ОДНИМ ИЗ НЬЮСМЕЙКЕРОВ в марте неожиданно стала 3Com. Компания в очередной раз определилась с очередной же стратегией своего развития, и отныне ее деятельность ориентирована исключительно на... корпоративный рынок.

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Зигзаги, которые с осени 1999 года претерпевает бизнес-траектория 3Com, вызывают, мягко говоря, недоумение. Читатели наверняка помнят, как в середине 90-х годов политику на мировом сетевом рынке определяла «большая четверка» производителей, в которой 3Com не просто уверенно занимала вторую позицию, но в буквальном смысле наступала на пятки лидеру — Cisco Systems. Ситуация стала меняться в конце прошлого десятилетия в связи с повальным увлечением конвергенцией и решительным вступлением телекоммуникационных компаний в сегмент оборудования передачи данных.

Под натиском свалившихся как снег на голову новых конкурентов устоять сумела только Cisco, а остальные фирмы стали сдавать позиции. Но самое удивительное заключается в том, что высшее руководство 3Com в ту пору не придумало ничего лучше, как начать пилить сук, на котором сидело.

В феврале 1997 года 3Com сделала чрезвычайно выгодное приобретение, купив фирму U.S.Robotics, вместе с которой ей достались и устройства Palm. Карманные компьютеры в ту пору продавались, как пирожки, и хотя их производство плохо соответствовало сложившемуся за многие годы имиджу 3Com, подразделение Palm Computing в нелегких условиях прекрасно компенсировало провалы других структурных единиц. В сентябре 1999 года оно было выделено в самостоятельную фирму. За год до кризиса трудно было принять более «дальновидное» решение.

Дальше — больше. В марте 2000 года руководство 3Com кардинально пересматрело (читай — урезало) ассортимент выпускаемой продукции. Магистральные коммутаторы PathBuilder и маршрутизаторы NetBuilder отошли к Motorola, аналоговые модемы — к новому совместному предприятию 3Com-Accton-NEL, коммутаторы CoreBuilder и вовсе перестали выпускаться. Клиентам, сделавшим на них ставку (прежде всего на CoreBuilder 9000) и вложившим первые средства в строительство сетей, было бесцеремонно указано на дверь.

Реакцию заказчиков и экспертов на те события, я думаю, описывать не стоит. Нанеся существенный урон собственному имиджу, фирма к тому же ополовинила свой годовой оборот (примерно с 6 до 3 млрд долл.). Продолжая настаивать на кровной заинтересованности в корпоративных заказчиках, 3Com оставила в их числе только средние и малые предприятия. Правда, активизировалась деятельность в операторском секторе: провайдерам предлагались решения в области широкополосного доступа и VoIP. А до начала кризиса на ИT-рынке США, который в первую очередь «подрезал» операторов связи, оставалось каких-то восемь месяцев...

Трудности, с которыми фирма столкнулась в дальнейшем (правда, не она одна), не идут ни в какое сравнение с проблемами четырехлетней давности. О многомиллиардных оборотах в 3Com уже давно никто не мечтает. В III квартале 2003 финансового года, завершившемся 25 февраля, компания заработала всего 245 млн долл. — на 19% меньше, чем кварталом ранее. Самое время определяться с направлением дальнейшего развития. И руководство снова приняло единственно верное решение — вернуться в сектор коммутаторов для опорных сетей и тем самым на рынок крупных корпоративных проектов.

Что же принципиально нового 3Com собирается предложить заказчикам, лояльность которых три года назад была потеряна, кажется, навсегда? Вo-первых, уже летом на рынке должна появиться мощная корпоративная IP-УАТС, использующая наработки телекоммуникационного подразделения CommWorks в области программных коммутаторов (softswitch) и голосовых шлюзов. Новое устройство будет поддерживать сотни тысяч рабочих мест — не то что нынешняя платформа NBX. Во-вторых, фирма создала совместное предприятие с китайским производителем Huawei, что должно помочь ей в покорении рынка корпоративных сетей и укреплении позиций в Юго-Восточной Азии. В изделия Huawei предполагается интегрировать средства коммутации третьего и четвертого уровней, технологию построения коммутаторов для полносвязных опорных сетей XRN и управляющее ПО 3Com.

Достаточность этих мер для восстановления утраченного доверия пользователей вызывает большое сомнение. Дабы еще сильнее подчеркнуть серьезность своих намерений, в марте этого года 3Com продала фирме UTStarcom упомянутое подразделение CommWorks.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что нижняя точка кризиса на мировом операторском рынке преодолена и до начала заметного оживления, возможно, осталось менее года. Так что, если исходить из логики предыдущих решений руководства компании, самое время избавиться от бизнеса, нацеленного на телекоммуникации в чистом виде. Вот только не ошибиться бы.