У крупнейших мировых аудиторских компаний, членов так называемой «Большой пятерки», проблемы возникли не вчера. Долгое время эти организации предоставляли своим клиентам услуги, с одной стороны, в области бизнес-консалтинга и оптимизации налогообложения, а с другой — в сфере аудита. Проще говоря, аудиторы давали советы по совершенствованию управленческой и финансовой деятельности, после чего сами же проверяли и утверждали результаты предложенных ими мер.

Порочность подобной практики в полной мере проявилась весной прошлого года, после крушения американской компании Enron. Банкротство этого энергетического гиганта произвело эффект разорвавшейся бомбы. Как читатель, возможно, помнит, в скандале оказалась замешанной аудиторская фирма Arthur Andersen, помогавшая руководству Enron скрывать от акционеров нараставшие финансовые проблемы.

Это событие и вскрывшиеся вскоре финансовые приписки в других американских компаниях больно ударили по мировому аудиторскому и консалтинговому бизнесу. Одним из следствий стало спешное выделение консалтинговых подразделений в самостоятельные организации. Данный процесс еще не завершился, но справедливости ради отметим, что упорядочивать свою деятельность некоторые фирмы начали задолго до череды финансовых разоблачений на рынке США.

Показательным примером в этом отношении может служить корпорация KPMG. Ее история началась с образованной в 1897 году фирмы Peat Marwick, переименование которой в KPMG состоялось в 1987 году, после слияния Peat Marwick и Klynveld Main Goerdeler. За разграничение аудиторской и консалтинговой деятельности корпорация всерьез принялась в середине 90-х годов прошлого века.

В 1997 году отдел консалтинга был реорганизован в отдельное юридическое лицо, а в 1998 году в Комиссию по ценным бумагам и биржам США поступило заявление на предмет придания независимости консалтинговому и аудиторскому бизнесу KPMG. Еще через два года KPMG Consulting начала полностью самостоятельную деятельность. Логическим же завершением этого пути стало создание и продвижение на рынок нового брэнда: в сентябре 2002 года бывшее консалтинговое подразделение KPMG получило название BearingPoint (в артиллерии этот термин означает опорную точку, а в морской навигации — точку ориентира).

Сейчас в компании работают свыше 16 тыс. специалистов, а ее деятельность охватывает 40 стран. По всему миру сферы компетенции KPMG и BearingPoint четко разделены. Хотя обе фирмы могут обслуживать одного и того же клиента, их отношения с заказчиком строятся на независимой основе и определяются отдельными договорами. Более того, отныне KPMG и BearingPoint не имеют права подготавливать совместные предложения для участия в тендерах и выступать в роли субподрядчиков по отношению друг к другу.

Окончательно освободившись от последних признаков принадлежности к миру аудита, BearingPoint предоставляет услуги в области бизнес- и ИТ-консалтинга. Они охватывают все стадии управления организацией: от разработки новых бизнес-стратегий до промышленной эксплуатации средств их реализации. Эти услуги распространяются на такие сферы, как управление бизнес-процессами и ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с клиентами (CRM) и цепочками поставок (SCM), системная интеграция и внедрение современных инфотелекоммуникационных технологий.

В своей деятельности BearingPoint опирается на партнерские отношения примерно с 50 высокотехнологичными компаниями, среди которых — AT&T Solutions, BEA Systems, Cisco Systems, EMC, Hewlett-Packard, i2, IBM, Microsoft, Oracle, PeopleSoft, SAP, Siebel и Sun Microsystems. Такая партнерская база позволяет фирме работать практически на всех вертикальных рынках, включая различные отрасли тяжелой и легкой промышленности, банковский и финансовый рынки, сферы телекоммуникаций, высоких технологий и государственный сектор.

Ее клиентами являются более 2100 организаций. Среди них — 430 компаний из списка Fortune 1000, пять крупнейших мировых финансовых корпораций, девять из десяти ведущих телекоммуникационных компаний США. С 1997 по 2001 финансовый год оборот консалтинговой части KPMG утроился, увеличившись с 0,95 до 2,85 млрд долл. Последующий кризис, естественно, затронул и консалтинговый бизнес, так что в прошлом году фирма заработала примерно 2,4 млрд долл., но среднегодовые темпы роста ее бизнеса на протяжении последних шести лет составляли около 20%.

В России успехи KPMG пока скромнее. Ее деятельность в нашей стране началась в 1992 году. В феврале прошлого года на базе отдела консалтинга была создана фирма «КПМГ Консалтинг Русланд», а в самом конце прошлого года состоялось ее переименование в ООО «БерингПойнт». В ее штате сейчас насчитывается 60 консультантов (их число за прошедший год удвоилось), а оборот компании за 2002 финансовый год составил без малого 10 млн долл.

Около 90% дохода было получено за счет оказания услуг российским заказчикам, первое место среди которых занимает НК «Лукойл». Специалисты «БерингПойнт» оказывают этой фирме услуги комплексного консалтинга, прежде всего — по внедрению программного обеспечения SAP R/3 в московском офисе «Лукойла». Кроме того, в октябре 2002 года стартовал региональный проект на предприятии «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез».

Еще одна нефтяная компания — «Юкос» — воспользовалась услугами финансового консалтинга. Среди других отечественных клиентов «БерингПойнт» — дальневосточная фирма «B-Лазер», сеть магазинов розничной торговли «Копейка», московские представительства Ericsson и Siemens.

Несмотря на обилие партнерских соглашений, в России деятельность «БерингПойнт» пока связана с программными продуктами фирмы SAP, а ее основные доходы — с обслуживанием нефтяной отрасли. Тем не менее генеральный директор российского представительства BearingPoint Томас Штюмер надеется, что вскоре ситуация несколько изменится.

В частности, эксперты компании отмечают динамичное развитие российского телекоммуникационного рынка, следствием которого может стать приток новых клиентов. Не исключено, что одновременно с этим расширится набор услуг, предлагаемых отечественным заказчикам. Если сегодня они практически полностью концентрируются вокруг ERP-решений, то в ближайших планах фирмы — распространение своей деятельности на сферы CRM и SCM.