В марте информационное агентство «Росбизнесконсалтинг« (РБК) опубликовало рейтинг крупнейших компаний отечественной ИТ-индустрии. В соответствии с ним холдинг R-Style, чей годовой оборот приближается к 300 млн долл., вошел в почетную первую тройку. И хотя на состоявшейся двумя неделями позже пресс-конференции президент R-Style Василий Васин не подтвердил и не опроверг эту цифру, было очевидно, что эта старейшая ИТ-компания по-прежнему занимает одну из ключевых позиций на российском рынке.
ВАСИЛИЙ ВАСИН четко определил направления роста бизнеса компании на ближайший год

В отличие от многих конкурирующих фирм и холдингов, начавших указывать в годовых отчетах абсолютные величины своих оборотов, доходов и прибыли, R-Style, похоже, не собирается приподнять завесу секретности над собственными достижениями. Да и по тону главного спикера брифинга Василия Васина чувствовалось, что компанию по-прежнему устраивает имидж сугубо частного предприятия, в котором все решения, в том числе о предоставлении общественности какой-либо информации, принимаются практически единолично.

Президент R-Style даже приблизительно не указал оборот холдинга, подчеркнув лишь, что за последний год он вырос на 26%. Если исходить из того, что Минсвязи РФ оценило рост ИТ-сектора отечественной экономики на уровне 9%, а группа компаний R-Style присутствует практически во всех сегментах отрасли, у ее руководства есть все основания для оптимизма.

Распределение прироста оборотов холдинга по основным направлениям бизнеса выглядит так: сервисное обслуживание — 61%, дистрибуция — 27%, производство компьютерной техники — 26%, разработка и внедрение ПО — 25%, системная интеграция — 19%, розничная торговля — 17%. А вот картина распределения долей, которые привносит каждое подразделение в общий объем бизнеса R-Style, совсем иная: дистрибуция — 52%, системная интеграция и проекты — 20%, производство ПК и серверов — 8%, разработка и внедрение ПО — 8%, розничная торговля — 7%, сервисное обслуживание — 5%. Словом, как и предполагалось, сервисное направление имеет наименьший весовой показатель, хотя и считается самым перспективным вектором развития.

Невзирая на отсутствие в отчете R-Style данных, выраженных в конкретных денежных суммах, он оказался весьма интересным и содержательным документом. В нем были представлены различные, подчас неожиданные, срезы коммерческой деятельности фирмы.

Например, чего стоит диаграмма, иллюстрирующая вклад каждого региона в отдельные составляющие бизнеса! Из нее следует, что Санкт-Петербург привносит лишь 1% доходов R-Style в области розничной торговли, 7% — в области системной интеграции и 9% — в сфере сервисного обслуживания. Сибирь же лидирует по всем этим направлениям: 39% — системная интеграция, 38% — розница и 25% — сервис. В итоговом распределении оборотов по регионам Северная столица с ее вторым по емкости ИТ-рынком осталась на последнем месте, пропустив вперед себя всю «глубинку»: Сибирь — 39%, Юг России — 22%, Дальний Восток — 15%, Поволжье — 10%, Урал — 9%.

О чем это может свидетельствовать? Если воспроизвести мнение Василия Васина, у каждого региона есть свой неповторимый рыночный «почерк», обусловленный текущим уровнем информатизации и потребностью в тех или иных продуктах или услугах. Понятное дело, чем ниже такой уровень, тем выше спрос на «базовые» элементы информатизации, т. е. ПК и серверы. И лишь после завершения начального этапа компьютеризации заказчики задумываются о возможностях системной интеграции и дополнительных сервисах.

Однако даже в этом случае Санкт-Петербург и Урал должны выглядеть получше, чем на продемонстрированных диаграммах, поэтому рискну дополнить выводы Василия Васина своими собственными. R-Style чувствует себя хорошо в регионах, характеризующихся слабой конкуренцией дистрибьюторов и системных интеграторов (Сибирь, Дальний Восток и Юг страны), но там, где сказывается влияние других столичных игроков ИТ-индустрии (Северо-Запад, Урал и Поволжье), дела компании обстоят гораздо хуже.

Утяжеление востребованных конечными заказчиками информационных продуктов и решений, судя по всему, является нынешней головной болью руководства холдинга. Не случайно с 1 апреля 2003 года Василий Васин перешел с должности директора дистрибьюторской фирмы RSI на пост главы компании R-Style, нацеленной на комплексную автоматизацию предприятий. При этом он сохранил за собой должность президента холдинга. Дистрибьюторское направление, ставшее под его руководством главной дойной коровой R-Style, он закрепил за Всеволодом Крыловым, одновременно поставив задачу увеличить в текущем году на 33% обороты интеграторского подразделения.

Предпосылки к большому скачку на поле системной интеграции были заложены в холдинге еще в 2002 году. Так, по словам Васина, компания R-Style первой в Европе прошла усложненную сертификацию Cisco Systems по IP-телефонии. Кроме того, подписано соглашение с корпорацией Sun по продажам и технической поддержке высокопроизводительных RISC-систем. Подразделение R-Style Service подписало договоры об обслуживании техники BenQ, ZyXEL и Inelt.

В том же году в российские регионы начались поставки кластерных решений на платформе Intel производства R-Style Computers. Первыми заказчиками таких решений класса hi-end стали геологоразведочные предприятия, которым приходится обрабатывать огромные массивы данных при поиске месторождений нефти и газа. Наконец, линейка оборудования R-Style пополнилась новой моделью рабочей станции Carbon, оснащенной адаптером для подключения к гигабитным сетям 1000Base-T. В результате структурных преобразований штат сотрудников холдинга вырос с 1,5 до 2 тыс. человек.

В 2003 году, прогнозирует Василий Васин, главными «точками роста» бизнеса фирмы должны стать производство компьютерной техники (48%), сервисное обслуживание (35%) и системная интеграция (33%). Обороты в областях дистрибьюции и выпуска ПО планируется поднять на 25%. Общий рост доходов холдинга ожидается на уровне 27%. Последнюю цифру президент R-Style, по его признанию, вывел «интуитивно», основываясь на личном опыте и знаниях. Эта величина складывается из ряда других, которые также в большей или меньшей степени субъективны: 10% отводятся на ожидаемый прирост отечественного ИТ-рынка, 8% — на увеличение эффективности работы обновленной бизнес-структуры, 6% — на повышение конкурентоспособности предлагаемых продуктов и услуг, а 3% — на новые проекты.

Но если итоговый прогноз составлялся «на глазок», то оценки ожидаемого экономического роста по отдельным структурным подразделениям были сделаны их руководителями на основе серьезных бизнес-планов, «за невыполнение которых найдется с кого спросить». К сожалению, осталось неизвестным, совпали ли заявленные Васиным 27% с тем показателем, который можно вывести из аргументированных бизнес-планов. Располагая финансовыми данными, оставшимися для журналистов тайной за семью печатями, президент R-Style наверняка имел возможность проверить свою «интуицию» с помощью математических расчетов. Ведь, как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «с каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной».