Говоря о преимуществах и недостатках технологий мобильной связи перед транкингом нельзя не вспомнить про иницативу ряда производителей сетевого обрудования по продвижению концепции корпоративного GSM. Примерно два года назад с ней выступили почти одновременно корпорации Alcatel, Ericsson и Siemens. Тогда они сулили этой технологии большие перспективы, однако по прошествии времени шум, поднятый вокруг корпоративного GSM сошел на нет и, как мне удалось выяснить, разработки продуктов в этом направлении были практически закрыты.

Вернемся к истории двухгодичной давности. Компания Alcatel анонсировала решение Wirefree Office Cellular (WOC), которое позволяло крупным предприятиям стоить на своей территории собственную радиосеть стандарта GSM и обслуживать как собственных сотрудников, так и гостевых абонентов, прописанных во внешней сети GSM. Это решение состояло из трех основных инфраструктурных компонентов: подсистемы базовых станций пониженной мощности (производимых компанией InterWave Communications), корпоративного мобильного коммутатора на платформе Omni 4400PCX и центра управления услугами корпоративной подсети GSM. Мобильный коммутатор Omni 4400PCX одновременно подключался через корпоративную УАТС к телефонной сети общего пользования и к публичной сети GSM. При этом подсистема базовых станций InterWave являлась сегментом глобальной сети GSM.

Благодаря наличию мобильного коммутатора было возможно осуществлять локальную коммутацию исходящих и входящих вызовов мобильных абонентов, находящихся в зоне действия корпоративной радиосети, не задействуя ресурсы глобального оператора GSM. Кроме того, абоненты, зарегистрированные в системе Omni 4400PCX, получали доступ к различного рода расширенным сервисам. И наконец, благодаря двум выходам в глобальные сети (через ТФОП и публичный GSM) корпоративным пользователям предоставлялась уникальная возможность маршрутизировать свои звонки по пути наименьшей стоимости.

Что и говорить, столь элегантное решение организации конвергированной связи на крупном предприятии имело все шансы завоевать сердца заказчиков. Налицо как существенная экономия расходов, так и повышение эффективности работы мобильных сотрудников. В свою очередь, оператору глобальной сети такая схема тоже могла прийтись по вкусу, ибо она легко решала проблему сетевого покрытия на ведомственных территориях и способствовала повышению лояльности корпоративных пользователей.

Примерно такое же архитектурное решение, но на базе собственной коммуникационной платформы HiPath Corporate GSM, предложила компания Siemens (подразделение ICN). А корпорация Ericsson выпустила систему GSM on the Net, которая предусматривала несколько меньшую автономность корпоративного заказчика от оператора публичной сети, но функционально соответствовала идеологии корпоративного GSM.

Вернемся к настоящему времени. На вопросы о том, какое развитие получила концепция корпоративного GSM и как она отразилась в продуктовой линейке, специалисты российских офисов Alcatel и Siemens не смогли официально дать вразумительного ответа. По неофициальной информации, просуществовав около года, соответствующее направление разработок в Alcatel было закрыто, а вся внутрикорпоративная мобильность была отдана на откуп проверенной и изученной технологии DECT.

Принцип действия услуги «Мобильный абонент» на базе УАТС MD110

В подразделении ICN московского представительства Siemens мне пояснили, что были поданы несколько заявок на поставку решения HiPath Corporate GSM, но осталось неизвестным, доведены ли эти проекты до своего завершения.

В московском офисе Ericsson также не сообщили, какова оказалась судьба решения GSM on the Net. Тем не менее представители компании подтвердили, что работы в направлении корпоративных приложений мобильной связи сейчас ведутся, но несколько в другой плоскости.

По причине отсутствия информации от производителей я обратился к оператору сотовой связи, компании «ВымпелКом».

Выясниллось что «Би Лайн» действительно планировал самостоятельную разработку услуги «Корпоративный GSM», но коммерческий интерес к этому проекту проявляли не более десяти VIP-клиентов. До мая прошлого года была идея развернуть соответствующие службы на платформе Cisco, но этот производитель по собственной инициативе закрыл направление, и «ВымпелКому» пришлось отказаться от своих планов. Переговоры оператора с другими производителями оборудования с тех пор не велись.

Ряд клиентов «ВымпелКома» выходил с запросами по организации услуги «Корпоративного GSM» на компании «Комбеллга», «Совинтел» и «Эквант», которые являются партнерами сотового оператора по развертыванию служб Fixed-Mobile Convergence. И если «Эквант» готов к переговорам с «ВымпелКомом» на предмет возможного сотруничества в этой области, то в «Совинтеле» и «Комбеллге» считают более приемлимым решение по организации внутрикорпоративной мобильности на базе технологии DECT. С точки зрения специалистов «Комбеллги», развитие корпоративных мобильных служб в стандарте GSM будет стоить заведомо дороже, хотя сама технология окажется более современной, чем применение радиоудлинителей.

В департаменте по работе корпоративных клиентов компании «ВымпелКом» отметили следующее: услуга «Корпоративного GSM» будет интересна небольшому количеству VIP-клиентов, но только в случае отлаженного и тщательно протестированного типового решения. В принципе, сотовый оператор готов развивать ее независимо от позиции операторов фиксированной связи. Технологически развернуть предоставление таких услуг возможно уже сегодня, поскольку в портфеле вендоров имеется несколько платформ, поддерживающих это решение. В частности, снова была упомянута система Alcatel WOC.

В заключение представитель «Би Лайна» отметил, что услуга «Корпоративный GSM» может быть востребована только в регионах, где инфраструктура операторов фиксированной связи развита гораздо хуже, чем в Москве. Но главным препятствием остается ценовой вопрос.


MD110 поддерживает мобильность GSM

Опция «мобильный абонент» предлагается компанией Ericsson в качестве дополнительного функционального расширения станции MD110. Обработка вызовов мобильных абонентов происходит в соответствии с заданным классом обслуживания, причем все абоненты регистрируются в системе как обычные пользователи. Весь спектр дополнительных функций, предоставляемый УАТС, доступен мобильным абонентам.

Мобильный абонент, прописанный в корпоративной телефонной сети, может пользоваться следующими видами сервиса: сокращенный набор, передача тонового сигнала DTMF, авторизация в системе, переадресация, перехват и удержание вызова, внедрение в разговор, поиск в группе, услуги оператора/секретаря, конференц-связь и множество других. Благодаря этом механизмам возможна организация сложных сценариев обслуживания абонентов, находящихся вне пределов офиса, например в командировке или по пути к заказчику.

УАТС MD110 способна регистрировать в своей системе до 15000 мобильных абонентов. Каждый абонентский вынос станции LIM (Line Interface Modul) максимально рассчитан на обслуживание 300 таких абонентов.

В качестве терминала мобильного абонента может применяться любой сотовый телефон, подключенный к глобальной сети мобильной связи и обладающий средствами тонального набора сигналов (DTMF).

Поддержка тонального набора на сотовом телефоне необходима для вызова абонента корпоративной сети по короткому внутреннему номеру. Выглядит эта процедура примерно так же, как и при звонках с обычного офисного телефона: вызывающий пользователь вначале дозванивается на УАТС, а затем, переведя свой аппарат в тональный режим, осуществляет донабор номера вызываемого сотрудника. В ряде моделей сотовых телефонов от Ericcson функция набора номера УАТС может быть запрограммирована и привязана к нажатию какой-либо клавиши.

Вместе с тем коммутация как входящих, так и исходящих вызовов мобильного абонента станции MD110 происходит на оборудовании оператора глобальной сети мобильной связи. С точки зрения оператора, данный абонент ничем не отличается от всех прочих его подписчиков. Все адресуемые ему звонки станция MD110 перенаправляет на мобильный центр коммутации, который через принадлежащие оператору базовые станции устанавливает сквозное соединение.

Таким образом услуги мобильного абонента, приписанного к корпоративной телефонной сети, тарифицируются биллинговой системой оператора на «общих основаниях». Несмотря на очевидное удобство функции и оптимизацию с ее помощью работы мобильных сотрудников, реальная экономия расходов на связь в данном случае возможна лишь при подписке на специальный корпоративный тарифный план.

Стоимость лицензии на подключение одного мобильного абонента составляет 200 долл. Для клиентов, приобретающих последнюю, 11-ю версию УАТС MD110 или модернизирующих до этой версии системное ПО, опция «мобильный абонент» поставляется бесплатно. Завершенных инсталляций этой системы в нашей стране пока нет, так как эта опция появилась среди коммерческих предложений Ericsson только в начале 2003 года.