются аппараты серии Cisco 7900, имеющие широкие функциональные возможности. Помимо стандартных телефонных функций абонентам предлагается специализированное сервисное меню. С его помощью можно получить доступ к набору XML-приложений Cisco IP Phone Productivity Services или к дополнительному списку приложений, разрабатываемых независимыми компаниями — партнерами Cisco. Отметим, что корпорация второй год подряд проводит во всем мире конкурсы на лучшее XML-приложение для пакетной телефонии.

Обязательным компонентом решения корпоративной IP-телефонии от Cisco являются голосовые шлюзы. С их помощью система подключается к сетям общего пользования и действующим УАТС. Кроме того, они обеспечивают работу в единой сети аналоговых телефонных терминалов и факсимильных аппаратов. В качестве шлюзов могут выступать маршрутизаторы и коммутаторы третьего уровня, оснащенные специальными голосовыми модулями.

Nortel Networks

Компания Nortel Networks предлагает для корпоративных заказчиков систему нового поколения Succession Communication Server for Enterprise (CSE) 1000. Это решение полностью основано на протоколах IP и VoIP и по своей функциональности идентично некогда популярной станции Meridian 1.

В состав системы, базирующейся на Succession CSE 1000, входит специализированный сервер управления соединениями. Он поддерживает работу до 1 тыс. абонентов, имеющих голосовые IP-терминалы, и обеспечивает полный набор телефонных функций. Для подключения к городским телефонным сетям и традиционным УАТС в состав решения включены шлюзы Succession Media Gateway. Их допускается устанавливать в любой точке сети IP, что облегчает создание территориально распределенной телефонной системы. В качестве абонентских терминалов могут использоваться аналоговые и цифровые телефонные аппараты, программные эмуляторы i2052 Softwire Phone, IP-телефоны i2004 Software Phone и даже терминалы DECT.

Система Succession CSE 1000 позволяет заказчикам плавно и безболезненно переходить от систем традиционной телефонии к пакетной коммутации голоса в сетях IP. Добавление IP-функциональности в унаследованные коммутаторы Meridian 1 производится путем модернизации ПО и установки новых модулей. Разработаны платы ITG Line, которые служат для подключения к УАТС IP-телефонов через сеть Ethernet, и ITG Trunk, обеспечивающие создание соединительных линий между станциями Meridian 1 с полной поддержкой протокола сигнализации MCDN.

Siemens

Концерн Siemens разработал для сегмента средних и крупных компаний конвергентную платформу HiPath 4000. Она базируется на технологиях IP/VoIP и реализует все современные телекоммуникационные услуги. В настоящее время выпускаются две ее модификации (HiPath 4300 и 4500), различающиеся лишь числом поддерживаемых конечных пользователей: первая модель рассчитана на обслуживание 2 тыс. абонентов, а вторая — уже на 12 тыс. абонентов.

Функциональность VoIP обеспечивается применением специальных модулей. Для подключения владельцев IP-телефонов к локальной сети в состав станции должен быть включен модуль HiPath HG 3530. Он имеет интерфейс 10/100Base-T и способен работать одновременно с 30 абонентами. Организация соединительных линий поверх IP возлагается на модуль HiPath HG 3550, который поддерживает эмуляцию каналов по принципу «точка—точка» или «точка—много точек» и сигнализацию CorNet NQ. Для сжатия голосового сигнала используются кодеки G.729A/B с высокой степенью компрессии.

Модуль HiPath HG 3570 обеспечивает создание распределенной телефонной системы, работающей под управлением одной станции. По сути, через сеть IP организуются выносы коммуникационной емкости (в терминологии Siemens — Access Point, или AP), представляющие собой устройства двух типов. Модель HiPath AP 3300 IP имеет 16 слотов, в которые могут вставляться любые периферийные модули HiPath 4000, а HiPath AP 3500 IP располагает семью такими слотами. Обе модели разработаны для установки в стандартном аппаратном шкафу. Станция HiPath 4300 поддерживает до 40 Access Point, а HiPath 4500 — до 83 выносов. В качестве терминального IP-оборудования в составе станций HiPath используются телефоны серии optiPoint 400 standard и программный эмулятор optiClient 130.

Для небольших предприятий подойдут IP-УАТС от Siemens другого семейства — HiPath 3000. В зависимости от конфигурации эти станции обеспечивают связью до 250 абонентов. Протокол IP используется для подключения абонентов и объединения станций в общую сеть. Все эти функции реализуются при помощи модуля HiPath HG 1500.

Три в одном

Впечатляющие темпы роста информационных и телекоммуникационных технологий, их активное внедрение сыграли злую шутку с малыми и средними компаниями.

С одной стороны, без модернизации и технологического переоснащения бизнес-процессов нельзя рассчитывать на коммерческий успех. Хотя, как и раньше, степень надежности партнера определяется преимущественно размером его банковского счета, контрагенты все больше обращают внимание на наличие у него Web-сайта и электронной почты. И дело тут вовсе не в снобизме, а в бешеном темпе бизнеса. Современные коммуникационные технологии, такие как Web, позволили в десятки и сотни раз ускорить обмен информацией между партнерами.

С другой стороны, внедрение «джентльменского набора» современных корпоративных технологий стоит довольно дорого. Закупка, инсталляция и техническое обслуживание информационных и телекоммуникационных систем иной раз затруднительны даже для крупных компаний. Что же тогда говорить про малые и средние!

Решению данной проблемы способствуют устройства нового класса, практически одновременно выпущенные на рынок всеми основными сетевыми вендорами. Речь идет об продуктах, объединяющих в себе функции трех коммуникационных систем современного офиса — телефонии, передачи данных и доступа в Internet. С помощью такого оборудования ведущие производители рассчитывают выйти на весьма емкий потребительский рынок, на котором до сих пор безраздельно властвовали компании-поставщики «второго эшелона».

Компания Alcatel выпустила сервер OmniPCX Office, Avaya поставляет устройство IP Office, а Nortel Networks рекомендует малым предприятиям свое решение Business Communications Manager (BCM). Разумеется, оборудование каждого вендора имеет свои рабочие и функциональные характеристики, но данные модели весьма схожи по назначению, принципам организации, методике внедрения и доступному клиентам сервису.

Во всех перечисленных моделях при организации телефонных соединений предусмотрена возможность выбора традиционной канальной инфраструктуры или пакетной сети. Поддерживаются как фирменные протоколы сигнализации каждого из производителей, так и стек протоколов IP-телефонии в полном объеме. Кроме того, в эти решения встроены бизнес-приложения, ставшие стандартом де-факто в сфере офисных коммуникаций. К примеру, все три компании встроили в свои «коробочные» решения приложения операторского центра и Unified Messaging.

Офисная сеть передачи данных может быть создана на основе интегрированных в систему коммутаторов, имеющих весьма неплохие характеристики. При интеграции действующих локальных сетей с предлагаемыми моделями коммуникационных серверов проблем пока не выявлено.

Поддержка безопасного доступа в Internet обеспечивается целым рядом компонентов, таких как встроенный маршрутизатор, прокси-сервер, межсетевой экран, почтовый сервер, шлюз VPN и ряд других. Каждый производитель отдает предпочтение той или иной комбинации этих компонентов, но все стремятся максимально упростить и обезопасить корпоративный доступ в Сеть. Скорость внешнего подключения с помощью таких серверов варьируется от 64 Кбит/с до 2 Мбит/с, что вполне соответствует потребностям малых и средних предприятий. На абонентских соединительных линиях используются технологии ISDN, ADSL или цифровые каналы DSU/CSU.

Схожие решения предлагает и Cisco Systems. Речь идет о коммутаторе Catalyst 4200, обслуживающем до 24 пользователей, и решении Integrated Communications System (ICS) 7750, которое ориентировано на офисы, где работает до 50 сотрудников. Эти продукты также поддерживают телефонию, передачу данных и доступ в глобальные сети.

Появление «коробочных» устройств позволило изменить подходы к построению распределенных корпоративных сетей, поскольку небольшие интегрированные решения идеально подходят для филиалов компаний.

Эти универсальные «ящики» нашли свое применение и в операторском бизнесе. Провайдеры сочли достаточно выгодным делом сдавать их клиентам в аренду, одновременно продавая услуги доступа в Internet и к телефонным сетям общего пользования. Такая форма сотрудничества была положительно воспринята и заказчиками, ибо теперь им нет нужды вкладывать средства в покупку дорогостоящего оборудования и держать в штате высококвалифицированных специалистов для его технической поддержки. В результате малые предприятия, не распыляя сил и средств, могут сосредоточиться на основном бизнесе и использовать в нем преимущества современных коммуникационных технологий.


Производители и партнеры

Крупные производители предпочитают взваливать на местные компании рутинную заботу о продвижении своей продукции на национальных рынках. Этот механизм хорошо отработан и дает неплохие результаты.

Ведущим партнером по продвижению оборудования Alcatel для корпоративного рынка в России является Adventus-M. Лучшими дистрибьюторами Cisco Systems по продуктам IP-телефонии признаны компании CompTek и «Крок». Первая параллельно с этим вполне успешно поставляет конвергентные телефонные решения Avaya. На данном поприще с ней конкурируют дистрибьюторские фирмы Nort-West Group и OCS.

Лучшим российским партнером Nortel Networks в прошлом году было признано подразделение холдинга Golden Telecom — операторская компания «Совинтел». Интересы концерна Siemens отстаивают целый ряд отечественных фирм, среди которых можно выделить такие, как «Оптима» и SIS-Group.


Для провайдеров и корпоративных клиентов

Свои взгляды на путь развития корпоративной IP-телефонии недавно продемонстрировали компании Samsung Electronics и MERA Networks. И если первого вендора вряд ли нужно представлять, то о его партнере следует сказать несколько слов.

Российско-канадская фирма MERA Networks более 10 лет занимается разработкой программного обеспечения, а ее главным заказчиком многие годы был Nortel Networks. В последнее время MERA активно работает в области IP-телефонии, создавая программные коммутаторы класса Softswitch.

Эти две компании провели тестирование своего решения в сети «Ринотелеком» — одного из ведущих российских операторов IP-телефонии. Главной целью испытаний была проверка совместимости компонентов решения, которое подходит не только операторам связи, но и корпоративным заказчикам. Продукт MCCP, разработанный компанией МЕРА, представляет собой программный комплекс, осуществляющий функции голосового ответа (VoIP IVR) и авторизации абонентов (по протоколу RADIUS). Он может работать со шлюзами Samsung как в пределах узла провайдера, так и удаленно по IP-сети, а также взаимодействует с системой биллинга. Испытания на сети «Ринотелеком» показали полную совместимость решения MCCP со шлюзами SMG-400 или SMG-3200.

Для построения корпоративной системы IP-УАТС партнеры предлагают использовать решение MERA VoIP Key System, которое будет продемонстрировано на выставке «Связь-Экспокомм 2003». В нем ПО, разработанное MERA, будет реализовывать все базовые телефонные сервисы и отвечать за связь с удаленными офисами и провайдером IP-телефонии. Шлюзы Samsung, в свою очередь, будут выполнять задачи интеграции системы пакетной телефонии с традиционной корпоративной УАТС и подключения к создаваемой сети аналоговых телефонных аппаратов.