После того как корпорация Lucent выделила в самостоятельную компанию бизнес разработки и продвижения продуктов для корпоративных сетей, чтобы сконцентрироваться только на обслуживании операторов связи, она была обречена стать «заложницей» кризиса телекоммуникационной отрасли. Как известно, операторские сети почти два года находились в состоянии, близком к стагнации, что не могло не отразиться на производителях оборудования связи. Одно время Lucent даже была своеобразным индикатором глубины общемирового кризиса, но, к счастью, все плохое тоже когда-то заканчивается.

Западные аналитики утверждают, что самое страшное уже позади и выжившие компании могут предвкушать скорые дивиденды от грядущего подъема индустрии. Тем не менее иногда телекоммуникационное сообщество еще будоражат сообщения и слухи об очередном изменении стратегии той или иной фирмы, а это отнюдь не способствует стабилизации рынка. Главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с руководителем российского представительства Lucent Дмитрием Каменским и техническим директором Lucent в России Андреем Радкевичем, чтобы из первых рук получить ответы на волнующие отрасль вопросы.

Как вы оцениваете деятельность российского представительства Lucent в прошедшем году и каких результатов можно ожидать в году наступившем?

Дмитрий Каменский (ДК): Российское представительство Lucent отвечает за деятельность компании в России и других странах СНГ, то есть в тех регионах, где телекоммуникационный рынок устойчиво растет. А вместе с ним растет и бизнес Lucent. В прошлом финансовом году мы зафиксировали небольшое увеличение продаж оборудования и услуг, а в нынешнем, который начался для Lucent в октябре, ожидаем роста оборотов на 50%.

Как вы знаете, мы работаем только с операторами связи, поэтому, говоря о структуре продаж, имеет смысл сегментировать бизнес Lucent на поставки решений для операторов фиксированной и мобильной связи. Если в прошлом году объемы продукции, проданной фиксированным и мобильным операторам, были примерно равными, то в 2003 году акцент должен немного сместиться в сторону провайдеров мобильных услуг.

Таковы наши прогнозы, но результат в значительной мере зависит от развития проекта, подразумевающего перевод сетей операторов NMT-450 на цифровой стандарт. Первый шаг в этом направлении уже сделан в Санкт-Петербурге, где компания «Дельта Телеком» развернула на базе нашего оборудования сеть CDMA450.

В целом смещение бизнеса в сторону мобильных операторов кажется нам вполне закономерным. Оно отражает общероссийскую тенденцию опережающего роста числа мобильных абонентов по сравнению с фиксированными.

А что можно сказать о глобальных результатах деятельности Lucent? Виден ли свет в конце затянувшегося «туннеля»?

ДК: Наверное, одно из главных достижений Lucent заключается в том, что после обнародования официальных итогов деятельности компании за I квартал 2003 года стоимость ее акций поползла вверх. Надо сказать, что объем продаж не вырос, он даже немного сократился, но существенно улучшились результаты операционной деятельности. Это свидетельствует о том, что меры по реструктуризации бизнеса делают свое дело. Теперь руководство Lucent предполагает до конца года вывести бизнес фирмы на уровень безубыточности.

Очень важно, что ее финансовые итоги оказались в рамках прогнозов, которые делались квартал назад. А для фондового рынка очень важно, чтобы реальные отчеты соответствовали ожиданиям — пусть даже показатели суммарной выручки по-прежнему снижаются.

Какие сегменты оборудования для операторов фиксированных сетей, по вашему мнению, развиваются в нашей стране наибольшими темпами?

ДК: Мне кажется, что для российского телекоммуникационного рынка в определенной степени характерна цикличность развития. Допустим, в течение первого года операторы концентрируются на увеличении коммутационной емкости, затем понимают, что необходимо модернизировать транспортные сети, потом наступает черед «последней мили», после чего снова требуется наращивать номерную емкость и т. д. В соответствии с этими ритмами происходят волнообразные всплески продаж в том или ином сегменте оборудования — будь то коммутаторы городских сетей, оптические системы передачи или решения для широкополосного доступа.

Единственное, что можно сказать с полной уверенностью, — в последнее время в обороте Lucent заметно увеличилась доля продаж оборудования для передачи данных, поскольку соответствующее направление телекоммуникаций сейчас наиболее активно развивается в масштабах всей страны. Но это не означает отсутствия положительной динамики по другим направлениям, в частности телефонной коммутации уровня городских и региональных сетей. Здесь рост продаж связан в первую очередь с тем, что наш крупнейший заказчик, холдинг «Связьинвест», постоянно наращивает темпы ввода в эксплуатацию новой номерной емкости.

Какая доля бизнеса российского представительства Lucent приходится на предоставление услуг конечным заказчикам?

ДК: В российском офисе Lucent есть подразделение, которое занимается предоставлением услуг, поскольку наша компания не только продает «железки», но и полностью реализует многие проекты. К сфере компетенции этого подразделения относятся и монтаж оборудования на площадке заказчика, и его первичная настройка, и последующая техническая поддержка систем. Мобильным операторам мы помогаем проводить территориально-частотное планирование, оптимизацию частотного ресурса и проектирование архитектуры радиосети, вплоть до настройки угла передающей антенны.

Сейчас среди операторов есть спрос на услуги оптимизации действующих сетей. Причина в том, что многие коммерческие операторы, создававшие инфраструктуру практически с нуля, неравномерно развивали различные участки и узлы своей сети. В результате при высоких нагрузках у них иногда проявляется несбалансированность работы различных служб. Наши специалисты выявляют такие узкие места прежде, чем они дадут о себе знать в процессе коммерческой эксплуатации. Суммарная доля услуг в бизнесе российского представительства Lucent составляет порядка 13—15%.

Как вы оцениваете перспективы Lucent стать основным поставщиком решений для цифровизации сетей операторов NMT-450, учитывая при этом агрессивную политику некоторых китайских производителей?

ДК: Вы знаете, что мы совместно с оператором «Дельта Телеком» запустили в Санкт-Петербурге сеть третьего поколения SkyLink. Сегодня идут переговоры о ее расширении. И я по-хорошему завидую петербуржцам, которые имеют возможность пользоваться услугами CDMA450 уже сейчас. «Московская сотовая связь» и «Уралвестком» объявили о намерении запустить летом аналогичные службы. Мы ведем с ними контрактные переговоры, и в конце марта станет известно, на чьем предложении они остановят свой выбор.

Я считаю, у Lucent достаточно сильные позиции, чтобы стать основным поставщиком оборудования для цифровизации сетей NMT. Нужно учесть наш огромный мировой опыт в развертывании сетей CDMA в диапазоне как 450, так и 800 МГц.

На сегодняшний день Lucent установила в различных странах более 70 тыс. базовых станций данного стандарта. Нужно отметить, что технология CDMA очень сложна в плане поддержки работоспособности сети при высоких нагрузках. В этой связи можно вспомнить наш проект замены оборудования Qualcomm, ранее приобретенного московским оператором «Персональные коммуникации» (торговая марка СОНЕТ). Когда он набрал определенную абонентскую базу, его мобильная сеть начала испытывать постоянные перегрузки, отчего платформу Qualcomm пришлось заменить.

Lucent вышла на рынок систем CDMA несколько позже, чем Motorola и Qualcomm. Тем не менее многие североамериканские операторы связи, работавшие в данном стандарте, отказались от решений других производителей и перешли на нашу платформу. Поставщики услуг связи понимают, что выбор идет между «дешево и сердито» и тем, что дороже, но надежнее.

Кстати, заявления о том, что оборудование китайских производителей для сетей CDMA гораздо дешевле, всего лишь маркетинговый ход. Контрактные переговоры с реальными заказчиками показали, что разница в цене предложений Lucent и наших восточных конкурентов очень небольшая. Это касается закупочной стоимости отдельных элементов сетевой инфраструктуры. Если же говорить о совокупной стоимости владения, то с учетом мощности передатчиков, чувствительности приемников и количества базовых станций, которые необходимы для обеспечения одной и той же площади покрытия, расходы оператора, выбравшего решение Lucent, будут заведомо ниже. Одним словом, стоимость решений операторского класса нужно сравнивать на этапе контрактных переговоров.

Мне приходилось слышать, что установленная Lucent в Санкт-Петербурге система стандарта CDMA450 обладает лишь некоторыми чертами технологии третьего поколения CDMA2000 IX, по сути соответствуя «переходной» технологии...

ДК: Что значит — некоторыми чертами? Наша система CDMA450 полностью соответствует спецификациям CDMA 1X. Она отличается от сетей 3G, которые мы развертываем в Северной Америке или Азии, только тем, что базовые станции SkyLink оснащены определенными частотными фильтрами, позволяющими работать в диапазоне 450 МГц. С помощью той же самой платформы Flexent Modular Cell возможно построение двухдиапазонных сетей стандарта CDMA2000.

Вообще же мы стремимся совершенствовать свои продукты, чтобы они подходили как можно большему числу потенциальных заказчиков. Мало того, Lucent недавно объявила о создании полностью универсальных базовых станций, которые поддерживают как стандарт CDMA2000, так и UMTS.

Конечно, трудно себе представить сотового оператора, одновременно эксплуатирующего сети CDMA2000 и UMTS. Однако не секрет, что в Европе ведутся серьезные дискуссии об использовании общей инфраструктуры для предоставления услуг сразу несколькими операторами (то есть обсуждается возможность совместного использования ресурса сетей 3G). Не исключено, что этими разговорами пока преследуются исключительно маркетинговые цели, но, расширяя область применения и увеличивая объемы выпуска своих продуктов, любой производитель одновременно снижает их себестоимость. Поэтому мы готовы поставлять базовые станции для сетей 3G как на американский, так и на европейский рынок по меньшей цене.

Поговорим о «реструктуризации» продуктовой линейки Lucent. Скажем, из сообщений западной прессы стало известно, что компания ищет партнера для восполнения пробела в технологии мультипротокольной коммутации, который возник из-за остановки работ над коммутатором TMX880. На какие области Lucent перенесла акцент собственных разработок и почему?

ДК: Информация о том, что Lucent заморозила инновационные программы выпуска новых продуктов, в принципе неверна. Мы действительно пересмотрели продуктовую линейку, но исключительно в соответствии с потребностями рынка. Представители Lucent постоянно общаются со своими крупнейшими заказчиками и изучают, что им нужно на данный момент и каковы их дальнейшие планы развития бизнеса. На основании этих сведений принимаются решения о том, какие линейки оборудования нужно развивать, а какие — «замораживать». Выпускать и продвигать продукты, которые почти никому не нужны, — слишком дорогое удовольствие для любого производителя.

Как пример продукта, работы над которым пришлось приостановить, могу упомянуть полностью оптический коммутатор LambdaRouter, обеспечивающий переключение оптических потоков без их промежуточного преобразования в электрические сигналы. Без сомнения, это инновационная технология, и пару лет назад многие магистральные операторы заявляли, что такой продукт, как LambdaRouter, им жизненно необходим. Но прогнозы роста загрузки сетей не оправдались, поэтому теперь операторы пересмотрели свои планы и более осторожно подходят к внедрению передовых оптических технологий.

Если говорить о продуктах, которые пользуются реальным спросом на российском рынке, то Lucent сохранила доступными все «150» процентов перечня их наименований.

АНДРЕЙ РАДКЕВИЧ:

«У Lucent есть четкие приоритеты в отношении повторного вывода своих продуктов на массовый рынок»

Андрей Радкевич (АР): На самом деле нельзя говорить даже о временном закрытии каких-либо научно-исследовательских работ. Просто акцент был перенесен с одних направлений НИР на другие. Это привело к тому, что компания перестала активно продвигать на рынке и рекламировать некоторые продукты, но они по-прежнему присутствуют в ее портфеле.

Что же касается устройства LambdaRouter и мультипротокольного коммутатора TMX880, их массовые продажи начнутся, как только созреет рынок. Надо сказать, что эти продукты существуют не в виде бета-версий или технологических заготовок: ряд заказчиков не только видели и испытывали их, но и установили в качестве рабочих элементов своей сети. Но такие изделия продаются буквально поштучно, поэтому для Lucent, как коммерческой компании, является резонным следующий вопрос: стоит ли тратить маркетинговые ресурсы на это направление, если у нас есть масса продуктов, которые пользуются повышенным спросом и обеспечивают доходы и прибыль?

К сожалению, в прессе появляются сообщения, что Lucent «закрыла» едва ли не всю линейку DSL-оборудования, серверов доступа, мультисервисных систем AnyMedia и т. д. Такие заявления совершенно беспочвенны. Мы не только не делали этого, но и ускорили их дальнейшее технологическое усовершенствование. Приостановлено развитие только трех линеек — уже упомянутых устройств полностью оптической коммутации LambdaRouter, мощных мультипротокольных коммутаторов TMX880 и коммутатора IP-услуг (IP Service Switch, IPSS) SpringTide, который рассчитан на применение как в фиксированных, так и в мобильных сетях.

Последний продукт — довольно важный и интересный, но тенденция развития телекоммуникационной отрасли сейчас несколько иная: в сфере коммутации IP-услуг происходит миграция от централизованных устройств, размещаемых в некоторой точке сети, к более распределенным системам. Поэтому мы начали продвигать аналогичную идею коммутации услуг 3-7-го уровней, реализованную уже с помощью отдельных модулей и плат, которые встраиваются в различные узлы сетевой инфраструктуры. Так, в виде плат или модулей с поддержкой коммутации услуг будут выпускаться серверы широкополосного доступа, мультисервисные шлюзы PacketStar и многое другое.

Говоря о стратегии Lucent в области продуктов для мультипротокольной коммутации на основе меток (MPLS), стоит отметить, что компания стояла у истоков создания этой технологии. В нашем портфеле уже несколько лет имеются продукты, обеспечивающие функциональность MPLS. У Lucent есть линейки мультисервисных продуктов, поддерживающих как различные спецификации (пре-стандарты) этого протокола, так и его частные реализации.

Как известно, единого стандарта MPLS пока не существует: есть лишь два пре-стандарта, RFC 2547 и Draft Martini, каждый из которых активно продвигается разными группами производителей. В противоборстве этих двух лагерей наблюдается примерное равенство сил, и, вероятно, в будущем оба пре-стандарта будут утверждены в качестве стандартов мультипротокольной коммутации данных по меткам. Поэтому Lucent, наряду с поддержкой «Draft Martini», внедряет в свои продукты модули, поддерживающие MPLS версии RFC 2547. В частности, это относится к магистральным коммутаторам серий GX, CBX и к устройствам мультисервисного доступа PacketStar.

Как видите, направление мультипротокольной коммутации у нас ни в коей мере не закрыто. Многие так решили из-за изменения наших планов продвижения продуктов из линеек SpringTide и TMX, которые изначально поддерживали MPLS версии RFC 2547. Но как только операторам потребуется мощное централизованное устройство, работающее на уровне ядра сети, мы предложим соответствующее решение либо под уже известной маркой, либо под каким-то другим названием.

По последним сведениям, магистральные каналы, построенные в Северной Америке, наконец-то начинают заполняться трафиком данных. Значит, можно ожидать, что заказчики вскоре вспомнят о высокопроизводительных оптических системах передачи и коммутации?

АР: Действительно, самые страшные времена кризиса в США уже минули. Как предполагают аналитики, к концу нынешнего года (максимум — к середине следующего) построенные в 1999-2000 годы магистрали, предназначенные для перекачки огромных массивов данных, будут загружены трафиком пользователей, и тогда потребуется модернизация транспортных сетей.

Тут уместно привести еще один пример, связанный с перспективными разработками Lucent. Я имею в виду оптическую DWDM-систему Lambda-Xtreme, способную генерировать 160 несущих волн разной длины и обеспечивать терабитные скорости передачи данных по оптоволокну. Разумеется, еще пару лет назад мощности таких устройств были чересчур избыточными для операторов, но даже тогда Lucent не заморозила работу над ними, предполагая, что скоро наступит их время. Сейчас мы уже ощущаем спрос на них и думаем, что он значительно возрастет к концу текущего года.

Вместе с тем вывод на коммерческий рынок сравнительно дешевой, но очень эффективной технологии оптической коммутации отложен на более далекую перспективу. Дело в том, что большинство операторов используют технологию DWDM для организации соединений «точка-точка» (например, между Европой и США или США и Азией), которые быстрее других загружаются трафиком. А системы оптической коммутации начнут применяться лишь тогда, когда операторам потребуется коммутировать оптические каналы. Таким образом, у Lucent есть четкие приоритеты в отношении повторного вывода своих продуктов на массовый рынок.

Какие новые функциональные возможности появляются в продуктах, которые востребованы массовым рынком?

АР: Давайте начнем с рынка широкополосных услуг, о которых мы уже упоминали в начале разговора. Как традиционная телефонная и одновременно новаторская компания Lucent развивает две линейки продукции, ориентированные на разные категории операторов. Речь идет об оборудовании семейств Stinger и AnyMedia.

Продукты из линейки Stinger мы предлагаем прежде всего городским операторам связи, которые сталкиваются с большим спросом на широкополосные службы. К примеру, МГТС является крупнейшим заказчиком оборудования Stinger. Чем оно отличается от предложений других производителей? В первую очередь — своими уникальными характеристиками плотности xDSL-портов, поддержкой практически всех известных технологий DSL в одном шасси, а также низким удельным энергопотреблением и тепловыделением. На сегодняшний день больше ни у кого нет решения, обеспечивающего интеграцию 72 ADSL-модемов на одной плате.

Система AnyMedia предлагается в основном традиционным телефонным компаниям в качестве базового расширения или абонентского выноса телефонных станций, позволяющего организовывать предоставление услуг xDSL. Такое оборудование обеспечивает высокую концентрацию обычных телефонных услуг, использующих стандартные протоколы типа V5.2. Следовательно, оно оптимально для тех фирм, которые развивают базовые телефонные услуги, но подумывают и о предоставлении отдельным клиентам широкополосного доступа к глобальным сетям. На Западе это характерно для сельских районов, а в России — и для ряда крупных городов, где до сих пор наблюдается дефицит номерной емкости.

В продуктах обоих семейств мы обеспечиваем поддержку всего спектра технологий xDSL: это и ADSL, и SHDSL, и IDSL. А в ближайшее время мы объявим о выпуске модуля VDSL. Он немного задержался, поскольку не было смысла предлагать такое устройство в разгар отраслевого кризиса.

Коммерческий успех может ожидать нас и при выводе на рынок решений, способных обеспечить массовое предоставление качественных услуг передачи пакетного голоса поверх каналов xDSL. Кроме того, поставляемые сегодня устройства Stinger умеют не только концентрировать широкополосный трафик, но и терминировать отдельные клиентские сессии, а также маршрутизировать данные по сети. А значит, у операторов отпадет необходимость в установке внешних маршрутизаторов и терминаторов клиентских сессий, традиционно применявшихся при развертывании сетей широкополосного доступа. Таким образом, Stinger представляет собой полноценное IP-устройство, при использовании которого развертывание сетевой инфраструктуры доступа заметно удешевляется. Все эти новшества появились в семействе Stinger во второй половине прошлого года.

И последнее, на чем мне хочется остановиться: все выпускаемые Lucent мультисервисные устройства готовы к массовому развертыванию служб потокового видео. Недавно были анонсированы новые модули IP2000 для линейки Stinger, которые рассчитаны на поддержку широкополосного IP-вещания от одной центральной передающей станции многим клиентам. Это довольно сложная технология, если учесть необходимость резервирования под видеосигнал довольно большой полосы пропускания. Насколько мне известно, полноценного решения для передачи потокового видео не предлагал еще ни один производитель. Вскоре поддержка широкополосного IP-вещания будет внедрена и на платформе AnyMedia.

Можно долго рассказывать и о новом клиентском оборудовании для широкополосного доступа (пока мы обсуждали только станционное). Однако и того, о чем мы уже упомянули, достаточно, чтобы получить представление об основных направлениях развития этой линейки.

С кем еще, помимо МГТС, ведутся переговоры о развертывании систем широкополосного доступа на базе Stinger или AnyMedia? Где такие сети уже построены?

ДК: Платформу AnyMedia уже использует Санкт-Петербургская городская телефонная сеть. Но это решение развернуто не для обеспечения услугами центра города, а в основном — для телефонизации «спальных» районов, где до сих пор наблюдается дефицит коммутационной емкости. Ряд предприятий «Связьинвеста», в том числе ЮТК и «ЦентрТелеком» в Московской области, также опробовали данную систему. Не будет ошибкой сказать, что планы продвижения оборудования Stinger и AnyMedia касаются всех предприятий «Электросвязи» и телефонных сетей крупных российских городов.

Вы, наверное, знаете, что помимо базовой телефонии операторам «Связьинвеста» разрешили предоставлять множество дополнительных услуг. А поскольку заказчик уровня «Связьинвеста» изначально ориентируется на проверенные надежные решения операторского класса, здесь мы себя чувствуем достаточно уверенно.

В связи с некоторыми изменениями в продуктовой политике компании планируется ли как-то преобразовать отношения Lucent с российскими партнерами?

ДК: Дистрибьюторским бизнесом мы практически не занимаемся, поскольку поставляем сложные решения, а не коробочную продукцию. Роль реселлеров Lucent играют системные интеграторы. Однако, исходя из целей и задач общей реструктуризации бизнеса, мы делаем упор на развитие партнерских связей.

В нашей стране через партнеров продается до 35% поставляемого Lucent оборудования, что по общемировым меркам не совсем обычно. Россия в этом смысле является исключением из правил: здесь партнеры компании продают и мультисервисное оборудование, и городские телефонные коммутаторы 5ESS, и даже базовые станции GSM. А изменения в стратегии продвижения продуктов никак не скажутся на отношениях с партнерами, поскольку спектр изделий, предлагаемых нашим реселлерам, остался прежним.

Развивая партнерский бизнес, мы не стремимся увеличивать число фирм, работающих с нами напрямую, а содействуем повышению качества их работы с заказчиками. Сейчас нам достаточно семи-восьми системных интеграторов, поставляющих решения Lucent, прежде всего потому, что мы не ориентированы на корпоративный сегмент рынка. В российской отрасли связи идет процесс укрупнения предприятий: вместо прежних 86 управлений «Электросвязи» осталось всего семь укрупненных филиалов «Связьинвеста». Та же тенденция характерна и для мирового рынка.

Главная задача Lucent во взаимоотношениях с партнерами — повышать их уровень квалификации, с тем чтобы они могли самостоятельно поддерживать широкий спектр оборудования. И по мере того как российские фирмы будут приобретать навыки работы с продуктами Lucent и сертифицировать своих специалистов, они станут брать на себя все больше функций, связанных с пусконаладочными работами и технической эксплуатацией. Следовательно, можно ожидать, что доля партнерского бизнеса в общем обороте российского представительства Lucent будет только расти.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями