ТАГИР ЯППАРОВ считает, что нынешняя структуризация «АйТи» отражает специфику ИТ-бизнеса

Название «АйТи» сегодня соответствует группе, состоящей из шести компаний. Помимо собственно системного интегратора «АйТи» в нее входят фирмы «Аплана» (разработка заказного ПО, прежде всего для западных клиентов), «AVA Дистрибуция» (производство и поставка СКС, дистрибуция сетевого оборудования), «Арсеналъ» (разработка и дистрибуция офисного ПО), «Мобико» (создание Internet-приложений, прикладного ПО для Internet-провайдеров, решений для мобильного доступа) и «Академия АйТи» (обучение в области бизнеса и информационных технологий).

По словам Тагира Яппарова, председателя совета директоров группы «АйТи», такая структуризация отражает специфику управления различными видами ИТ-бизнеса и особенности соответствующих рыночных сегментов. Выделение некоторых видов деятельности в самостоятельные фирмы отвечает общей стратегии развития группы компаний. Она направлена на формирование холдинга, ресурсы которого позволяют выполнять крупные корпоративные проекты с различным технологическим наполнением. В 2002 году в составе группы «АйТи» появились упомянутые «Аплана» и «AVA Дистрибуция», и не исключено, что процесс структурирования бизнеса продолжится в 2003 году.

К другим достижениям минувшего года руководители компании относят появление в структуре «АйТи» департамента консалтинга (сфокусировавшегося прежде всего на предоставлении услуг в области управления кадрами и логистикой), создание центров компетенции по продуктам Cisco Systems и информационной безопасности, организацию центра технической поддержки и сопровождения информационных систем, развитие сети региональных офисов. В настоящее время региональная инфраструктура группы «АйТи» насчитывает 19 представительств, расположенных в крупнейших городах России; пять из них открыты в 2002 году. Наконец, в прошлом году выполнен ряд крупных проектов для таких организаций, как Министерство РФ по налогам и сборам, ТНК, «Русский алюминий», ЮКОС, «Ростелеком», «Татэнерго», «Балтика».

Количественным итогом завершившегося финансового года стал значительный рост суммарного дохода группы компаний — он достиг 49 млн долл. При этом основная его часть (63%) пришлась на инфраструктурные решения (включая поставки сетевого оборудования), 8% — на производство и дистрибуцию структурированных кабельных систем, 18% — на программное обеспечение и 11% — на предоставление услуг в области консалтинга, обучения и др. Программное и консалтинговое направления руководство «АйТи» относит к числу приоритетных, и именно здесь за последний год темпы роста составили 80 и 120% соответственно.

В целом доход «АйТи» увеличился более чем на 30%. По мнению топ-менеджеров «АйТи», это является несомненным достижением, поскольку в плане развития компании был предусмотрен рост максимум на 25%.

В действительности эти результаты можно оценивать по-разному. Сегодня, когда отечественные фирмы одна за другой обнародуют финансовые показатели своей деятельности, к ним резонно применять весьма популярный за рубежом критерий эффективности ведения бизнеса, выражаемый в объеме годового дохода на одного сотрудника. У некоторых российских конкурентов компании он находится на уровне 300 тыс. долл., тогда как у самой «АйТи» в 2002 финансовом году не дотянул до 90 тыс. долл., а год назад и вовсе составлял примерно 65 тыс. долл. Итог, прямо скажем, не блестящий, особенно если учесть, что «АйТи» присутствует на российском ИТ-рынке уже 13-й год.

Комментируя данное обстоятельство, Яппаров отметил, что основная причина расхождения состоит в том, что «АйТи» практически не занимается поставками компьютерной техники и периферийного оборудования, которые позволяют достичь высоких объемов продаж. Объяснение более чем спорное: в бизнесе «АйТи», как и у основных конкурентов, доминируют крупные интеграционные проекты, а в этом сегменте пропорции между стоимостью компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения и интеграционных услуг в целом уже устоялись. Поэтому трудно поверить, что в сформировавшемся рыночном сегменте какая-то компания может выйти на крупный тендер с демпинговой ценой или, напротив, заложить в проект прибыль, в несколько раз превышающую среднерыночную.

Другими словами, группе «АйТи» есть куда стремиться. Возможно, запланированный на 2003 финансовый год 20-процентный рост бизнеса (если он по-прежнему не будет сопровождаться увеличением штата) позволит фирме приблизиться по показателю эффективности к другим игрокам российского рынка системной интеграции.