В ходе первого визита в Россию Джона Чемберса, президента и исполнительного директора Cisco Systems, был дан старт совместному проекту Cisсo и «Аквариуса».
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛИНИЯ по сборке серверов AquaServer TCM-24 теперь работает под флагом Cisco

Новый проект стал одним из результатов первого заседания круглого стола, собравшего в прошлом году представителей российских и американских ИТ-компаний. Сам факт запуска этого проекта примечателен прежде всего тем, что Cisco очень строго подходит к выбору аппаратных платформ для установки ее ПО IP-телефонии Сisco CallManager. До последнего времени в нашей стране оно было доступно только на серверах Compaq и IBM. Теперь к этим крупнейшим мировым производителям присоединилась отечественная фирма «Аквариус», ставшая первым российским AVVID-партнером Cisco в рамках программы для серверов приложений IP-телефонии.

Интерес Cisco к продвижению продукции данной категории в России объясняется тем, что в России переход корпоративных заказчиков на системы IP-телефонии только начался. Согласно оценкам корпорации, объем отечественного рынка оборудования для корпоративной телефонии превышает 150 млн долл., но доля Cisco на нем составляет считанные проценты. В этих условиях фирма стремится создать плацдарм для захвата максимальной части зарождающегося рыночного «пирога». В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) ей, кажется, это уже удалось. Здесь внедрение IP-телефонии в корпоративном секторе началось раньше, и Cisco Systems сумела заметно потеснить своих конкурентов (см. рисунок).

По словам главы корпорации Джона Чемберса, выбор в пользу «Аквариуса» сделан неслучайно. Присматриваясь к потенциальным российским партнерам, руководители Cisco принимали во внимание историю фирмы, ее положение на рынке, качество продукции, систему сервисного обслуживания, организацию корпоративного управления. Основанная в 1989 году группа компаний «Аквариус» стала первой в России негосударственной организацией, открывшей собственное заводское производство IBM-совместимых персональных компьютеров.

«Аквариус» владеет заводом по производству средств вычислительной техники проектной мощностью 120 тыс. ПК в год (при работе в одну смену) в г. Шуя Ивановской области. Летом 2001 года к нему прибавился производственный цех в Москве мощностью 36 тыс. ПК в год, организованный на базе ФГУП НИИ «Восход» — головного предприятия Минсвязи РФ. Статус НИИ «Восход» позволяет «Аквариусу» тестировать свое оборудование на его стендах, а затем адаптировать под нужды государственных заказчиков.

По данным IDC, компания занимает первое место в России по продажам ПК-серверов. Гарантийное и послегарантийное обслуживание выпускаемой ею техники осуществляется 142 региональными сервисными центрами. Наконец, внедренная «Аквариусом» система контроля за качеством проектирования и производства компьютерной техники сертифицирована на соответствие международным стандартам группы ISO 900x.

Судя по всему, перечисленные факторы сыграли решающую роль в решении руководства Cisco запустить новый проект. В его рамках «Аквариусу» предстоит наладить серийный выпуск серверов AquaServer TCM-24, на которых будут устанавливаться ПО Cisco CallManager и такие приложения IP-телефонии российских разработчиков, как HRS, «Город-Инфо», Exteria и др. (см. Сети, 2002, № 5, с. 20 и № 11, с. 21).

Преследуя маркетинговые цели, сотрудники Cisco Systems преподносят модель AquaServer TCM-24 как телефонную станцию нового поколения. Однако в действительности она представляет собой обычный сервер на платформе Intel (набор микросхем Intel 7500, до двух процессоров Intel Xeon), предназначенный для установки в стандартную 19-дюймовую стойку.

Согласно заявлению Владимира Ткачева, технического директора «Аквариуса», в ходе проектирования нового сервера были предприняты шаги к достижению его повышенной надежности. В частности, модель AquaServer TCM-24 оснащена двумя интегрированными гигабитными сетевыми адаптерами, которые обеспечивают дополнительную устойчивость к сбоям и возможность агрегации каналов. Помимо полного входного контроля за качеством комплектующих, будет проводиться непрерывное 72-часовое тестирование в термокамере всех сходящих со сборочной линии серверов. Однако лучшим способом повышения отказоустойчивости предлагаемого решения представители «Аквариуса» считают построение кластеров из нескольких (максимум восьми) таких серверов — вариант, мягко говоря, не из дешевых.

Специальные изменения внесены в системное ПО. Благодаря им уже на этапе инсталляции пакет CallManager будет распознавать сервер в качестве сертифицированного на работу с программным обеспечением IP-телефонии Cisco Systems и ее партнеров. Подобная модификация ПО соответствует стандартной политике Cisco, нацеленной на жесткий контроль за набором аппаратных платформ для ее ПО. Новое решение будет продаваться через партнерскую сеть Cisco, а к его поддержке намечено привлечь и партнеров «Аквариуса».

Представители обеих сторон с большим энтузиазмом оценивают перспективы нового проекта. Его успеху не в последнюю очередь должна способствовать стоимость аппаратной части. Как сообщил журналистам Леонид Гольденберг, председатель совета директоров «Аквариуса», серверы AquaServer TCM-24 будут на 30-50% дешевле зарубежных аналогов. Что же касается стоимости ПО, то Cisco, судя по прозвучавшим заявлениям, не намеревается вводить на российском рынке специальных ценовых схем. И это при том что в конце минувшего года компания в очередной раз подверглась критике западных аналитиков за неоправданную дороговизну ее продукции.

Количественные прогнозы в отношении сбыта решений Cisco Systems для IP-телефонии на базе серверов «Аквариуса» кажутся весьма противоречивыми. В ходе пресс-конференции, приуроченной к началу производства модели AquaServer TCM-24, звучали разные оценки, но не приходится сомневаться в том, что новый проект призван стать дополнительным стимулом для роста продаж серверных платформ с торговой маркой Aquarius.

В 2002 году фирма выпустила 7 тыс. серверов, превзойдя свой же показатель годичной давности на 60%. Однако модели, ориентированные на установку в 19-дюймовую стойку и использование в телекоммуникационной отрасли, появились в портфеле предложений «Аквариуса» лишь в октябре прошлого года и пока составляют незначительную долю в общем объеме его серверной продукции. По словам Гольденберга, уже в 2003 году руководство компании рассчитывает выпустить серверы для оснащения средствами IP-телефонии 4 тыс. рабочих мест. К сожалению, перевести эту цифру в количество самих серверов не представляется возможным.

Надо отметить, что стартовавший проект не сведется к появлению в России еще одного решения для IP-телефонии. На базе НИИ «Восход» предполагается создать лабораторию по разработке ПО, которое будет востребовано не только в России, но и в других странах. Уникальность проекта заключается в том, что вся получаемая его участниками прибыль должна оставаться в России. Кроме того, в дальнейшем «Аквариус» планирует расширить спектр моделей, сертифицируемых для работы с ПО CallManager, создать серверы для систем речевого ответа и приступить к поставкам собственных комплексных решений в области IP-телефонии.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями