Персонализация ресурсов — достаточно распространенное явление в современном Internet. Практически все крупные сайты обладают возможностью индивидуальной настройки параметров. Изменяются цвета, содержание, структура сайта. Это и есть механизмы персонализации сайтов.

Еще одна грань удобства для пользователей — умение сервера распознавать посетителя и перестраиваться в соответствии с его интересами и предпочтениями. Например, сайт ИА «РосБизнесКонсалтинг» позволяет настроить панель тикеров, которая отображается в правом верхнем углу первой страницы. Вы можете создать любой набор тикеров и всякий раз видеть его, заходя на главную страницу РБК (http://www.rbc.ru).

Техническая реализация

С технической точки зрения процесс персонализации включает в себя два аспекта: идентификацию пользователя и составление его профиля (пользовательского досье). Методы идентификации, конечно же, зависят от количества и качества пользовательских настроек, которые хранит система персонализации. Зачастую можно получить доступ к индивидуальным сервисам только после предварительной регистрации (введения логина/пароля).

Однажды зарегистрировавшись на сайте Internet-магазина «Озон» (http://www.ozon.ru), впоследствии можно настроить приветствие, раздел по умолчанию, режимы показа каталога, цветовую палитру и многое другое. Пусть ненамного, но это облегчает работу с сайтом и делает ее более приятной.

Другой вариант идентификации (более простой и распространенный) базируется на технологии cookies. Он используется, когда персональные данные, которые требуется сохранить, не имеют большой ценности. Например, Web-сервер все того же ИА «РосБизнесКонсалтинг» при изменении тикеров запишет на удаленный компьютер cookie-файл с названием TICKERS, содержащий перечень выбранных пользователем настроек. Затем он по запросу пользовательского браузера (в котором хранится значение переменной TICKERS) воссоздаст первоначальную настройку внешнего вида панели тикеров.

Для хранения более сложной и ценной информации придется составить пользовательский профиль и хранить его на стороне владельца Web-ресурса. Способ хранения персональных данных зависит от предпочтений разработчика сайта. Чаще всего используется файловая система или база данных. В создаваемый профиль записываются индивидуальные настройки посетителя сайта (цвета панелей, интересующие разделы и данные, предпочитаемые шрифты и др.). Конкретный набор настроек зависит от возможностей системы персонализации.

Рис. 1. Выбор тикеров для показа на сайте «РосБизнесКонсталтинга»

Виды персонализации

Существуют типичные задачи, требующие применения механизмов персонализации.

Во-первых, это географическая персонализация контента, состоящая в перестройке новостей и структуры представления информации в зависимости от региона, в котором находится пользователь. Скажем, по IP-адресу запроса можно вычислить страну проживания последнего и выбрать соответствующий язык для вывода информации. Другой пример: если вы зайдете на главную страницу «Рамблера» (http://www.rambler.ru) из Владивостока, то увидите погодный блок, адаптированный именно для Владивостока. Это удобно пользователям и, в конечном счете, владельцу ресурса, поскольку, видя заботу о себе, посетители становятся более лояльными к Web-сайту.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что каждому человеку присущи индивидуальные вкусы в отношении цвета фона или шрифтов. Многие сайты предоставляют пользователю удовольствие выбирать стиль отображения сайта. Сервер запомнит сделанные настройки и при следующем визите посетителя «перекрасится» в нужный цвет без напоминаний. Эта возможность легко и удобно реализуется с помощью Web-технологии Cascade Style Sheets.

На странице сервера ListSoft (http://www.listsoft.ru) можно выбрать цвет, стиль и набор разделов, которые необходимо отобразить на странице. Каждый информационный блок (меню, статьи, top10, описания программ) допускается убирать или конфигурировать по своему усмотрению. Все настройки запоминаются и автоматически восстанавливаются при следующем визите того же пользователя.

В-третьих, далеко не вся отображаемая на портале информация интересует конкретного посетителя. При этом тематическая персонализация является самым сложным видом персонализации сайта. Суть процедуры заключается в фильтрации тематического наполнения его страниц, причем портрет пользовательских предпочтений составляется несколькими способами:

  • с помощью обычных опросов об интересах и увлечениях пользователя. Но вряд ли многие согласятся пройти эту процедуру, так как заполнять все поля достаточно долго и утомительно;
  • за счет скрытого наблюдения за посетителем. Например, можно разбить весь спектр публикуемых на сайте материалов на определенные области (музыка, театр, компьютеры и т. д.), а затем каждую статью проранжирировать в этой "системе координат" с соблюдением весовых коэффициентов. Анализ значительного числа статей, к которым обращался пользователь, позволяет сделать достаточно корректный вывод об интересующих его темах;
  • путем фиксации того, на какие баннеры и другие рекламные материалы реагирует пользователь. Баннеры тоже можно проранжировать тематически. Правда, для получения полноценного портрета посетителя лишь на основе заходов по баннерным ссылкам требуется гораздо больше статистического материала, поскольку в аналитическую выборку попадает слишком много случайных нажатий (красивый баннер, завлекательная надпись и т. д.). Реализовать такой механизм составления пользовательского портрета на отдельном Web-сайте, пожалуй, непосильная задача, но крупной баннерной сети это вполне по плечу.

В марте 2001 года компания Imho (http://www.imho.ru) лицензировала технологию DART for Advertisers (DFA) компании DoubleClick. И сразу же началось накопление сведений о российских пользователях Internet (база поведенческих индексов). Технология DART позволяет проводить интеллектуальную оптимизацию показов баннеров, т. е. демонстрировать их именно тем посетителям, которые интересуются данной тематикой.

Портрет пользователя

Итак, какие же сведения целесообразно включать в портрет пользователя? Разумеется, его «визитную карточку», то есть имя, фамилию, контактные адреса, телефоны, электронный адрес. Более нетривиальной, но также нужной является информация о его компании, должности, размере заработка и источниках доходов. Нелишне узнать о его семье, детях и друзьях. Сведения об интересах, вкусах и предпочтениях пользователя, формирующиеся на основе анализа выбираемых им статей и рекламных ссылок, также включаются в общий портрет. В ряде случаев в систему заносятся коммерческие данные (такие, как номера кредитных карточек, частота совершения покупок в различных магазинах), но их можно рассматривать как дополнительную информацию.

Грамотно составленное персональное досье представляет большую ценность для владельца Web-ресурса, ибо позволяет с минимальными издержками добиться лояльности посетителя. С помощью хранящихся в нем сведений можно индивидуально перестраивать структуру отображения содержимого сайта, вынося на самые видные места те статьи, которые наверняка заинтересуют этого пользователя.

Можно учитывать составленный портрет при сортировке новостей, результатов поиска или при уточнении запросов. Учет пристрастий посетителя при сортировке результатов поиска поможет сделать их более релевантными.

Еще одна сфера применения портретов пользователей — показ баннерной рекламы в соответствии с их интересами. Так, если известно, что данный посетитель интересуется музыкой, имеет смысл показывать ему баннеры нового музыкального Internet-магазина.

Рис. 2. Вы можете сами выбрать содержание стартовой страницы Яндекса

Рынок систем персонализации в России

Рынок систем персонализации в нашей стране развит крайне слабо. Готовые продукты на нем практически не представлены. Из независимых разработок внимания заслуживает только проект IQRate.com (http://www.iqrate.com), зато к нему следует присмотреться повнимательнее.

IQRate.com формирует поведенческий портрет пользователя на основе прямой и косвенной информации: это традиционные анкетные данные, а также анализ оценки пользователем фильмов, книг и других предметов исследования, которые ранее были проранжированы экспертами и другими пользователями. Алгоритмы составления портрета на основе собираемых данных являются «ноу-хау» компании Trelco. Информация о посетителях различных Web-сайтов может быть использована системой в следующих областях:

  • онлайновая продажа видеокассет, музыкальных записей, книг и других товаров. В базе данных накапливаются оценки пользователя, что позволяет актуализировать и уточнять его товарные предпочтения. Сервисом IQRate пользуется уже упоминавшийся ранее Internet-магазин "Озон". На его страницах можно найти ссылку "Рейтинг и прогноз IQRate" для каждого предлагаемого наименования продукции;
  • оптимизация баннерных сетей. За счет индивидуального подбора баннеров под каждого пользователя система IQRate поможет поднять эффективность Internet-рекламы;
  • деятельность информационных агентств, серверов рассылок, фирм по трудоустройству, проведение социологических исследований и т. д.

Остальные решения, представленные на рынке, являются не самостоятельными продуктами, а лишь приложениями к системам управления контентом (CMS). Например, в систему управления структурой и содержанием сайта (CMS) Dynasite (http://www.dynasite.ru) компании «РекСофт» входит модуль персонализации. Он интегрирован с ядром системы и используется в некоторых Internet-проектах, реализуемых на основе Dynasite.

Другая известная система управления Web-контентом — Optimizer (http://www.optimizer.ru) компании «Гарант-парк» — также имеет встроенные возможности персонализации. Благодаря этому каждый посетитель Internet-портала, созданного с помощью Optimizer, может видеть информацию, которая предназначена только ему.

В продукт CMS Saitistika (http://www.saitistika.ru) система персонализации пользовательских страниц не входит, но благодаря наличию открытых интерфейсов есть все возможности для ее разработки силами заказчика.

А вот западный рынок систем персонализации понемногу набирает обороты. Прежде всего стоит упомянуть Net Perceptions (http://www.netperceptions.com), предлагающий готовые программные решения в этой области. Существует даже индустриальный консорциум по персонализации Web-сайтов (http://www.personalization.org), в который входят многие известные компании — как разработчики, так и потребители систем управления контентом. Консорциум вырабатывает общие правила игры в этом рыночном сегменте, ведь сбор и хранение персональной (а другими словами — конфиденциальной) информации о пользователе — дело достаточно щекотливое.

Несмотря на крайне скудный выбор готовых продуктов, даже в российском Internet можно найти очень много сайтов, предлагающих возможности индивидуальной настройки. Как правило, эти механизмы создаются самими заказчиками — владельцами сайтов. Причина низкого спроса на готовые продукты состоит в крайней сложности интеграции механизмов персонализации с ПО, поддерживающим управление Web-сервером, в том числе обновление страниц. Фактически персонализация сайта начинается после получения запроса от Web-браузера, но еще до старта обработки нужной страницы ядром системы CMS, что обусловливает сложность процесса взаимодействия модуля персонализации и системы контент-менеджмента.

Типичным примером собственного решения для персонализации портала является проект «Мой Яндекс» (http://my.yandex.ru). Этот ресурс предоставляет посетителю портала www.yandex.ru возможность визуально оперировать блоками информации. Количество блоков довольно большое (электронная почта, Web-трансляции, телепрограмма, погода, календарь, новости и т. д.), и каждый из них настраивается по цвету фона, текста, ссылок, по стилю и режиму обновления содержания. Насколько известно, Yandex.ru не использует ни одну из тиражируемых систем персонализации, разрабатывая собственное решение.

Перспективы

Так или иначе, для достойной персонализации сайтов, подразумевающей применение встроенных средств наблюдения за действиями пользователя, необходимы серьезные научные и интеллектуальные разработки. Алгоритмы создания психологического или поведенческого портрета человека далеко не очевидны, и на их разработку «с нуля» у небольших компаний попросту не хватит средств.

Поэтому в ближайшее время стоит ожидать заполнения этого относительно молодого рынка продуктами российского производства. Основное направление развития систем персонализации находится на стыке психологии, социологии и программирования. Только обладая интегрированными знаниями, можно говорить о создании новых алгоритмов составления пользовательских портретов. При этом большое внимание должно уделяться корректности таких работ, то есть соблюдению пользовательского privacy и разработке схем, которые полностью устраивают взаимодействующие через Internet стороны.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями